Глава 9. Цифровая мнемоника.
Попробуйте, используя знания, которые я вам уже дал, запомнить большое количество цифр. Сколько вам понадобится времени, чтобы выучить и воспроизвести следующую последовательность:
23 450 834 649 632 930 597?
Надеюсь, вы убедились, что не все так просто. Конечно, вы можете каждый раз мысленно изобретать ассоциации предлагаемым цифрам, но вскоре вы заметите, что тут возникают определенного рода проблемы. Ведь символов всего 10! Как же различать тройку, стоящую на втором месте, от тройки, стоящей на седьмом, тринадцатом и шестнадцатом местах? Как избежать наложений и петель? И, кроме того, как их представлять?
Выход в перекодировке. Что это такое? Это своеобразная система, дающая строго соответствующее каждой цифре понятие (образ). Например, цифру 7 всегда можно представлять в виде топора, а 8 - как снеговика. Набор цифр превращается в легко представимые образы, с которыми можно оперировать. Их можно увеличивать, бросать, класть, куда надо и т.д.. Именно к такому методу пришли первопроходцы мнемоники. Это был первый шаг вперед. Помните как описывал Питер Равенна запоминание числа VII? Женщина рвет договор и рядом два свидетеля.
Следующим шагом было буквенное кодирование. В чем смысл данного метода? Каждой цифре дается в соответствие одна или две согласных. Чтобы закодировать какое-либо число, надо из соответствующих согласных составить слова, которые будет удобно запоминать. Давайте посмотрим, как этот метод описывается у С. Иванова в книге "Лабиринт Мнемозины" и ее самокомпиляциях. Допустим, что нам надо запомнить дату Куликовской Битвы. Это 1380 год. Единица подразумевается, а 380 мы зашифруем. Тройка очень похожа на русскую букву "з", восьмерка - на "в", а ноль - это "л", которой нет ни в одной из девяти оставшихся цифр. Из букв З, В и Л легко получается слово ЗаВаЛено. Чтобы запомнить дату битвы, надо просто представить, что "Куликово поле было ЗаВаЛено трупами".
В XVI-XVII веках по Европе бродили толпы мнемонистов запоминающих списки слов. Начали появляться люди, запоминавшие большие числа, но до поры хранившие искусство в секрете. Впервые буквенный алфавит был описан французом Пьером Херигоном в 1634 году в его "Курсе Математики". Видимо он и был его изобретателем. У Херригона "логика кодирования" состояла в следующем T - 1, так как одна вертикаль, N - 2, две вертикали, M - 3, правильно, три вертикали, 4 - R, от слова fouR (четыре), 5 - L, латинское 50. В 70-х годах в России переиздали несколько книг замечательного американского популяризатора науки Мартина Гарднера. Две книги превращали в одну, а некоторые главы пропускали из-за сложности перевода. Так получилось, что именно глава о мнемонике в России не появилась, что отодвинуло развитие этого метода в стране на годы. Книги Гарднера получили такое мощное распространение в России, что сейчас как аргумент известности того или иного факта часто можно услышать фразу "так это есть у Гарднера". Ну, так вот, про мнемонику мы такого не можем сказать.
Чуть позже Херригона, в 1649 году, Станислаус Минк фон Венушеим (чаще его называют Винкельман) опубликовавший несколько страничек под названием "Парнас", где предложил свои "секретные" коды для цифр. Великий фон Лейбниц написал свой манускрипт, где предложил алфавит похожий на Винкельмановский.
Буквенная кодировка стала популярной. Началась "битва за алфавит". Каждый новый автор предлагал свой и "объяснял" почему именно он правильный и самый удобный. В 1730 году появилась книга англичанина Доктора Ричарда Грея "Техника запоминания", в которой он революционизировал систему. Следите за полетом мысли - предшественники предлагают для каждой цифры по одной согласной, а я предлагаю по одной согласной и одной гласной (или группе гласных au, oi...), которые будут чередоваться. a и b - 1, d и e - 2 ... Даже ребенку должны были быть понятны преимущества метода. И они понимали. 10 становилось as, 1012 - bybe, 7967 - pousoi, а после составлялась фраза в которой эти слова используются. Для запоминания диаметра орбиты земли в милях 172,102,795 предлагалась фраза "Dorbter boid aze-poul" (D-iameter ORBitae TERrae). Эта методика позволяла хранить в памяти заранее обдуманный и систематизированный материал - котировку валюты, исторические даты, астрономические величины. Сам Льюис Кэролл использовал книгу Грея для разработки своего алфавита, который описал в книге "Молниеносные логарифмы: занимательная математика", где дал мнемонические коды для запоминания 40 первых мантисс десятичных логарифмов.
В 1807-1811 в Европе появился Грегор фон Финагле. Он прочитал несколько лекций и успех был ошеломляющим. Он почти полностью повторил систему Херригона, но умолчал об этом. Его работы не увидели свет, но почитатели-ученики напечатали несколько книг. В 1813 Томас Коглан "улучшил" систему Финагле задав в соответствие каждой цифре ровно по 2 согласных (кроме 5), тогда как у "изобретателя" наблюдался разброд и некоторым цифрам соответствовало по одной согласной, а некоторым больше. Табличка стала ровной и красивой. Но не получила распространение.
