В этом выпуске мы расскажем о том, каким образом предприниматель в своей деятельности опирается на интеллектуальный капитал и как его использует. Предприниматель - это человек, организующий свой бизнес и управляющий им, вне зависимости от масштабов бизнеса; это может касаться как частного предпринимателя, так и владельца крупной компании. Основным здесь является то, что человек вкладывает силы, средства и время в какое-то предприятие и получает от него прибыль. Понятно, что организация любого предприятия требует начального капитала. Почти всегда под начальным капиталом подразумевают определенную сумму денег, необходимую, чтобы "запустить процесс". То, что свое дело требует затрат времени и сил, тоже все понимают, но следует задаться вопросом: достаточно ли этого?
Есть одна настолько очевидная вещь, что на нее, как правило, не обращают внимания. Чтобы дело приносило прибыль, оно должно быть организовано с умом. Нужно правильно выбрать, какой продукт вы будете производить, кому и по какой цене его продавать, в чем сможете опередить конкурентов, как добьетесь благосклонности финансовых организаций (спонсоров, инвесторов), какой найдете способ для снижения налогов. И это далеко не все!
Вот еще серия вопросов, на которые придется искать ответ: как вест и переговоры с поставщиками, продавцами и клиентами, где найти людей, способных выполнить необходимую работу и помочь вам, как управлять этими людьми, как организовать безопасность своего бизнеса, как предотвратить возможные убытки и т.д. почти до бесконечности. Если ответы на эти вопросы найти не удастся, бизнес обречен. Чтобы дело процветало, либо вам придется самому найти ответы, либо найти людей, которые сделают это за вас (и хорошо им заплатить), либо, в крайнем случае, купить эти ответы.
Так что помимо денег, времени и сил в дело необходимо вкладывать идеи, знания, умения, их называют интеллектуальным капиталом. В целом, с интеллектуальным капиталом дела обстоят так же, как и с материальным: чем больший капитал вложен в ваше дело и чем грамотнее вы им распоряжаетесь, тем лучше идут дела и крепче ваш бизнес. Без правильного отношения к интеллектуальному капиталу бизнес в современных условиях невозможен.
Для иллюстрации - банальный пример. Одной из ключевых фигур в организации является главный бухгалтер. От него во многом зависит финансовое положение предприятия, снижение расходов, отношение с государством (т.е. налоговыми органами, банком). Грамотный бухгалтер, правильно обращающийся с деньгами и документами, работающий на компьютере, с хорошими организаторскими и творческими способностями, несомненно, ценный сотрудник. В чем же его ценность? Да вот как раз во всех перечисленных качествах плюс честность (ну хотя бы по отношению к своему руководству :), дисциплина, опыт работы. Каждое из этих качеств повышает ценность бухгалтера как сотрудника и, соответственно, увеличивает ту зарплату, которую он будет получать. Особенно показателен один момент. Почему в основном предприятиям требуются главные бухгалтеры с опытом работы? Потому, что опытный бухгалтер, в отличие от начинающего, обладает реальными знаниями по множеству конкретных проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и умеет их решать. Значит, опыт, как и каждое из остальных качеств, представляет собой определенный интеллектуальный капитал.
Пойдем немного дальше. Бухгалтер - это тот человек, который не создает никакого продукта, то есть он не участвует в основной деятельности предприятия. Есть еще люди, которые создают идеи, конструируют технологии. От них зависит, каким будет производимый продукт, превзойдет ли по качеству продукт конкурентов, будет ли хорошо покупаться. Важнейшее качество этих людей - творческий потенциал, умение придумывать и воплощать что-то новое. Такие люди встречаются нечасто, их необходимо искать А если они уже у вас работают, берегите их, ведь если они уйдут к конкурентам, для вас это будет серьезной потерей. Есть сотрудники, умеющие проводить переговоры и презентации, заниматься рекламой.
И еще одно важное умение - находить нужных сотрудников, договариваться с ними, управлять людьми. Как только вы понимаете, что в вашем предприятии нужен человек с такими качествами, вам приходится его искать, приглашать на работу и платить зарплату. Так вы производите инвестиции в интеллектуальный капитал вашей фирмы. Особая ситуация складывается, если ваше предприятие - это только вы сами. В этом случае вам надо обладать всеми перечисленными качествами, ваш интеллектуальный капитал - это вы сами, то, что вы знаете и умеете.. Либо вы уже этим обладаете, либо ищете способ этому научиться, так как обойтись без этих качеств вы не сможете.
Надеемся, что мы доказали важность и полезность правильного отношения к интеллектуальному капиталу. В дальнейших выпусках рассылки мы планируем осветить вопросы, связанный с различными сторонами интеллектуального капитала, его аудитом и управлением, как применительно к крупным предпринимателям, так и к малому бизнесу.