Мы часто пользуемся понятием "внимание". Когда говорится: "обратите внимание, будьте внимательны, сосредоточьте внимание", или же просто "внимание!", мы автоматически совершаем определенное внутреннее действие, к которому приспособились еще с самого раннего детства, научившись выделять предметы как таковые из общей массы непонятных форм и очертаний.
Люди управляют вниманием по-разному. Это зависит от их характера, врожденной натуры и воспитания человека. Некоторым легче держать в поле своего внимания какие-нибудь конкретные вещи. Такие люди хорошо запоминают множество вещей и человеческих лиц с их индивидуальными признаками, но впадают в затруднение, когда требуется обобщить что-либо или заглянуть в глубину, скрывающуюся за внешними различиями. Другие, наоборот, легко абстрагируют факты и вникают в суть вещей, но часто при встрече не могут узнать своих давних приятелей, с которыми не виделись некоторое время. Здесь описаны крайности. На самом деле каждый человек совмещает в себе то и другое в определенном соотношении.
Мы не случайно упоминаем о существовании в человеческом уме представлений конкретных и общих, ведь те и другие образуют один из планов, на которые распространяется наше внимание. Еще оно способно переходить от большого к малому, от удаленного к близкому, от внешнего к внутреннему, от неприятного к приятному, от неизвестного к известному, и т.д. как в прямом, так и в обратном направлениях. Полем проявления человеческого внимания является вся природа вещей, в своей глубинной первооснове единая и неделимая. Поэтому одной из высших форм внимания является восприятие недифференцированной реальности, самого по себе бытия или не-бытия, взятого без различий форм, предметов и других вещей. Это состояние внимания является одной из целей йоговской практики и обозначается в "Йога-сутре" Патанджали как МАХА ВИДЕХА (великая бестелесность или пустота). Мы можем легко вообразить себе эту пустоту, но достичь ее во много раз труднее. В известном смысле именно к этому состоянию ведет нас жизненный опыт, дающий возможность пройти сквозь бесчисленные перемены объектов нашего внимания, чтобы когда-нибудь предельное накопление множественности наконец "вытолкнуло" нас к единству.
Как же ускорить усвоение той науки, за которую мы обычно говорим "спасибо"? Помогает практика самоанализа и внутреннего самоосознания. Разберем один из ее аспектов: анализ природы, свойств и движения нашего внимания. Как вы думаете, где сейчас находится ваше внимание и что является его предметом? Остановитесь, скажите себе "стоп", сосредоточьтесь и попробуйте это определить. Получилось? Теперь, если не трудно, возьмите бумагу и попробуйте описать, что же было в поле вашего внимания, когда вы выполняли это задание.
Что выходит? Скорее всего, вы обнаружили, что ваше внимание в момент анализа содержало в себе какую-либо часть вашего тела, какие-то ощущения, (в зависимости от самочувствия), мысли или образы. Спросите себя: а не было ли в поле моего внимания чего-нибудь еще? И если задуматься над этим, то станет ясно, что наше внимание - это не такая простая вещь, как изображение на плоском киноэкране. Начнем с того, что предметом всякого анализа может быть только то, что кажется нам прошлым. Мы говорим "кажется" потому что в действительности прошлого и будущего не существует, а есть только настоящее. Это настоящее почти никогда не бывает предметом нашего внимания. Итак, думая о том, "где мое внимание", мы способны определить, где оно только что было. Но в обычном состоянии внимания, независимо от того, куда оно направлено, для человека все неопределенно и относительно. Любое равновесие, достигаемое нами в жизни, является временным и неустойчивым, если мы далеки от постижения истинной, абсолютной природы вещей и нашего внимания. "Из мук неутолимой жажды возникает страдание, из мук страдания возникает счастье. От счастья рождается страдание. Подобно колесу, вращается счастье-несчастье людское" (Мокшадхарма, 174,19-20).
