Управление персоналом представляет собой очень сложный и неоднозначный предмет для обсуждения. На наш взгляд, литература, которая существует по данному вопросу, страдает неполнотой и узостью взгляда. Она чаще всего представляет собой краткий учебник по психологии общения для менеджеров и основывается на устаревших понятиях и приемах.
В современной литературе по бизнесу одним из ключевых понятий является интеллектуальный капитал. Одними из важных составных частей интеллектуального капитала организации признаются организационная инфраструктура, квалификация сотрудников и качественное управление персоналом. Действительно, эти вопросы связаны воедино. для производства качественного продукта или услуги необходимы квалифицированные сотрудники, работающие в "единой упряжке", то есть согласованно и осмысленно.
Талант руководителя проявляется в умении подобрать кадры, необходимые для выполнения задачи, создать из них команду и управлять ей. Там, где задействован "человеческий фактор", невозможно обойтись без психологических знаний и умений. По роду занятий приходилось часто сталкиваться с руководителями, которые говорили: "Я уже много лет руковожу людьми, поэтому я сам хороший психолог". К сожалению, чаще всего кроме этих слов никаких психологических знаний и умений такие руководители не обнаруживали. Кстати, можем предложить интересный вопрос для размышления: может быть, эти слова являются визитной карточкой посредственного руководителя и психолога? Почему это так (или не так)? Свой ответ мы дадим в одном из ближайших выпусков.
Для начала хотелось бы рассмотреть основополагающий принцип (парадигму) руководства. Чаще всего руководитель видит свою цель и смысл своей работы в том, чтобы правильно управлять людьми, то есть грамотно воздействовать на них. Этот принцип абсолютно ошибочен, так как сосредоточен на действиях руководителя по отношению к подчиненным и совершенно не учитывает взаимодействия между руководителем и подчиненными. Пользуясь этим принципом, руководитель действует как шахматист по отношению к шахматным фигурам, то есть передвигает их в рамках доски по определенным правилам, пытаясь добиться своих целей. На самом же деле ситуация выглядит иначе: руководитель находится на одной доске с подчиненными (может быть, в качестве ферзя - максимум силы и подвижности) и участвует в той же игре по тем же правилам.
Принципиально он ничем не отличается от других фигур, участвующих в игре. Еще лучше эта ситуация описана Л.Кэрроллом в сказке "Алиса в стране чудес": попытка сыграть в крокет, когда мячом в игре является еж, молотком - фламинго, а воротами - солдаты, при этом каждый действует так, как ему хочется. Если вы принимаете новый взгляд на управление, вам приходится пересмотреть отношения с подчиненными, те приемы и подходы вы используете. Может быть, самое важное, что можно об этом сказать: управление людьми - это очень сложная деятельность. Те действия, которые принесут результат в общении с определенным человеком в данной ситуации, могут оказаться бесполезными или даже вредными с другим человеком или с тем же человеком, но в другой обстановке. Существуют только некоторые принципы, которые позволяют ориентироваться в процессе общения, и мы постараемся их обсудить.
Небольшой тест для руководителей. Часто ли вы в разговоре с подчиненными произносите следующие фразы: "Вы получаете предостаточно денег, и поэтому должны...", "От того, как вы будете работать, будет зависеть ваше вознаграждение", "От вас требуется ответственное отношение к делу", "Я буду наказывать вас за подобные действия"? Чем чаще вам приходится их произносить, тем менее эффективно ваше руководство. Такие фразы - признак скрытой слабости руководителя.