Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Мнемоника. (Правда и вымыслы) -5

Автор: Андрей Малыгин от 18 мая 2018
Глава 5. LOCI.

Теперь от истории предмета снова вернемся к сути. С путешествиями должно быть все понятно. Неужели мы все уже знаем?

После некоторой практики с историями приступим к созданию предварительного фона, того самого, что греки называли loci. Допустим, вам будут давать слова и после спрашивать, на каком месте по порядку они находятся. Мы должны заранее договориться, что первые пять слов всегда будем запоминать в вашей квартире, а следующие пять по дороге на работу. Вашу квартиру надо разбить на пять участков, например: кровать (утром встаете), туалет (природа берет свое), ванна (вы культурный человек), кухня (после ванной надо подкрепиться) и прихожая. Все эти места расположены в логическом порядке, которому будет легко следовать, и который легко восстановить в памяти. Первые пять предметов, которые вам будут давать, вы должны ассоциировать с предметами, находящимися в этих, заранее выбранных вами, местах. Точно также надо заранее разбить на пять участков дорогу на работу, например: автобусная остановка, автобус с кондуктором, газетный киоск перед метро, метро и переход через дорогу (с милицейской будкой). Здесь вы будете прятать предметы с шестого по десятый. Таким образом вы создали у себя в голове 10 loci.

Если мы попробуем с помощью loci запомнить те десять слов, то у нас получится приблизительно следующее:

1. Посередине кровати стоит белый флаг перемирия с вашей женой (мужем).
2. В унитазе запрятан шарик, мешающий процессу утилизации отходов производства.
3. В ванной вместо зеркала - телевизор.
4. Над вашим столов в кухне - радуга.
5. В прихожей, ваша жена (муж) наяривает на гармошке, провожая вас на работу.
6. На автобусной остановке продают апельсины.
7. Кондуктор, не допросившись у вас билета, бросает в вас гранату.
8. Перед газетным киоском поставили стол и продают газеты с него. Сами придумайте глупую причину этого.
9. В метро не хватает воздуха и там продают баллоны с кислородом.
10. А милиционер качается на качелях и ему не хочется свистеть на прохожих.

Если вас попросят назвать 7-й предмет, то вы сразу же вспомните, что это должно быть по дороге на работу, вспомните кондуктора, а затем и то, что он в вас бросил.

Особенность созданного фона в том, что его используют не один раз. Через некоторое время вы можете мысленно расчистить его и снова использовать. Это специальный фон многократного применения.

Помните, я писал о Метродоре Скепсийском? У него было 360 таких мест! У Маттео Риччи 100000 (он так писал, я не проверял). Я надеюсь, что хоть теперь кто-то понял по настоящему, какая это работа.

Фон на 10 предметов это, честно говоря, детское занятие. Не думаю, что можно кого-либо поразить подобным. Если вы захотите соорудить нечто настоящее - вы должны научиться размечать его. Еще в самом первом трактате Ad Herennium советовалось помечать каждое пятое место "золотой рукой" (пять пальцев), а в каждое десятое место помещать знакомого Децима (от слова десять). Я не буду советовать помещать вам на десятое место Децила, но, если вам интересно, то Доминик О'Брайен разработал специальную систему "маркеров". У него несколько путешествий по 50 loci в каждом. Это у него стандарт. Но, у него есть еще один интересный стандарт - каждое 11-е место у него всегда лестница! 21 - дверь или калитка. Он всегда знает, когда пройдена половина пути, так как 26 всегда тот или иной вид знака "стоп". Есть свои "маркеры" для 31, 36, 41 и 46. Он не делает спец пометок для круглых чисел типа 20, 30 или 40, потому, что заметил, что люди всегда хотят его обмануть или поймать врасплох, и им, почему-то, всегда кажется, что найти по круглому числу предмет очень легко.

Из других правил относительно loci были курьезные случаи и интересные. Так, кое-где даже советовалось, какое расстояние в сантиметрах должно быть минимальным для промежутка между соседними местами, как будто бы мы в воображении не могли превратиться в комарика и это злосчастные пол метра не становились бы для нас гигантским расстоянием. Но, вот важный момент - если сами запоминаемые образы рекомендуется делать яркими и вызывающими, то loci следует создавать в тихих, спокойных местах. Не зря Питер Равенна (20000 loci) описывает свои путешествия по многочисленным монастырям, в которых он по долгу, стоя в тишине, запечатлевал обстановку для своих последующих путешествий разума.

В средние века было предложено множество алфавитных систем для создания большого количества loci. Брался алфавит и на каждую букву давалось по одному слову. Были книги с несколькими системами - алфавит из птиц, животных, инструментов... Отголоски методик можно видеть в современных детских "Азбуках в картинках". Только сейчас все наоборот. Цель - создание loci полностью забылась, а кубиками (супер изобретение прошлого - кубики где на 6 гранях 6 картинок для букв) стали обучать детей азбуке. И правда, от великого до смешного один шаг.

В середине XIX века американец Фрэнсис Горад придумал систему, по которой каждому двузначному числу ставился в соответствие свой образ. Было 10 слов для единиц и десять слов для десятков. Комбинации двух слов давали слово для двузначного числа. Вся эта таблица использовалась как loci для возможных списков слов. Теперь выступающий мог не только высказать все слова по порядку, но и назвать по слово по номеру, что приводило всех в неописуемый восторг.

Современный соотечественник Горада Энтони Бьюзен разработал систему SEM3, где уже применяется куб со стороной 10 и получается 1000 мест для запоминания. Существует еще два-три конкурента известных в мире. Их авторы утверждают, что создать много упорядоченных loci довольно легко. Я не спорю. Но, почему же тогда чемпионы не используют эти системы? Думайте сами.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
hdseven.ru.