Что же еще было в поле вашего внимания, кроме его содержания? Пойдем и далее по пути аналогий. Что вы видите в кино на экране, кроме изображения? Вы видите свет, его создающий, и поверхность, его проявляющую. А если обернетесь назад, увидите луч света. Устремясь вдоль луча - придете к источнику. Там все едино, вы не найдете никаких различий. Какие бы события не происходили в фильме, источник света в кинопроекторе и ровная белизна экрана остаются совершенно неизменными. Даже когда фильм закончился и начинается другой. А между ними - пустой экран. Это отличный объект для медитации - пустой киноэкран. Это - первый шаг. Следующий - свет, а последний - источник. Но это не для тех, кто еще слишком увлечен самими фильмами. Итак, само по себе внимание - это единый чистый свет, неделимый, бескачественный, неизмеримый. Все категории пространства, времени и причинности вступают в силу только тогда, когда в кинопроектор закладывается пленка. Это не что иное, как физическое воплощение человека. Тогда неделимое делится, единое размножается, "никакое" становится "каким-то". Не думайте, что источник света, свет, кинолента, изображение на ней, экран и возникающие на нем картины имеют равную природу. Все это возникает из единого и исчезает в едином. Тайна этого возникновения и исчезновения открывается только постигшему единое. "Они из незримого появились и в незримое вновь удалились" (Мокшадхарма, 174,17). Путь к незримому лежит через постижение всех законов и связей, существующих в видимом мире. Достигая успеха в этом, человек становится готовым к выходу за пределы своего мыслимого. Его ум становится спокойным и чистым, исчезают сомнения и внутренняя движущая сила человека проявляется по-настоящему, без искажений в желаниях и деятельности чувств. "Ум далеко забредает, много блуждает, определяется самомненье, желаньем. Тот, чей ум хорошо обуздан здесь, и по уходе счастлив. Покинув деятельность природы, всегда радующийся Атману муни (мудрец), став душой всех существ, идет путем высочайшим ... Отрешенность есть высшее знание. Распускающий чувства, Атмана узреть не может: то туда, то сюда они мечутся; неподготовившемуся обуздать их трудно. У познавших нет страха". (Мокшадхарма, 195).
Поэтому мы займемся анализом поведения ума и чувств, составляющих содержимое человеческого внимания наряду с предметами чувств, абстрактными понятиями и никак не определяемым, но всегда присутствующим в поле внимания ощущением бытия, существования. Если попробовать сосредоточить внимание на каком-нибудь предмете или части тела и удерживать это сосредоточение, вы обнаружите, что через некоторое время ваше внимание соскользнет на другие вещи, но при этом частично будет оставаться и в исходном пункте. Соскальзывание происходит по ассоциации. Это значит, что часть поля вашего внимания занимает пространство ума (МАНАСА). В этом умственном пространстве одновременно существуют тысячи ментальных образов, связанных друг с другом в ассоциативные цепочки. Затронув одно из звеньев какой-нибудь цепочки, вы постепенно можете "вытащить наружу" вообще все, что есть в уме, но при этом движение будет происходить от подобного к подобному. Существует игра, в которой берутся два далеких по содержанию понятия и нужно стараться связать их цепочкой последовательных ассоциаций, сделав при этом как можно меньше ходов. В подобную игру постоянно играет наш ум.
А ведь число комбинаций всевозможных событий, проигрываемых нашим умом, неизмеримо больше, чем действительно происходящие в жизни. Поэтому мнительные люди сами создают себе ад, а мечтатели могут жить в придуманном раю.
Как же происходит самое первое соскальзывание внимания в плоскость ума, в то время как вы стараетесь удержать его на объекте сосредоточения? Сам по себе ум не смог бы взять верх над вашей волей. Ему помогает заинтересованность, могущая быть явной или скрытой. Корни заинтересованности проходят сквозь почву ума и углубляются в подсознании, несущем в себе информацию о всех ваших прошлых жизнях. Подсознание - область внимания, соответствующая БУДДХИ человеческой души. В БУДДХИ хранятся внутренние программы, возникшие в итоге огромного жизненного опыта. В соответствии с этими программами человек всякий раз более или менее осознанно делает свой выбор в бесчисленных микроситуациях, из которых и состоит вся наша жизнь. А с другой стороны, на ум действуют силы и установки сверхсознательного уровня (например, этические нормы, сверхличностные мотивы всеобщности и справедливости, понимание законов Абсолюта).
Можно сравнить ум с поверхностью океана. Тогда глубина и действующие в ней силы будут соответствовать БУДДХИ, а атмосфера над океаном - сверхсознательным уровням человека. Их известно три, они приблизительно соответствуют трем высшим телам человеческой души. Каждая волна в океане, большая или малая, обусловлена действием глубины, соседних волн и ветра. Совершенно также и каждая мысль в поле нашего внимания вызывается действием подсознательной программы, ассоциацией с предыдущими мыслями и корректируется сверхсознанием - супер-эго. А частички воды совершенно одинаковы, откуда бы вы их ни взяли - из глубины, с поверхности или из атмосферы. Именно в этом ключ к тайне внутреннего постижения.
