Запечатление.
1.
- Запечатление - это фиксирование информации в памяти на основе установления познавательных связей между вновь поступающей информацией и информацией, хранящейся в памяти.
- Соответственно трём особенностям информации, возникают познавательные связи трех видов - смысловые, ассоциативные, структурные.
- Запечатление на длительное время тредует большего мыслительного труда и протекает медленнее. Можно обеспечить с помощью смысловых связей. При этом в качестве подготовки можно использовать ассоциативные и структурные связи.
- Чем целесообразнее строятся познавательные связи, чем более полно отражаются в них особенности информации, тем прочнее запечатление.
- Память можно представить, как информационную сеть состоящую из смысловых, ассоциативных и структурных связей, запечатлённых индивидуумом под влиянием его интересов и на основе его познавательных ресурсов.
- Для правильного включения новой информации в информационную сеть требуется чтобы выбираемые связи были не только целесообразными, но и оптимально-релевантными.
- Релевантные - такие связи, которые обеспечивают включение новой информации в ту область информационной сети индивида, которая соответствует закономерностям этой новой информации. Интересам и познавательным возможностям индивида.
- Существует несколько способов структурирования информации: алфавитный порядок, различные виды ранжирования.
2.
- 1. Правильно выбирать познавательные связи.
- Т.е.
- Выбирать вид познавательной связи, соответствующей главной особенности новой информации. Которую требуется запечатлеть. Смысл и значение информации запечатляются с помощью смысловых связей, её ассоциации интуитивной с чем либо уже имеющимся - ассоциативных связей. И структура новой информации запечатляется с помощью структурных связей.
- 2. Установить разносторонние познавательные связи с целью долговременного запечатления информации.
- Т.е.
- Для долговременного запечатления следует использовать смысловые связи. Запечатление будет максимально прочным, если устанавливаются возможно более разносторонние смысловые связи. А, для дополнительного усиления запечатления используются ассоциативные и структурные связи.
- 3. Использовать релевантные, оптимальные познавательные связи.
- Т.е.
- Установить связь между запечатлеваемой информацией и имеющимися знаниями, релевантными для данной информации.
- Выполняя упражнения, не забывать использовать методы восприятия и концентрации.
- 3.
- Упражнение 1. Построение смысловых связей.
- 1.При построение смысловых связей ставить себе вопросы:
- - в чём состоит смысл информации?
- - что уже известно о ней?
- - в какую область моих знаний её целесообразно включить?
- 2. Глубже задуматься над этим. Образовать несколько смысловых связей для каждого вясказывания. Выбирать только оптимальные!
- 3. Пытаться целиком концентрироваться на построеных связях. Повторять их неоднократно. Стараться при этом возможно полнее использовать анализаторы. Наглядное, образное представление, проговаривание вслух,запись, хождение взад-вперёд и т.д..
- Например:
- 1. Альберт Энштейн - один из величайших физиков. - смысловая связь - Создатель теории относительности.
- 2. Ф. Энгельс - автор работы "О социальном вопросе в России". - Ваша смысловая связь? -
- 3. Память отображает индивидуальную объективную иллюзию об окружающей реальности. - Ваша смысловая связь? -
- 4. Третья часть взрослого населения планеты - неграмотны. - Ваша смысловая связь? -
- Упражнение 2. Построение ассоциативных связей.
- 1.Способность человека устанавливать ассоциативные связи - безгранична! Ассоциативные связи образуются без особого труда. И относительно легко вытесняются. Поэтому наиболее целесообразны при кратковременном запечптлении.
- 2. Применимы так же, когда не удаётсяпостроить смысловые связи или когда требуется смысловые и прочие связи "поддержать" ассоциациями.
- 3. Образование ассоциативных связей часто выражаются в том,что новая информация мысленно связывается с уже имеющейся представлениями - образами по косвенным своим характеристикам.
- Например:
- Хотим ассоциативно связать "луна" и "масло". Для этого легко представить, что на Луне лежит кусочек масла, или она сама кусочек масла или... И чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запечатлдяется.
- 4. Поупражняться в образовании ассоциативных связей, пытаясь соотнести пятью различными способамилюбые два-три понятия:
- - Луна - масло.
- - Треугольник - виноград.
- - Дерево - Берлин.
- - Стол - небо
- - Леопард - хрен.
- 5. Проделать аналогичные упражнения используя различные слова и понятия из повседневной жизни.
- Например:
- Свяжите имена или лица знакомых с определёнными свойствами, переживаниями или ситуациями.
- 6. Ассоциативное запечатление весьма эффективно, когда одновременно устанавливаются зрительные, слуховые и осязательные ассоциации. На слово -лимон... - и слюна потекла. Это осязательная ассоциация.
- Упражнение 3. Образование структурных связей.
- Виды структурных связей:
- Алфавитный порядок: информация располагается в порядке букв алфавита
- Группировка: информация упорядочивается согласно определенным признакам. Напримерпо ее отнесенности к тем или иным областям знаний.
- Ранжирование: информация упорядочивается в соответствии с некоторой шкалой оценок. Например, по десятибальной системе.
