"Необходимость этой книги порождена именно книжным взрывом, который знаменует рост объёма знаний, обусловленный НТР."
1.2. Чтобы не утонуть в океане новых знаний и обеспечить высокий уровень интеллектуального развития людей... Во всём мире предпринимаются усилия к экстенсивному развитию.
- Суть экстенсивного развития -
- все больше времени затрачивается на то, чтобы
- всё большему количеству людей сообщить
- всё большее количество знаний.
- Но... Беспредельно увеличивать время обучения невозможно! Т.е.
- ограниченные возможности обучаться у учащихся
- ограничены экономические ресурсы общества и следовательно
- экстенсивный метод не всегда характеризует прогресс. Отсюда вопрос -
- Каковы пути и средства максимальной интенсификации (повышения качества) обучения:?
- 1.3. Техника чтения современного человека намного ниже его возможностей. Ещё хуже с освоением и практическим использованием других знаний, полученных при обучении.
- Стремительный рост объёма знаний и совершенствование процесса их передачи,
- при относительно низком уровне закрепления и использования этих знаний,
- приводит к возникновению противоречий...
- Вместо того, что бы стать хозяином" приобретённого информационного богатства, учащийся превращается в его раба, жертву.
- Разрешения противоречий между уровнем передачи знаний и уровнем их освоения,
- который оказывает тормозящее влияние на производительность труда и препятствует эффективному усвоению информации становится общественной необходимостью.
1.4. Отсутствие на сегодняшний день единой системы научных представлений о памяти,
является важнейшей причиной, тормозящей разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение производительности памяти.
Некоторые эмпирические приёмы, рассмотренные в этой книге, могут быть в некоторых случаях весьма полезны... Но, имеют лишь частичный характер и не могут обеспечить общего повышения продуктивности памяти.
1.5. Исследователи лишь различными способами объясняли память...
В то время, как задача состоит в том, что бы создать различные методы совершенствавания тренировки памяти, которые позволили бы повысить её продуктивность.
1.6. Фазы памяти, характеризующие наибольшее значение для организации её тренировки:
- восприятие информации
- концентрация
- запечатление
- повторение
- забывание
- припоминание
В каждой главе даются примерные упражнения, по образцу которых в дальнейшем, можно составить новые и продолжить тренировку самостоятеольно.
Существенное повышение общей продуктивности памяти может быть достигнуто только в результате непрерывной, систематической тренировки в течении 2-3 месяцев.
Совершенно необходима при этом реальная целесообразность упражнений, мотивация, их связь с работой, учёбой и т.п.
Ценность издания:
- впервые сделана попытка построения научной методики повышения продуктивности памяти.
- Охарактеризованы лишь основные черты познавательных механизмов памяти.
Цель:
- Осознанное, научное владение своей памятью!
3.1 Признав мозг органом психики,
наука не прекращает попыток установить точную локализацию памяти в структурах мозга, исследовать ее строение и функции.
Науки изучающие память:
- Психология
- Нейрофизиология
- Биохимия
- Педагогика
3.2 Высшие мыслительные функции человека,
включая память, осуществляются корой головного мозга, который покрывает мозг, как кора дерева. /Ныне есть новые гипотезы.
- 10 млрд. нейронов!? Больше, чем число людей на Земле.
Благодаря способности использовать эти бесчисленные нервные связи в зависимости от задачи и вида поступающей информации,
- мозг, может хранить и перерабатывать огромное, практически неограниченное её количество!
- Изменение электрических потенциалов нейронов определяется внутренними химическими реакциями, в ходе которх образуются новые молекулы, в том числе и РНК!?
3.3 До сих пор ученым не удалось создать препараты
- позволяющие целенаправленно изменять продолжительность памяти.
- 3.4 Согласно этому предположению,
- процессу усвоения знаний соответствует синтез и накопление в нейронах определённых химических элементов.
- /попахивает физиологизмом - "вульгарным материализмом".
- Однако!
- Процессы памяти неразрывно связаны с сознанием. И то, что они включают и биохимическую компоненту, ещё не означает, что они могут быть сведены к чистой биохимии.
- 3.5 Память - это способность человека осуществлять ряд разнородных процессов:
- воспринимать информацию
- запечетлевать её
- сохранять и
- воспроизводить.
- "В настоящее время, процессы памяти протекают у нас почти стихийно".
- /ибо не обладаем знаниями механизмов памяти!?
- Возможна ли систематическая тренировка памяти?
- т.е.
- Существуют ли приёмы и упражнения по управлению памятью и система обучения этим приёмам?
1. "Между физической и умственной деятельностью существует тесная связь"!
"Именно по пути совершенствования и сознательного использования внутренних средств и резервов и должна идти тренировка памяти!"
"Как свидетельствуют новейшие научные данные, существенное увеличение потенциальных ресурсов памяти, по видимому, невозможно. Но!, если врождённые ресурсы памяти и неизменны, то остаётся возможность более рационального их использования!"
Сознательное использование приёмов запоминания позволяет преодолеть недостатки в стихийной деятельности врождённых механизмов памяти и намного повысить её эффективность.
Основные принципы тренировки памяти:
тренируйте не стихийно сложившиеся механизмы памяти (не механическое зазубривание), а
применение научно обоснованных методов сознательной и рациональной организации процессов памяти!
Здоровый образ жизни или сильная мотивация может нередко в той же мере способствовать повышению продуктивности памяти, как и некоторые мнемонические приёмы.
Время!
Полезно выяснить какое время суток наиболее благоприятно для памяти (Вашей). И учесть это при проведении тренировки.
Возраст!
В спец области старшие имеют:
1. Опыт. Т.е. как рационально:
- воспринимать
- запечетлевать
- припоминать
новые сведения и тому подобное.
2. Более высокая организация спецзнаний. В обычных условиях стихийного использования возможностей памяти, при чтении не спецлитературы, старшие запоминают на 40 % меньше молодых. 50 и 25 лет.
Для повышения продуктивности памяти её необходимо систематически тренировать!
Тренировка памяти - это усвоение научно обоснованных приёмов управления процессами памяти, требующее выполнения специальной системы тренировочных заданий.
Вопросы организации такой тренировки.
Фундаментальные фазы работы памяти:
- Восприятие.
- Концентрация.
- Запечатление.
- Повторение.
- Забывание.
- Припоминание.