Еще один источник мыслей - колебания внешней среды, воспринимаемые как приходящие извне мыслеформы, которые действуют слабее, чем внутренние причины. Более того, чтобы воспринять какие-либо колебания среды, необходимо соответствующим образом настроиться. А настройка эта, в свою очередь, будет зависеть от внутреннего выбора человека, от подсознательных программ, его обуславливающих, и от реакции супер-эго. Небеса и океан едины, и единственное, что заставляет нас их разделять - это наблюдаемая нами в виде волн поверхность. Но стоит взглянуть на горизонт, и все становится ясно. К горизонту невозможно приблизиться физически, но он постижим для утонченного ума. "Утонченной мыслью мы постигаем То, но выразить словом не можем". (Мокшадхарма, 206).
Мы уже определили, что при обыкновенной попытке сосредоточиться внимание расслаивается и кроме удержания объекта следует за течением мыслей, освещая поверхность ума и демонстрируя таким образом внутренние фильмы. Но это еще не все. Кроме умственного пространства, существуют еще области физического, эфирного и астрального восприятия. Все эти области или пространства мы выделяем условно, в соответствии с разными регионами колебаний единого энергетического поля. Но чтобы разобраться в чем-то, надо сделать схему, разделить и обобщить, и только потом вернуться к единому на новом уровне (витке спирали).
Как распределяется внимание на физическом уровне? Для ответа на этот вопрос нужно прежде всего выявить все известные нам категории физического пространства. Вот они:
1. Протяженность (возможность движения).
2. Направленность (вверх, вниз, и т.д.).
3. Глубина (степень свободы или число независимых измерений)
4. Объем (ощущение области пространства, отдельной от других).
5. Форма (взаимное расположение границ объема).
6. Внутренность - наружность (по отношению к объему).
Это не все свойства физического пространства, но именно на них лучше всего обнаруживается природа нашего внимания. Какие же области внимания существуют для обыкновенного человека? Если идти из глубины наружу, эти области распределяются следующим образом:
1. "Внутри меня".
2. "Я" (в смысле физического тела).
3. "Рядом" (например, рабочий стол, комната).
4. "Близко" (например, дом, двор, улица).
5. "Далеко" (например, район, город).
6. Максимально обозримое пространство (например, звездное небо).
7. Максимально мыслимое пространство (Вселенная).
8. Бесконечность (бесконечно малое внутри и бесконечно большое снаружи).
Это похоже на разные планы в кинофильме. И в каждый момент времени наше внимание особым образом распределяется по всем этим планам, акцентируясь обычно на двух-трех из них.
Если физическое внимание имеет дело с поверхностями предметов, то в эфирном пространстве появляется ощущение глубины и размываются границы, созданные физическим воображением. Эфирное внимание проявляется в виде внутреннего ощущения вещей, еще не дифференцированного на чувства и потому невыразимого словами. Оно соседствует с физическим и в действительности разделить эти две сферы внимания было бы очень трудно. Есть упражнения, позволяющие перенести внутренний акцент внимания в эфирную область.
Необходимо расфокусировать взгляд, смотря на вещи как бы сквозь пальцы. Тогда все покажется расплывчатым. Если не напрягаться и сохранять это состояние взгляда некоторое время, начинает ощущаться единая всепроникающая среда, в которой как бы плавают различные предметы, являясь сгустками этой среды. Физическая поверхность предметов для эфира полупрозрачна и не создает почти никаких препятствий, однако особым образом ощущается. Перенесение акцента внимания в эфирную область открывает перспективу всеобщности и единства бытия. Этому способствует также созерцание дрожащего влажного воздуха, тумана, облаков и "поднебесного" пространства, особенно при облачной погоде. Помогают упражнения по системе ци-гун и другие гимнастики, связанные с плавными движениями тела.
Астральное внимание связано с областью чувств как таковых. Чувственные способности астрального тела человека, называемые ИНДРИЯМИ, действуют в пространстве, имеющем некоторые отличия от физического и эфирного. Известные нам чувства, такие как слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, возникают в результате совместного действия и наложения физического, эфирного, астрального и ментального восприятий объектов. На физическом уровне действуют физические органы чувств (ухо, глаз, кожа, нос, язык). На эфирном уровне чувства не дифференцируются и есть единое ощущение. В астрале мы испытываем эмоции, т.е. физическое восприятие предметов как бы окрашивается изнутри особыми ощущениями, во многом зависящими от того, какое отношение эти предметы имеют к нашему "Я". Например, физически сладкий вкус в астрале может быть приятно сладким или неприятно сладким. В астральном пространстве проявляется сила, толкающая от неприятного к приятному. Условия же этих приятий и неприятий запрограммированы в буддхи, а их выявление зависит от ума и сверхсознания. Поэтому, научившись произвольно менять подсознательные программы, управлять деятельностью ума и осознавать области супер-эго, человек становится свободным от астральных привязанностей и действующих через чувства желаний. "Счастье, что в мире дает вожделение, великое счастье, что получают в небе, не стоит и шестнадцатой доли счастья от уничтожения жажды" (Мокшадхарма, 175).