В 1823 Аиме Парис ее снова попытался улучшить, заменив просто согласные на слога - T - Te, N - Ne, M - Me... Но его ученик Беновский "улучшил улучшение" убрав гласные. Другой ученик - американец Фрэнсис Горад привез систему в Новый Свет, сделав изобретение. На каждую букву, соответствующую цифре он придумал слово для единиц (наречие) и слово для десятков (существительное), начинающееся на букву из алфавита Париса. Таким образом можно было для каждого двузначного числа задать свой образ. То есть 4 - "круглое" (round) для первой цифры и "крыша" (roof) для второй; 9 - "набожный" (pious) для первой и "оружие" (weapon). Числу 49 соответствовало "круглое оружие", которое можно было представить словом "щит". Супер система. Ее можно было использовать как loci и для запоминания хронологии событий.
В XIX веке в Америке появился мнемонист Плиний Майлс который популяризировал систему запоминания, названную им мнемотехника. С 1844 по 1848 он выступал с лекциями в Канаде и США и в 1845 выпустил 40 страничную брошюру "Элементы мнемотехники", которая позже превратилась в большой том книги "Мнемотехника". На каждое из чисел от 1 до 100 он написал несколько слов по алфавиту похожему на Аиме. Его ученики должны были многократным повторением выучивать данную таблицу. Большое количество последователей просто повторяло его таблицы без изменений но под разными именами. Это было действительно революционное изобретение. Посетив старый свет он образовал кучу последователей. В Европе были изданы книги со списком известных людей и их датами жизни, и даже выпущен справочник на 10000 чисел со словами их представляющими. А современный последователь этого дела Алан Крил выпустил книгу на 65000 специальных слов и как бы походя рассказывает всем, как запомнить 1000 первых знаков разложения числа p. Но это сейчас. Вернемся на годы назад.
В 1870 Джордж Кровнер предложил гениально простую систему - 1 - A, 2 - B, 3 - C, 4 - D, но его не поняли. В 1880 Д. Нобле предложил супер-слово PROFITSBLE, где первая буква, конечно же представляла 1, вторая 2 и так далее. Это было "занимательно", но и только. Всем уже надоела эта борьба алфавитов и народ вроде бы свыкся, что самого хорошего нет, а в каждой книге автор рекламирует то, что ему нравится.
В 1893 в России вышла книга по мнемонике Н.Д.Слоуща "Мнемотехника, или искусство укреплять память", претерпевшая множество переизданий. Ему не надо было проходить длинный путь и он сразу предложил алфавит и сетку на 100 слов, почерпнув об этом информацию из иностранных источников. Он запоминал так же как и большинство тогда на Западе - фразами и по этому среди слов были "январь", "ненависть", "память", которые как слова конечно же яркие, но сложно представимые как образ. Такое ощущение, что в средние века совершенно забыли предложения древних греков и римлян и перешли на какой-то странный конгломерат. Вместо представления того, что надо запомнить, составляли некую фразу и запоминали ее полностью, именно как фразу. Я предполагаю, что просто есть люди со слабым воображением, у которых может преобладать слуховая память, и для них произнесение затрагивает слуховые участки мозга и потому легче запоминается. Возможно кто-то первый начал такое пропагандировать и появились последователи. Но это уже из раздела научных исследований.
Знаменитый Яков Перельман написал в 1925 году книгу "Чудо нашего века", где в игровой форме описывал знакомство с мальчиков Феликсом, выступавшем на эстраде. Один из трюков Феликса - была мнемоника, которую Перельман описал. В середине прошлого века Сергей Иванов написал книгу для детей "В лабиринтах Мнемозины", которую преобразовал в более взрослый вариант "Отпечаток перстня". За цифровым алфавитом на долгие годы закрепилось название Цифро Буквенная Кодировка (ЦБК), как выглядящее научно. А за описанием Цицероном основ мнемоники закрепилось название "метод Цицерона", что тоже должно было подтвердить научность подхода.
В 70-х годах в редакции журнала "Техника молодежи" продемонстрировал свои возможности Валерий Лавриненко, запомнивший 100 цифр за 2,5 минуты. Его возможности описывались не иначе как "феноменальные". Судя по книгам, которые были в стране в то время, это было близко к действительности.
Несколько лет назад я присутствовал на выступлении известного (вообще-то, честно говоря, не совсем известного) фокусника Альберта Игнатенко, где выступавший, примерно за четверть часа, запомнил всего 78 цифр. При этом он всячески изображал неописуемые трудности при демонстрации "феноменального" номера. Он бледнел и вздыхал, закрывал глаза и магически складывал руки перед собой, но факт есть факт - во-первых, он запоминал, а во-вторых, очень медленно. И он не произвел на меня впечатление феномена!
К сожалению, выше буквенного кодирования С. Иванов в своих книгах не поднялся, хотя в работах Челпанова сетка была описана. А поскольку в ту пору в советской науке было принято ругать мнемонику, он скорость запоминания взял за краеугольный камень, с помощью которого долбил по ней нещадно. Это мнение настолько прижилось, что стало мощным оружием современных трюкачей, служащим для оправдания их сверхвозможностей. Юрий Горный (Горный - это псевдоним, под которым артист выступает на эстраде) просто так и говорит, что, мол, современная наука доказывает(?): мнемоника - это очень медленный метод, так что, когда я запоминаю быстро, это значит - я не использую ее. Вот такая логика. Среди трюкачей даже стало модным как бы знакомить зрителей с основами метода, а потом заявлять: "вообще то я не пользуюсь им". Извините, не верю.