- Образование фраз из начальных букв слов, составляющих запоминаемую информацию: Например порядок цветов в радуге.
- Ритмизация: Информация связывается с некоторым ритмом. Например, ряд чисел произносится вслух в некотором ритме.
- Рифмование: информация упорядочивается с помощью рифмы. Например, слова - "память, метод, муки, овладеть", можно связать т.о. - "Чтобы муки памяти преодолеть рациональным методом ты должен овладеть".
- 1. Применить перечисленные структурные связи для запечатления следующих слов: желтый, Густав Герц, пятиборье, тенис, А.Энштейн, зеленый, плаванье, Дм. Менделеев. Для этого расположить слова в алфавитном порядке, разобрать на группы, проранжировать и запечатлеть.
- 2. При запечатлении следующего набора слов и выражений образовать слова из начальных букв. "концентрация, интерес, нахождение правильных связей, организация памяти".
- 3. Запомнить слова при помощи рифмы - "чайка, дом, майка, гром".
- Интенсивность запечатления увеличится, если использовать связи всех 3-х типов.
- Например.
- 4. Попрактиковаться в построении разнообразных связей при выполнении повседневной работы. Сознательно выбирая целесообразные и релевантные(оптимальные для Вас) связи для запечатления нужной информации. Используя при этом уже известные методы восприятия и концентрации.
Повторение.
1.
- Как осуществить рациональное повторение запечатленной информации?
- 1. Повторение информации состоит в повторном протекании процесса запоминания от восприятия (через концентрацию) до запечатления. С уже большими знаниями.
- 2. Если информация находится в памяти более 20 секунд, то она переходит в кратковременную память и т.о. закрепляется на некоторое время.
- 3. В промежутках между повторениями происходит процесс закрепления косвенным путем. Т.е. на основе установления связей со сходной информацией. Поступающей далее в это же время. И имеющейся в памяти ранее.
- 4. Т.к. вероятность потери информации максимальна на ранних этапах запечатления, то в начале процесса заучивания промежутки времени между повторениями должны быть короче, а затем их следует увеличивать.
- 5. Количество повторений, необходимое для успешного запоминания зависит от:
- 1. характера информации
- 2. особенностей памяти
- 3. умственных способностей
- индивида.
- 6. Желательно развивать:
- 1. склонность к логическому мышлению
- 2. богатство фантазии и воображения
- 3. способность к концентрации.
- 7. Если инфориацию требуется запомнить на несколько дней, то целесообразно, повторять ее через:
- 1.15...20 минут
- 2. 8...9 часов
- 3. 24 часа.
- При повторении всегда следует несколько выходить за рамки той области знаний, к которой непосредственно относится изучаемая информация.
2.
- Прежде, чем заучивать и повторять материал, необходимо ознакомиться с ним в целом. Понять, осмыслить его, оценить его объем, разбить на смысловые части и т.д. Это важное условие эффективности заучивания.
- Так, что где возможно, следует заучивать целиком.
- - Если текст большой, следует разбить его на части, законченные по смыслу и обработать по схеме:
- 1. запечатление А-Б
- 2. повторение А-Б, запечатление Б-В
- 3. повторение А-Б, Б-В, запечатление В-Г.
- и т.д.
- - Метод заучивания по частям целесообразно использовать при работе с материалом, отдельные части которого различаются по степени трудности. Вначале каждая часть заучивается отдельно с учетом ее трудности, затем материал повторяется как единое целое.
- Один раз прочитать - три раза пересказать.
- - Формула ОЧОГ.
- О - ориентировка. главные мысли. Прочитать текст с целью понять его главные мысли. Подчеркнуть. Повторять их в памяти.
- Ч - стение. второстепенные детали связать с главными мыслями. Выделить второстепенные детали. Установить связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторять в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.
- О - обзор. вопросы к главным мыслям. Быстро просмотреть текст. Проверить правильно ли связаны главные мысли со второстепенными деталями. Поставить вопросы к главным мыслям.
- Г - главное. пересказать текст, ответить на вопросы. Мысленно пересказать текст или вслух кому-либо. Вспоминая главные мысли. Дать ответы на составленные вопросы.
Число повторных чтений должно быть как можно меньше! А, количество мысленных пересказов, повторений по памяти увеличивается до необходимого количества. Повторения распределить рационально по времени.
3.
- Непосредственно после восприятия повторять информацию в течении примерно 20 секунд. Следить за тем, чтобы воспринятая информация, которая не должна быть потеряна, сохранялась в памяти сразу после восприятия в течении времени, большего чем 20 секунд.
- Промежутки времени между повторениями должны быть как можно большими.
- Промежутки времени между повторениями необходимо постепенно увеличивать. Поскольку большая часть информации теряется на ранней стадии закрепления, повторения на этой стадии нужно производить чаще. А, затем делать их все более редкими.
- Заучивать нужно несколько больше требуемого уровня.
- При возможности материал следует заучивать целиком.
- При повторном чтении использовать формулу ОЧОГ. В случае необходимости повторного чтения текста следует использовать формулу - ОЧОГ. Не забывать, что количество повторных чтений должно быть минимальным. Но, материал нужно повторять по памяти столько раз, сколько потребуется.