Астральное пространство отличается от физического неопределенностью своих параметров, которые во многом зависят от свойств личности воспринимающего человека. Вообще, чем выше пространство, тем менее разделены в нем субъект и объект, внутреннее и внешнее, "я" и "не я", вплоть до полной индифферентности Великой Пустоты (МАХА ВИДЕХА). В астрале коренится ощущение собственности ("мое"), соответствующее там понятию близости в физическом мире. При наложении астрального, эфирного и физического пространств в восприятии некоторых людей возникает причудливый мир, совмещающий в себе свойства всех этих областей. При этом они настолько переплетаются и взаимно обуславливают друг друга, что этот мир трудно поддается описанию, так же, как мир наших сновидений. Единственное, на что мы хотим обратить внимание, - это руководящая роль человеческой личности в создании своей жизненной среды и всех слоев, ее составляющих. Это подобно развертке изображения на экране телевизора. Разворачивание и движение называются жизнью, сворачивание и исчезновение - смертью. Жизнь и смерть - две стороны одного процесса. "Тот, кто знает обоих вместе - и проявление, и уничтожение, переправившись через смерть с помощью уничтожения, достигает бессмертия с помощью проявления" (Иша Упанишада. 14).
Объекты, воспринимаемые нами в астрале, независимо от физических органов чувств, попадая в поле нашего внимания, обычно воспринимаются как эмоциональные состояния, не имеющие определенного источника. Для обычного воображения человека определенными являются физически оформленные вещи, и поэтому, желая осмыслить и олицетворить астральные влияния, человек наделяет их соответствующими их содержанию физическими образами. Примеров можно привести много: изображения невидимых сущностей у разных народов, сновидения и т.п. Попробуйте представить себе какое-нибудь состояние или соответствующее ему качество человеческого характера. Если вы попытаетесь изобразить это качество на бумаге или представить себе его в виде образа, этот образ обязательно возникнет на вашем внутреннем экране. Но у другого человека получится другое изображение, в чем-то схожее с вашим, но не тождественное ему. Такой "астральный портрет" обладает бесконечным количеством вариантов, а значит, объективно не существует, представляя собой результат совместной обработки невидимых колебаний астральной среды индриями, манасом и физическими органами чувств. При этом манас (ум) играет роль центра, сводящего воедино физические, эфирные и астральные колебания в тончайшей области восприятия, освещаемой вниманием. Это умственное пространство можно сравнить с поверхностью мыльного пузыря, в которой отражается весь мир.
Сверхсознательное пространство человека называется таковым потому, что для большинства людей его области лишь изредка являются объектом концентрации внимания. Нижний слой суперэго, наиболее близкий к поверхности ума, можно назвать личностным. В нем содержатся руководящие установки, обеспечивающие сохранение индивидуального облика человека. Сюда входят представления о нравственности, долге, смысле жизни, предназначении человека, его индивидуальной дхарме. Когда внимание акцентируется на этом уровне, человек чувствует внутреннюю потребность осмыслить свое положение в мире, отношения с окружающими людьми, свои дела и состояние, сверяя все это с теми внутренними шаблонами, которые имеются в этом личностном слое суперэго и как бы "разрешают" человеку быть тем, кто он есть.
Средний слой сверхсознания, примерно соответствующий уровню непроявленной природы (ПРАДХАНЫ) в человеческой душе, можно назвать всеобщим. В этой области содержатся представления человека о единстве бытия (энергии, вещества, поля) и понимание своей причастности к этому единству и своей основанности на нем. "Я - часть энергии, разлитой повсюду" - вот основной смысл, сознаваемый человеком на этом уровне. Оказать влияние на эту область человеческой души могут только некоторые религиозные или философские догматы,
по-своему интерпретирующие факт однородности и всеобщность бытия. Чтобы освободиться от подобных влияний, человеку необходимо, сосредоточив внимание в этом слое суперэго, осознать факт единства всего сущего в чистом виде, без каких бы то ни было комментариев и иллюстраций.
