Разговор об интеллектуальном капитале неизбежно должен прийти к теме лидерства и управления. Очевидно, что не может быть организации без лидера, без того, кто ей управляет. В терминах "лидер" и "руководитель" чувствуется какой-то подвох. Слова разные, и чувствуется, что обозначают они разные понятия. В то же время есть в них что-то очень важное общее. Лидер - это человек, который ведет людей за собой, движет их к какой-то цели. Руководитель - это человек, который управляет людьми, раздает задания, определяет обязанности, координирует работу во имя все той же общей цели.
Так что, это один и тот же человек, или все-таки два разных? А если два разных, то как они уживутся в одной организации? У психологов и бизнесменов теоретиков, разумеется, есть готовые ответы на эти вопросы. Но кому интересны готовые ответы? Попытки найти ответ самостоятельно даже на банальный вопрос хорошо развивает мышление. Кроме того, всегда есть шанс найти хорошую бизнес-идею там, где ее никому другому и в голову не придет искать - на самом видном месте.
Попробуем подойти к проблеме с другой стороны. Кем вы считаете себя - лидером или руководителем? А кем хотите быть? Можно предположить, что Лидер - это более почетная миссия, возникают ассоциации с видными политическими деятелями, харизматическими людьми, гуру и т.д. Руководитель же - это всего-навсего менеджер, чуть ли не канцелярский работник. Разница большая, но откуда она берется? На наш взгляд, самое существенное отличие состоит в том, что лидер вооружен идеей, видением общей цели. Он истинный проводник, то есть человек, который знает, куда надо двигаться всем, чтобы достигнуть желаемого. Он знает путь.
Откуда он знает цель и путь?. Видимо, от самого себя. Вообще-то лидер и создает эту самую цель и кто, как не он знает, как до нее добраться. Переформулируем: лидер - это человек, который создает цель, которая становится общей для многих людей, и ведет людей к этой цели. В определении понятия "руководитель" таких важных моментов не заложено. Создается впечатление, что руководитель управляет людьми, не имея какой-то особой общей цели и не имея в виду к ней приближаться. Может быть, он эту цель у кого-то заимствует.
Получается, что лидер - это творец, а руководитель - технолог. Так что вполне возможно, что это два разных человека. Но с другой стороны, разве нельзя считать, что лидер - это творческий руководитель? То есть руководитель, способный что-то придумать, вдохновить людей. Вот и получается, что однозначного ответа на вопрос о разделении функций между лидером и руководителем нет.
Зато есть вот какое интересное соображение. Как можно руководить людьми эффективно? Мы сейчас говорим о "верхнем" руководителе, который отвечает за деятельность всей организации, в первую очередь перед самим собой, ну и, конечно, перед теми, кто у него работает. Может ли такой руководитель позволить себе быть руководителем и не быть лидером? Вроде бы напрашивается ответ "нет", ведь если он не придумает общую для всех цель и не подскажет, как к ней идти, организация не сможет работать.
Тем не менее, на практике нередко бывает так, что человек этот придумывает идею, цель, но в практике работы с людьми никаких лидерских качеств не проявляет, а является типичным руководителем. Чтобы быть лидером, мало придумать хорошую или даже гениальную бизнес-идею, надо сделать так, чтобы она "работала" для всех в организации, чтобы она стала действительно общей. Надо уметь "заразить" этой идеей всех сотрудников.
Взгляд на ту же проблему с другой стороны. Кем для вас являются ваши сотрудники? Коллегами, единомышленниками, подчиненными, рабочей силой, инертной массой, которую надо подстегивать, врагами, саботажниками? Легко ли ими руководить? Прежняя парадигма руководства подразумевала, что сотрудники продали фирме свое время, труд и квалификацию, получают за это деньги и должны работать с максимальной отдачей (должны просто потому, что должны, они ведь подписали договор, разве не так?). Удобная и простая точка зрения.
Однако, времена что ли изменились? Сейчас тот, кто работает в соответствии с этой точкой зрения, сталкивается с большими проблемами. Наемных работников приходится чуть ли не принуждать работать, либо стимулируя прибавками зарплаты (а еще лучше, обещаниями прибавок), или подстегивая штрафами (знаменитые кнут и пряник). При этом руководитель смотрит на подчиненных как на источник проблем. Их приходится мотивировать, "держать в тонусе", заставлять, проверять, инструктировать, в общем, всячески влиять на них. Все это создает ощущение тяжелой ответственной работы.
В то же время, новая парадигма управления гласит, что гораздо легче управлять коллективом единомышленников, людьми, мотивированными заранее, разделяющими общую цель. Эти люди работают не только за деньги, они, по большому счету, хотят того же, что и их руководитель. Им не нужен ни кнут, ни пряник. Хотя, конечно, они требуют адекватной оплаты своего труда, и это справедливо.
Заметьте, какая большая разница между понятием "адекватная оплата труда" и зарплатой, как инструментом мотивации. Сотрудники, которых мотивируют деньгами, чувствуют, что их либо продают, либо покупают, либо подкупают. Как можно при этом быть единомышленниками? На наш взгляд, переход на новую парадигму требует в связи с этим революции в мозгах. По нынешним временам, руководителю и проще и лучше быть лидером.
Выводы? Пожалуйста. Если вы хотите, чтобы интеллектуальный капитал вашей фирмы прирастал за счет хорошего руководства, необходимо развивать в себе лидерские качества. Они складываются из творческих способностей и знания того, как правильно обращаться с людьми. Об этом пойдет речь впереди.