4.
- Упражнение 1. Рациональное повторение информации.
- 1. Прочитать некоторый текст используя формулу ОЧОГ. Разделить текст на законченные фрагменты по смыслу и постараться запомнить их целиком. Повторения распределить рационально.
- 2. Запомнить текст. Попросить проверить точность его воспроизведения. Следить, чтобы при этом каждый раз закреплялись механизмы восприятия, концентрации и запечатления.
- 3. Стараться использовать все указанные методы при запоминании информации в своей повседневной работе.
- Не забывать о всестороннем использовании анализаторов, направлять внимание на существенную информацию и сознательно отбрасывать несущественную. При запечатлении выбирать целесообразные и релевантные (индивидуально оптимальные связи). Рационально распределять повторения.
Забывание.
1.
- Забывание - один из важнейших компонентовхорошо работающей памяти.
- 1. Емкость сознательной памяти ограничена. Исходя из этого, не стоит забывать существенную и жизненно важную информацию
- 2. Продуктивность воспроизведения определяется в первую очередь не количеством, а качеством информации, находящейся в сознательной памяти.
- 3. В сознательной памяти должна храниться информация:
- 1. жизненно важная
- 2. активно используемая
- 3. могущая служить средством извлечения информации из латентной, неосознанной памяти.
- 4. Необходимым условием успешного забывания является не толко правильный выбор того, что надо и что не надо забывать. Но, и правильное запечатление информации, подлежащей забыванию.
- 5. Вид словесной опоры должен соответствовать виду познавательной связи, с помощью которой "забываемая" информация была запечатлена. Словесная опора должна быть прочно запечатлена и доступна сознательной памяти.
2.
- Что надо, и что не надо забывать. Т.е. научиться разделять информацию, которую следует забывать и которую не следует. А, ненужную информацию и вовсе отбросить сразу после восприятия. Не должна забываться жизненно важная, активно используемая и необходимая для воспроизведения забытого информация. Забыванию подлежит информация важная, но не используемая постоянно.
- Чтобы правильно забыть, надо правильно запечатлеть и повторить. Т.е. подлежащая забыванию информация должна быть предварительно правильно запечатлена и повторена. Необходимо установить целесообразные, релевантные связи и закрепить их путем повторения.
- Правильное забывание нуждается в словесной опоре. Т.е. словесная опора должна соответствовать виду познавательной связи, с помощью которой запечатлевалась подлежащая забыванию информация.
- Активное забывание - оттенение информации. Т.е. после того, как информация запечатлена, повторена и осуществлен выбор словесной опоры, эту информацию необходимо оттеснить. Поэтому действия закрепления и повторения надо прекратить. И постараться, чтобы путем восприятия новой информации, и концентрации на ней забываемая информация (первая) была оттеснена. Но, повторение словесной опоры надо продолжать, чтобы она не подверглась оттеснению.
- Тренировка техники забывания должна продолжаться до тех пор, пока этот механизм не будет выполняться с высокой (достаточной) эффективностью. И Вы не овладеете умением забывать.
3.
- Упражнение 1. Правильное забывание. 5 коротких тестов.
- Запомнить их с помощью целесообразных и индивидуально-оптимальных (релевантных) связей. /Осознать сначала как они возникают и далее в процессе тренировок научиться управлять их возникновением.
- 1. Поторять до тех пор, пока они не закрепятся.
- 2. Затем выбрать для каждой информации словесную опору, т.е. словосочетания или короткое предложение, которое Вашему мнению, возможно более точно и удобно для запечатления выражает смысл соответствующей информации и ее познавательные цели.
- Опора должна давать ответ на вопросы - Где? Что? и Как? будет храниться информация. /Сначала следует осознать имеющиеся спонтанные механизмы и уже далее постараться регулировать их своим сознанием.
- 3.Выписать опоры и забыть информацию, но опоры забывать нельзя. Продолжать их повторять.
- Материал:
- 1. По инициативе английского философа Бертрана Рассела была организована Пагуошская конференция. На конференцию приезжают ученые чтобы обсуждать пути сохранения мира и исключения опасности атомной войны. /Примером опоры может быть "Пагуошская конференция".
- 2. Мормонами называются члены американской религиозной секты, в основе которой лежат Библия и книга "Мормон". Секта насчитывает около 1 млн. человек
- 3. Ламарк является создателем первой научной теории, получившей название ламаркизма. В каччестве основного фактора, обуславливающего совершенствование живых организмов, в этой теории принимаются изменения условий существования.
- 4. Предводителем греков в Троянской войне был Агамемнон, царь Микен.
- 5. Сонетом называется лирическое стихотворение, состоящее из двух четырехстрочных и двух трехстрочных строф.
Информация | Словесная опора |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Регулярно составлять подобные задания на материалах повседневной деятельности. При освоении навыка, можно обходиться без бумаги и записей. Делать все в уме.
А, в дальнейшем эти рационально предложенные навыки станут Вам родными. После двух-трех лет практикования вы уже и представить себе не сможете, как же рутинно и непредсказуемо было раньше.