Глава 2. Симонид с острова Кеосс.
Для начала послушайте притчу. Не известно, правда это или нет, но история так красива, что даже если этого и не было на самом деле, ее стоило бы придумать. Давным-давно, в Греции, на острове Кеосс (или Хеосс), жил-был поэт Симонид (556 - 468 гг. до н.э.). Самое известное из его произведений описывало несколько типов женщин, которые сравнивались со всевозможными живыми существами, наиболее безобидное из которых было пчелой, жалящей своего кормильца. Но прославился Симонид не этим. Он был учителем риторики, то есть обучал людей искусству красноречия. Однажды, известный Фессалийский богач Скопа (в некоторых версиях это победитель боксерского матча) заказал ему оду в свою честь, договорившись заплатить определенную сумму. У Симонида к тому времени уже был написан стих о братьях близнецах Касторе и Поллуксе, за который ему не заплатил предыдущий заказчик, и, дабы сэкономить творческий потенциал, он добавил в конце всего несколько строк, которые объясняли, что данное произведение прославляет все-таки Скопу.
Когда ода была прочитана на пирушке, то богача обуяла жадность, и он решил уменьшить гонорар вполовину, предложив Симониду получить остальное с божественных братьев. На той же самой вечеринке уже порядком набравшиеся гости решили подшутить над пиитом. Ему сказали, что двое юношей ждут его снаружи и хотят заплатить за какую-то старую работу. Совершенно захмелевший Симонид, не поняв шутки, вышел наружу и стал их искать.
Естественно, что он ни кого там не нашел, и все бы забыли об этом мелком инциденте через час, но как раз в это время случилось землетрясение, которое завалило дом богача и всех пировавших в нем. Когда людей наконец раскопали, то по останкам трудно было определить, кому они принадлежат. Спросили Симонида, и он довольно легко вспомнил, кто где сидел и что делал, когда он выходил на улицу. По месторасположению определили всех. Так родственники нашли тела своих близких, а греки - метод для запоминания большого количества материала. Теперь они стали мысленно располагать нужные для запоминания предметы в известных им комнатах, а потом, по мере надобности, так же мысленно доставать их оттуда. Это искусство назвали мнемоника от греческого слова "мнеме" (память).
У данной истории существует не менее четырех вариантов. И даже два различных города претендуют на роль места событий, а для людей верующих могу добавить, что есть мнение, что это, все-таки божественные братья вызвали Симонида и спасли ему жизнь тем самым оплатив вторую часть оды.
В некоторых источниках есть упоминания, что мнемоника имеет египетские корни или была известна даже самому Пифагору, которого даже считали когда-то ее изобретателем. Но, увы, это только предположения, которые ссылаются на другие источники не дошедшие до нас.
Насчет Египта. Есть интересный отрывок в "Федре" у Сократа показывающий, что в Египте, так же как и в Греции не сильно уважали письменность, отдавая предпочтение развитию памяти, что считали более рациональным. По мнению мудрого царя Тамуса искусство грамоты делало бы людей "в большинстве невеждами, людьми трудными для общения...", так как обучившись грамоте "...они станут мнимомудрыми вместо мудрых". Чтобы достичь такого понимания в культуре точно должны быть сильны корни методов развития памяти, которыми древние египтяне должны были обладать.
Кстати, если интересно, Симонид, сын Леопрена, был довольно таки креативным человеком. Он первым придумал брать гонорар за литературное творчество! Он первым сравнил поэзию с художественным творчеством. То, что сейчас некоторых литераторов называют "художник слова", а некоторых художников "поэтами женских ножек" - это не обычная метафора, которая напрашивается сама собой - это гениальное предположение Симонида, что все творчества связаны и перетекают друг в друга. Поверьте мне, до Симонида ни кто так не говорил.
А если хотите понять в какой кондиции был этот самый Симонид - то я замечу только, что уже в возрасте, будучи известным "изобретателем памяти", он выиграл приз хора в Афинах!
Легко можно предположить, что такой разносторонне развитый человек мог и придумать мнемонику, но, даже если это и не так, то возможно, что Симонид, уже до этого преподавая риторику после землетрясения придумал понятие фон - loci (произносится - локи) и топологическую мнемонику. И само учение с тех пор состояло из двух важных понятий - ассоциация и фон.
Давайте уточним, что значат эти два термина.
Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Допустим, вам предложили запомнить несколько пар слов. После окончания работы вам будут давать слово, а вы должны будете назвать его пару. Я не знаю, сколько времени вы затратите на это, если не свяжете слова ассоциативно. Например, первая пара это верблюд и фотоаппарат. Представьте мысленно верблюда и также мысленно повесьте ему на шею фотоаппарат. Как это ни парадоксально, но теперь, когда вам будут говорить слово верблюд, вы будете легко вспоминать и фотоаппарат, который висит на нем. Точно также поступив и с другими словами, вы обнаружите, что легко запомнили все, что от вас требуется. Ассоциации можно создавать не только парами, но и цепочками, когда каждый последующий образ связан с предыдущим. Так вы сможете запомнить длинный ряд слов. Искусство заключается в способности быстро и четко создавать связи между, казалось бы, совершенно несвязанными словами.
Теперь давайте разберемся с важным понятием - фон. Он существует для того, чтобы было с чем ассоциировать задаваемые предметы. Им может быть ваша комната, ваш дом, улица, на которой вы живете, как делал это Шерешевский, город, который вы хорошо знаете, земной шар, карта страны и даже тело самого человека. Короче, фоном может быть все, что вы хорошо знаете, желательно до мельчайших подробностей. Когда вы систематизируете свой фон, то для запоминания новых, требуемых слов, вам надо будет лишь присоединять их к хорошо изученным местам.