В качестве эпиграфа к сегодняшней теме можно было бы взять лозунг, который, как говорят, популярен на предприятиях в Японии - "Кадры решают все". Первостепенное внимание к кадрам, то есть к людям - важнейший элемент внутренней политики любой организации. Любую войну, в том числе и конкурентную, выигрывают люди - бойцы, рядовые, офицеры. Командир (руководитель) должен заботиться о своих подчиненных, чтобы в бою (или в труде) они смогли хорошо позаботиться о нем. Сотрудники - это важный интеллектуальный актив. Если мы оцениваем интеллектуальный капитал фирмы, мы неизбежно должны обратиться к вопросу о кадровом потенциале и выяснить, насколько ценные сотрудники работают в фирме.
Второй момент, связанный с этим, - кадровая политика организации. Равенство между сотрудниками невозможно ни в плане их статуса в фирме, ни в плане получаемой зарплаты, каждый сотрудник обладает своей ценностью. Как определить подход к каждому человеку в зависимости от его возможностей и функций? Кому прибавить зарплату, а кого сократить? Разумеется, руководитель всегда так или иначе определяется с этими вопросами и принимает решение, но неплохо бы при этом полагаться не только на интуицию, но и на какие-то объективные методы. Западные аналитики предложили метод определения ценности работника, в соответствии с которым предлагаются различные мероприятия в отношении различных категорий сотрудников. Этот метод оценки полезен и для самих сотрудников, им он позволяет оценить свою ценность для фирмы и предсказать перспективы своей карьеры.
Все сотрудники могут быть поделены на две категории в зависимости от их вклада в производство конечного продукта (товара или услуги). Есть работники, без труда которых продукт не может быть создан. Именно благодаря их труду создается стоимость продукта, то, за что покупатель будет платить. Например, в производстве машин или двигателей невозможно обойтись без конструктора, инженера, технолога, сборщика. При этом величина вклада их в стоимость продукта различна и в приведенном ряду убывает. Если фирма оказывает косметологические услуги, то к таким сотрудникам будут относиться косметологи. визажисты. парикмахеры, то есть те люди, чей труд и заключается в оказании этих услуг.
С другой стороны, есть сотрудники, чей труд никак не участвует в создании стоимости продукта. К ним можно отнести. например, курьеров, водителей, бухгалтеров и т.д. Их труд тоже важен, но имеет косвенное отношение к конечному продукту. Вряд ли можно судить о различиях в их вкладе, потому что во-первых, он минимален, а во-вторых, их трудно сопоставлять, как бухгалтеры, так и водители необходимы, и заменить друг друга они не могут.
Второй способ разделения людей на две категории связан с их взаимозаменяемостью. Насколько труд этого работника уникален? Один ли он способен выполнять эту работу, или есть другие, кто сможет делать то же самое и так же хорошо? Есть категория сотрудников, заменить которых невозможно без того, чтобы не разрушить процесс создания продукта. Есть также категория работников. которые легко могут быть заменены из-за того, что их труд не содержит в себе ничего уникального.
Понятно, что чем лучше подготовка человека, чем больше он знает и умеет, чем обширнее его опыт, тем он более незаменим. Но этим обстоятельствам не всегда можно придавать значение. Несколько парадоксально, но факт. Допустим. речь идет о больнице. Врачи в больнице имеют самое прямое отношение к оказанию услуг. но не являются незаменимыми. Дело в том, что образование и характер деятельности разных врачей в рамках одной специальности практически одинаков. Поэтому уволившегося врача нетрудно заменить другим, только надо предоставить ему время освоиться и приобрести некоторый опыт.
Теперь, можно объединить в одной схеме оба этих способа разделения сотрудников на категории.
Ценные, легко заменяемые
Ценные, незаменимые
Малоценные, легко заменимые
Малоценные, незаменимые
В этой таблице верхняя строка характеризует сотрудников, чей вклад в создание продукта велик и важен, нижняя строчка - тех, чей вклад незначителен. Левая колонка характеризует тех, кто может быть легко заменен, правая - тех, кого заменить очень трудно. В процессе анализа кадров необходимо каждого из сотрудников "поместить" в одну из четырех ячеек таблицы. Затем можно определить свою тактику по отношению к этим категориям. Численность сотрудников, попавших в левую нижнюю ячейку, необходимо радикально сокращать, по возможности автоматизируя их труд.
Те, кто попал в правую нижнюю ячейку, находятся в уникальном положении. Вроде бы пользы для фирмы от них мало, но заменить их невозможно (по-видимому, это нечто вроде уборщицы с маленьким окладом - "никто кроме нее не пойдет на эту работу"). Эту категорию нужно распределить между левой верхней и левой нижней ячейками. То есть, либо стоит изыскать способ механизировать и их труд, либо придать им какие-то важные дополнительные функции.
Ценные, но легко заменяемые сотрудники в общем-то не требуют у себе пристального внимания. Зарплата их должна быть на приличном уровне, но если они ей недовольны, то их обычно не удерживают, а ищут им замену. Наконец, самая важная категория - в правой верхней ячейке. Эти люди - ядро организации. Они требуют к себе повышенного внимания, их труд должен очень хорошо оплачиваться. Надо прилагать максимум усилий, чтобы заинтересовать их работой в вашей организации, перспективами карьерного роста.
Если же вы -наемный работник, для вас желательно честно и беспристрастно оценить свой вклад в создание конечного продукта и свою незаменимость, то есть найти свое место в этой таблице. Если вы интеллектуал, то вероятно вы окажетесь либо вверху справа, либо вверху слева. Самая лучшая позиция в организации - это правая верхняя ячейка, необходимо стремиться занять ее, то есть многое делать для процветания организации и быть для нее незаменимым. В этом случае вам будет доставаться солидный кусок общего пирога (материальных благ), а если вы недовольны своим статусом и финансовым положением, то вы вправе будете требовать от руководства уступок. Если же вы оказались вверху слева, значит позиция ваша в организации нестабильна, особых карьерных перспектив нет и в вас не особенно нуждаются. Однако, если вы хозяин своей судьбы, предпримите что-то серьезное, чтобы стать по-настоящему незаменимым, и тогда вас ждет успех.