Восприятие информации.
- 1.
- 1. Память - активный целенаправленный процесс. Его надо рационально (оптимально) организовать.
- Управление памятью начинается тогда, когда создается возможность осознать составляющие её процессы...
- и на этой основе с помощью специальных методов обеспечить их эффективное протекание.
- 2. Восприятие информации - в значительной степени процесс выбора её.
- Осознание целей своей деятельности (познания) и различение информации определяющейдостижению целейи информации, не решающей этой задачи.
- Чем лучше произведён этот выбор, тем эффективнее работа памяти!
- 3. Важнейшим условием высокой продуктивности памяти является возможно более эффективное использование анализаторов при восприятии информации.
- /зрение или слух?
- Активность восприятия, возможно стимулируется хотьбой, что приводит к повышению как к интенсивности восприятия, так и продуктивности памяти вообще. /Стиль работы Карла Маркса
- 4. Глубокие знания обуславливают высокое качество внутренней информационной сети (структуры сознания) и соответственно высокую интенсивностьпроцесса восприятия.
- 2.
- 1. Ясно и чётко формулировать познавательные цели. Выбирать по ним из общего потока лишь существенную информацию.
- ЦЕЛЬ /Т.е.
- 1.Приучить себя к тому, чтобы начинать деятельность с формулировки возможно более точной и ясной - её цели!
- 2.Чего же я хочу добиться, достигнуть путём восприятия информации?
- 3.Определить затем, какая информация может оказать решающее воздействие на достижение цели?
- 4.Сконцентрировать внимание на восприятии именно этой информации.
- 2. Всесторонне и интенсивно использовать анализаторы.
- ОБРАЗ /Т.е.
- Во всех случаях, старайтесь использовать для восприятия информации в первую очередь, свой доминирующий анализатор. Зрение или слух. Но, чем всестороннее используются анализаторы, тем интенсивнее протекает процесс воспиятия.
- Поэтому при работе с текстом старайтесь не только понять его смысл, но также представить его в образной форме.
- Можно запомнитьважнейшие мысли текста по структуре его. Проговорить текст вслух, стараясь придать ему эмоциональную окраску и определённый ритм. Проверить, не оказывает ли благоприятное воздействие на восприятие, ходьба, задумчивая прогулка. Где целесообразно, использовать анализаторы запаха, вкуса и осязания.
- 3. Создать интерес используя имеющиеся знания.
- ИНТЕРЕС /Т.е.
- Постараться сделать информацию, которую надо запомнить, максимально интересной. Для этого особенно важно осознать её значение для моей работы.
- Использовать все знания, которыми располагаю, чтобы сделать процесс восприятия возможно более интересным.
- Для этого полезно поразмышлять о том, что я уже знаю о воспринимаемой информации, какое отношение она имеет к уже имеющимся знаниям...
- И как это может помочь улучшению запоминания.
3.
- Для обеспечения повышения продуктивности памяти, необходимо упражняться в практическом использовании знаний о процессах памяти и рациональных приемах запоминания.
- 1. Уяснить себе, какие упражнения особенно полезны.
- 2. Самостоятельно построить аналогичные, используя материал из знакомых областей знания.
- Упражнение 1. Формулировка познавательной цели и выбор информации.
- 1. Сформулировать точно и однозначно цель, к которой стремлюсь, углубляя и совершенствуя свои знания.
- 2. Записать её.
- 3. Выбрать некоторые литературные источники, касающиеся интересующих меня проблем и ознакомиться с ними.
- 4. Выделить в них существенную информацию и отбросить несущественную.
- 5. Существенную информацию запомнить и записать.
- 6. Продолжить работу на другом материале.
- 7. воспринимать Постараться приучить себя к следующему: прежде чем информацию, нужно сформулировать цель, с которой это делаю!
- 8. Поупражняться в том, чтобы из разнообразной информации выбирать только то, что решающим образом помогает достижению моей цели.
- Упражнение 2. Всестороннее и интенсивное использование анализаторов.
- 1. Возьмите любой текст и используёте для его восприятия своим доминирующим анализатором. Зрение или слух. При этом старайтесь эффективнее использовать другие анализаторы. Если прослушивали магнитофонную запись, дополнительно прочитайте его про себя.
- 2. Проговорить текст, придав ему определённые интонацию и ритм, попробовать при этом ходить взад-вперёд.
- 3. Стараться не только понять смысл текста, но и представить себе его важнейшие положения в образной форме.
- 4. Существенные мысли текста записать.
- 5. При выполнении упражнения обратить внимание на то, какую информацию я воспринимаю лучше всего. Для оценки можно использовать следующие критерии:
- 1. скорость восприятия информации.
- 2. прочность удержания прочитанной информации
- 3. точность восприятия информации.
- Упражнение 3. Возбуждение интереса и использование имеющихся знаний.
