Развитие творческого мышления и интеллекта

 

В тени своей идеи -Законы самореализации

Автор: Андрей Малыгин от 28 августа 2019
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко,
и если мы обмениваемся этими яблоками,
то у вас и у меня остается по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея,
и мы обмениваемся этими идеями,
то у каждого будет по две идеи.
Бернард Шоу



ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ…


Согласно статистике, стопроцентно повториться не может ни одна мысль, но направление мышления или детали образов могут быть идентичными у многих людей. Поэтому идеи следует фиксировать. Речь вовсе не об авторских правах и плагиате, скорее о том, как заставить мозг творить и что делать с новорожденными идеями: дарить, продавать или реализовывать?


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


Идеи посещают всех, но для одних это явление исключительное, для других — обыденное. В частности, для специалистов рекламной индустрии это обязательное требование и подтверждение профессиональной пригодности. Хорошая идея — основа работы, цель и главная задача рекламистов. Креативный (само понятие — уже не просто неологизм, а указание на творческое начало в работе с прогнозируемым результатом) конвейер предполагает потенциальную гениальность всех сотрудников. Отсутствие вдохновения — несоответствие занимаемой должности. Природа рождения идеи — тайна, и как любая тайна — необъяснима. И, хотя многие специалисты утверждают, что посредством рефрейминга творчеством можно управлять, гарантий дать не сможет никто. Идея может родиться во сне, в душевой кабинке, в троллейбусе… А может и не родиться...


РЕФРЕЙМИНГ



Техники рефрейминга подробно описаны в НЛП (нейролингвистическое программирование). Чаще всего они применяются для избавления от нежелательного поведения, в ситуациях конфликта личности. Как и многие психологические техники, в этом случае рефрейминг на осознанном уровне используется скорее как «лечебное», а не «упреждающее» средство. Практически рефрейминг — это базовые упражнения, которые следует регулярно выполнять. Например:
Определите задачу, с которой вы можете творчески работать. Сосредоточьтесь, сформулируйте вопрос: «Что я могу сделать, чтобы... ?», «Какое решение мне принять, чтобы... ?». В этот момент активизируется логическая часть вашего сознания. Ученые утверждают, что она составляет максимум 7% потенциала личности. Поблагодарите свою логическую часть. Благодарность — основной рефрен взаимодействия с самим самой.
Почувствуйте отклик: это может быть образ или звук, ощущение, локализованное в груди или голове... Прислушайтесь. Попросите вашу логическую часть еще точнее сформулировать вопрос, чтобы он имел форму «технического задания». Поблагодарите.
Самая чудесная часть упражнения — встреча со своей творческой частью... Именно она дарит незабываемые минуты вдохновения и интеллектуальные эмоции. Древние обращались к ней, называя музой, светлым гением человека, искрой духа, живущей в каждом из нас. Поблагодарите ее, улыбнитесь и попросите поиграть с вами. Попросите дать около 10 ответов на сформулированный логической частью запрос. Варианты могут проноситься в сознании как цельные образы, не старайтесь детализировать их и облечь в слова. Это дело логической части. Самые невообразимые и алогичные предложения могут стать вашим личным и общим открытием.


ГЕН ТВОРЧЕСТВА


Советский исследователь психологии творчества Крушинский (в статье в журнале «Изобретатель и рационализатор», N12 за 1983 год) указывал на связь творческой продуктивности с наличием в наследственном механизме человека гена повышенной возбудимости. По Крушинскому повышенная возбудимость является катализатором и благоприятной средой для развития любых наследственных задатков как положительных, так и отрицательных, поэтому-то талантливые люди вместе с повышенным развитием творческих задатков являются и носителями отрицательных социальных качеств. Иными словами, гениальность — это отчасти болезнь, отчасти уродство.

Для занятий творчеством нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением. В периоды творческого подъема лучше не заниматься аналитической работой (обоснованием или критическим анализом выдвинутой идеи), лучше (пока «несет») набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом в спокойной обстановке заняться обстоятельным анализом.


ЭВРИСТИКА


На заре расцвета западной цивилизации господствовало мнение, что новые идеи и мысли людям приносят «гении» или «музы» — сверхъестественные существа, невидимо посещающие избранных, например, муза Терпсихора посещает поэтов, ученым дарит озарение Урания. Можно вспомнить о ярком примере, о демоне Сократа, которые вел с ним философские беседы... Платон, ученик Сократа, познание истинного устройства мира также связывал с озарениями, к которым можно стремиться, но которыми невозможно управлять.

Аристотель стал первым, кто предложил совершенно иную точку зрения. Он выдвинул на первый план само мышление и его законы, положив тем самым начало всей западной традиции мышления. Рене Декарт, основатель современного научного метода, предложил первый обстоятельный труд на эту тему «Правила для руководства ума». В середине ХХ века возникла целая методологическая дисциплина, занимающаяся исследованиями творческого мышления, — эвристика. Эвристические исследования привели к созданию некоторых методов «изобретения», в частности, метод «гирлянд ассоциаций» или «доведения противоречия до крайности» и др. Эвристика обратила внимание на важнейшую черту истинно творческого мышления: оно всегда основывается на отказе от традиционного описания ситуации.


