Предположим, что я сажусь и говорю себе: "Мне нужна новая идея в такой-то области [вставить конкретную область]". Что мне делать?
Я могу провести исследование и пытаться вывести новую идею логически.
Я могу позаимствовать или украсть идею, используемую кем-то другим.
Я могу сесть и начать вертеть пальцами, надеясь на вдохновение.
Я могу попросить творческого человека найти для меня идею.
Я могу спешно созвать группу мозгового штурма.
Или я могу тихо, систематично и нацелено применить один из методов латерального (бокового) мышления (например, метод случайного слова), и через 10-20 секунд у меня возникнут новые идеи.
Многие из тех, кто работает в области творческого мышления подходят к творчеству с позиции вдохновителей. Освободившись от внутренних блоков, вы станете творческим человеком. Научившись использовать свое правое полушарие, вы станете творческим человеком. Доверьтесь своей интуиции, и вы станете творческим человеком. Войдя в тета-ритм, вы станете творческим человеком. Упор делается на измененные состояния сознания.
Я рассматриваю творческое мышление (латеральное мышление) как особый тип обращения с информацией. Оно должно занять свое место рядом с другими методами обработки информации: математикой и логическим анализом, компьютерным моделированием и так далее. Человек, садящийся с четким намерением найти новую идею и начинающий систематично применять методы латерального мышления, должен стать нормальным явлением. Время от времени измененные состояния сознания, упомянутые выше, будут оказывать творческое влияние, но тех же результатов можно будет достичь более надежным и систематичным образом, используя конкретные инструменты. Измененное состояние сознания действительно может спровоцировать нечто, но провокации можно получить и сознательно, используя провоцирующие методы и слово "по".
"ТВОРЧЕСКИЙ УМ ДАЕТСЯ ОТ ПРИРОДЫ, И ЕМУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ"
Такое ошибочное представление на самом деле очень удобно, поскольку оно освобождает всех нас от какой бы то ни было необходимости развивать творческие способности. Если они встречаются лишь как природный талант, то не имеет смысла пытаться как-то их изменить.
Этот аргумент обычно высказывают, приводя в пример довольно исключительные случаи творческих способностей, какими обладали Моцарт, Эйнштейн или Микеланджело. Это немного напоминает утверждение о том, что нет смысла преподавать математику, поскольку математические гении уровня Пуанкаре не появляются по указке. Мы не прекращаем учить людей играть на пианино или скрипке, хотя и не можем гарантировать, что каждый ученик станет Листом или Падеревским. Из каждого ли, кто учится играть в теннис, получится Бьорн Борг или Мартина Навратилова?
Есть очень полезные уровни способностей в математике, игре на пианино или скрипке, теннисе, даже если они и не достигают уровня гения.
Представьте себе людей, выстроившихся перед забегом. Дается сигнал к старту и начинается забег. Кто-то пришел первым, а кто-то последним. Результаты зависели от природных способностей. Теперь представим, что некто изобретает "роликовые коньки" и немного обучает наших бегунов кататься на них. Снова проводится забег. Теперь каждый движется намного быстрее, чем раньше. Кто-то снова придет первым, а кто-то - снова последним.
Если с творчеством ничего не делать, то конечно творческие способности будут зависеть только от "природного" таланта. Но если мы дадим обучение, структуры и систематические методы, мы сможем повысить общий уровень творческих способностей. Некоторые люди по- прежнему будут намного лучше других, но каждый сможет приобрести некоторые творческие навыки. Нет никакого противоречия между "талантом" и "обучением". Каждый тренер или учитель пения вам это подтвердит.
Когда я начинал писать о творчестве, я отчасти ожидал услышать от действительно творческих людей, что им все это не нужно. Произошло прямо противоположное. Многие известные творческие люди связались со мной, чтобы сказать, насколько полезными они нашли некоторые из методов.
В настоящий момент накоплен огромный опыт, показывающий, как сознательное использование методов мышления приводит к сильным идеям. Имеется также немалый опыт других, говорящий о том, что обучение творческому мышлению может давать значительные результаты.
Мы можем быть не в силах обучить гения - но совсем даже немало творчества происходит и без гениев.