- 1. Взять любой новый материал. Например, раскрыть энциклопедию, и выбрать статью, содержащую неизвестную информацию, которая покажется мне интересной.
- 2. Ответить на следующие вопросы:
- 1. Почему она меня заинтересовала?
- 2. Что мне уже известно об этой информации?
- 3. Как она связана с моими знаниями?
- 4. Как она может быть полезна в моей работе?
- 3. П остараться с помощью таких вопросов ввести информацию в систему своих интересов и мобилизовать себя на её максимальное запоминание.
Концентрация.
1.
- Концентрация - это направленность познавательного процесса (мозга, ума) на объект познания. Путём состредоточения внимания на существенную информацию и игнорирование (элиминирование) не существенной.
- Внимание - направленность на объект познания, базирующийся на всестороннем (максимально возможном на данном уровне развитости индивидуума) отображении этого объекта сознанием.
- Элиминировать - значит исключать воспринимаемую несущественную нформацию путём:
- 1.отказа от её запоминания и повторения
- 2. отбрасывания её.
- Чтобы добиться высокой концентрации, необходимо научиться сознательно управлять механизмом выбора, внимания и элиминирования.
- 2.
- 1.Развивать внимание к существенному.
- Т.е.
- 1. Направить внимание на изучаемый предмет и
- 2. Постараться выделять в нём всё новые стороны, аспекты, признаки и связи.
- 3. Постараться, чтобы благодаря этому процесс достижения познавательной цели становился всё более эффективным.
- 4. Следить, чтобы внимание было направлено только на изучаемый предмет и не допускать его переключения на другие темы, предметы.
- 2. Не закреплять несущественную информацию.
- Т.е.
- Информацию, воспринятую, но не существенную для постижения изучаемого предмета, не следует закреплять. Т.е. она не должна ни запечетлеваться, ни повторяться в память.
- 3. Отбрасывать несущественную информацию.
- Т.е.
- Воспринятую несущественную информацию необходимо сразу же (в течении 20 сек.) вытеснять путём восприятия новой. Лучше существенной информации. И т.о. отбрасывать. Чтобы "отбросить" незакреплённую информацию достаточно воспринять 9 новых сообщений.
3.
- Упражнение 1. Общее совершенствование концентрации.
- 1. Выберете в качестве объекта познания какую-нибудь вещь в комнате. Например, картину.
- 2. Постарайтесь в течении минуты выделить самые различные её особенности.
- 3. Действовать надо по определённой системе:
- 1.Сначала описать картину в общих чертах отвечая на вопросы:
- - Что на ней изображено.
- - Кто её автор.
- - Хорошая ли рамка и т.п.
- 2.Затем изучить её специфические особенности:
- - рассмотреть отдельные детали.
- - манеру их исполнения и т.д.
- 4. Проделайте аналогичную работу с другими предметами, выбирая их в качестве объектов изучения.
- 5. В каждом случае точно формулируйте познавательную цель.
- 6. Постепенно увеличивать время, затрачиваемое на упражнения.
- 7. Постараться в дальнейшем проводить эти упражнения в неблагоприятных условиях. Например, в условиях шума.
- Упражнение 2. Визуальная концентрация.
- 1. По клеточкам тетрадного листочка нарисуйте через клеточку буквы. От А до К. Для начала. Ниже, через 5-7 линий, клеточек поставьте точки в паралельных буквам узлах, точках - цифры. От 1 до 10.
- 2. Соедините точки с именами букв с точками поименованными цифрами линиями любых зигзагов и в любом порядке между собой. Начинается линия в точке с именем буквы. А, кончается эта линия в точке с номером цифры. Любое с любым, по вашему усмотрению.
- 3. И тренируйтесь в визуальном поиске соединения буквы с цифрой.
- 4. Лучше сделать сразу 10 карточек и потом в разброску их рассматривать.
- Упражнение 3. Смена объекта концентрации.
- 1. При решении мыслительных задач в повседневной жизни, нам приходится менять объекты концентрации внимания соответственно различным познавательным целям.
- 2. Способность производить такую замену повышает продуктивность памяти.
- 3. Прочитать некоторый текст и ответить на заранее поставленный вопрос:
- Например, сколько раз встречается в нём буква "к".
- Прочитать ещё раз. С вопросом - сколько раз встречается в нем буква "а"
- Сколько строчек в тексте. И прочее.
- Упражнение 4. Сознательное отбрасывание информации.
- 1. Прочитать некоторый набор слов. Чтобы они не запечетлевались. Штук 10.
- 2. Чтобы исключить возможность их закрепления, постараться не повторять их мысленно. Любым мнемоническим приёмом.
- 3. Далее, чтобы отбросить их, сразу же прочитайте и запомните следующий набор слов. Запишите слова второго списка и повторяйте их, пока не запомните.
- 4. Проверить запоминание слов первого списка. Если - нет, значит механизм отбрасывания работает правильно.