ИНСАЙТ


Главной исследовательской работой основателя гештальт-психологии Макса Вертгеймера является книга «Продуктивное мышление», посвященная анализу творческого мышления. Решение задачи, новая идея приходят в момент «схватывания» ситуации в ее целостности и полноте, этот момент и есть инсайт. Опыты, проводимые над обезьянами Келлером еще в 1914 году, показали: переживать инсайт способны не только люди, но и шимпанзе: когда обезьяна неожиданно догадывается воспользоваться палкой, чтобы притянуть к себе висящие бананы; ее поведение радикально меняется и превращается из случайного, хаотического в целенаправленное, ясное. Таким образом, решение обезьяны становится не результатом длительного логического размышления, а неожиданным озарением, новым восприятием ситуации.


КРЕАТИВНЫЕ СЕКРЕТЫ


У квалифицированных рекламистов есть наработанные схемы «вызова–создания» идеи. Их вряд ли вам откроют, но основные методы творческого подхода к решению задачи известны каждому копирайтеру.

Наблюдение. Любопытство — неотъемлемая составляющая всех творческих натур. Наблюдая за происходящим, можно случайно выйти на необходимую идею. А можно и методически ее вычислять. В рекламе продукта, например, важно начать с пассивного наблюдения за всеми производственными процессами до момента продажи.
Активное наблюдение. Вы не просто наблюдаете, но и участвуете во всех процессах. Если это молодежное направление — танцуете, прыгаете с парашютом, играете в бильярд до утра т.д.
Интервью. Методичное изучение мнения других людей. Анализ отзывов поможет посмотреть на тему под другим углом.
Ассоциации. Вы набираете большое количество информации и приступаете к поиску ассоциаций по теме. Телевидение, периодические издания, рекламные каталоги — источники могут быть самые разнообразные. Интуиция подскажет, когда вы найдете именно ТО.
Подмена брэнда. Замените товар, тему на ассоциативный ряд, богатый символическими описаниями. Компиляция или брэнд-манифест. Составьте из самых удачных рекламных идей — одну, которая и задаст направление поиска — эмоциональное настроение идеи, которую вы ищите.
Мозговой штурм. Весь коллектив в полном составе обсуждает идею. Предлагает свои варианты. Из общего количества идей, одна-две подойдут для разработки.
Сознательный бред. Автор методики Бегбедер убежден, что если собрать большое количество бредовых идей и начать их генерировать, можно найти гениальную идею, которую можно реализовать.
Конструктор. Суть методики создания идей — отсутствие любых методик. Выбирает человек: комбинирует или просто ежедневно просыпается с идеей. Где-то влияют обстоятельства, где-то вы. Профессионально создавать идеи можно подготовительным, ассоциативным и коллективным способами.


НЕЛЬЗЯ


С раннего детства нас учат сдерживать эмоции, подчиняться ограничениям и правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять — не значит подавлять.


МАНИЯ СЛАВЫ


Существенно степень творческой активности мотивирует стремление прославиться, навеки войти в память людскую, обрести бессмертие за счет новизны, уникальности, особой общественной значимости и полезности результатов своей деятельности. Такой мотив способен заставить людей осознанно творить чудеса. Иногда стремление реализовать идею неосознанно приводит к всемирной славе. Так, друзья и родственники Маркони в течение долгих лет лечили его от бредовой идеи передавать голос через тысячи километров, но радио все-таки вошло в нашу жизнь.


ИДЕЯ! И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Идея, какой бы классной она ни была, всегда требует от автора дальнейших действий. Подарить? Продать? Реализовать лично или в команде? А может просто забыть о ней? Гиннес использовал свою идею для спасения личного бизнеса, а уже потом идея собирать и квалифицировать рекорды стала отдельным проектом, новым бизнесом для большой команды людей. Дисней брал чужие идеи, реализовывал их, при этом материально вознаграждая авторов. Сегодня можно продать «голую идею», но в нашей стране реальнее предложить идею с условием дальнейшего участия в ее реализации. Если же с количеством и качеством идей у вас все в порядке, вы можете просто помогать сотрудникам. Главное, не забывать, что «подарки — не отдарки». И если вы прошляпили момент регистрации авторства, лучше не поднимать эту тему впоследствии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
  • Вадим Газимович

  • 20 мая 2008 22:50
  • Группа: Посетители
  • ICQ: 391106826
  • Регистрация: 14.05.2008
  • Комментариев: 37
  • Публикаций: 0
^
"...Терпсихора посещает поэтов..." тут вкралась ошибка: Терпсихора- это муза танца, а музы поэзии это- Эвтерпа (лирическая поэзия)
- Талия ( лёгкая поэзия, комедия)
- Эрато (любовная поэзия)
- Каллиопа (эпическая поэзия)
С уважением, постоянный (с недавних пор) посетитель
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
hdseven.ru.