Высший слой сверхсознания мы назовем областью Абсолютного. Здесь "я" превращается в "мы". Этот слой является отражением высшего Атмана в индивидуальной природе человека и служит источником всех его представлений об абсолютном в любых явлениях и областях жизни, способность отличать вечное от преходящего, которая называется ВИВЕКА и основывается на умении частично или полностью акцентировать внимание в этом высшем его уровне.
Приставки "сверх-" и "под-", присоединяемые к слову "сознание", тоже в какой-то степени условны, так как на самом деле сознание едино, а расслоение внимания является признаком нашего несовершенства. "Бессознательного не бывает" (Мокшадхарма, 184). Нужно помнить, что наше внимание, направляемое на физические, чувственные, ментальные или сверхсознательные объекты, всегда остается одним и тем же. Мы говорили о его разделении только для того, чтобы дать ученикам возможность воспринять всю полноту и глубину внимания. Не зная этого, люди часто впадают в иллюзию собранности внимания, совершенно не представляя себе, что такое настоящая сосредоточенность. Отсюда многие разочарования по поводу практики асан и пранаям: ведь в этих упражнениях одним из основных элементов является сосредоточение внимания. Понятно, что поверхностная концентрация внимания, когда одновременно с объектом наблюдения внимание воспринимает многое другое в разных своих областях и на самом деле рассеивается, такая концентрация подобна попытке вычерпать воду решетом. Настоящая собранность внимания на одном предмете (внутри или снаружи) называется ДХАРАНА и представляет собой высокую ступень йогического совершенства. "Один человек, изготовляя стрелы, так мыслью был привязан к стрелам, что не заметил проходившего рядом раджу" (Мокшадхарма, 178). Вот один из критериев настоящей сосредоточенности. Интересно, что такое состояние часто случается с людьми помимо их воли, но мало кто обращает на это внимание. Способность к дхаране дана каждому человеку, но развита и реализована у всех в разной мере. Занимаясь йоговской практикой, лучше всего вырабатывать эту способность одновременно с другими качествами, чтобы развитие было гармоничным. Тогда все будет легче и естественней. Истинное самообладание приходит к человеку только с достижением жизненной мудрости и духовной зрелости. "Покинув правду и кривду, страх и бесстрашие, скорбь и радость, от приятного-неприятного полностью отрешась, он в самом себе полностью умиротворился". (Мокшадхарма, 1 75). Известно, что внимание человека зависит от его дыхания, от состояния внутренних органов, от общего самочувствия, нервной возбужденности, тонуса сосудов и многих других причин. Все факторы, управляющие вниманием как бы изнутри человеческого организма, обычно располагаются в подсознательной области внимания. Поскольку влияние этих причин зачастую сильнее, чем действие сознательных побуждений, ума, люди во многих случаях поступают как автоматы своего тела и связанных с ним психических процессов. Когда человек становится йогом, его уже не устраивают многие такие привычки, поскольку они нарушают требования суперэго ученика, желающего следовать своим внутренним идеалам. Начинается борьба между импульсами сверхсознательной и подсознательной сфер, полем которой является сознательная область ума. Такой борьбе сопутствуют мучения совести, раскаяние, сожаление о прошлом, чувство подавленности, внутреннего бессилия, несостоятельности, - и, с другой стороны, периодически возникающие страстные порывы к самообузданию, самосовершенствованию и изменению своего характера. Многие люди ведут такую борьбу годами без какой-либо надежды прийти к настоящему просветлению и покою.
Чтобы не быть зацикленным на самом себе, нужно понять смысл всех взаимодействий, протекающих в разных слоях психики. Это напоминает игру в шахматы с самим собой, когда игрок поочередно играет черными и белыми. Так же возникает и иллюзия внутренней борьбы между разными личностями или "голосами" одного человека. Привязываясь к ожиданию победы и даже достигая ее, мы тем самым неизбежно приходим к поражению. Это все продолжается до тех пор, пока не приходит время осознать, что настоящий смысл борьбы не в ней самой и не в ее видимых снаружи результатах. Суть заключается в обучении, и человек, постигший это, может проходить науку мирным путем и во много раз быстрее.
Как учиться сознательно? Прежде всего, необходимо понять и внутренне осмыслить основные законы психического мира человека. Вот некоторые из них:
1. Внутренний мир человека представляет собой единое поле действия разнородных колебаний.
2. Эти колебания воспринимаются как представления, состояния (настроения), мысли и чувства.
3. Сознательная область ума, воспринимаемая как "я", отражает в себе все психическое поле человека.
4. Это отражение является искаженным (как в кривом зеркале) и меняет пропорции.
5. Вследствие этого - иллюзия бессознательности.
6. Бессознательными кажутся те процессы психики, отражение которых в уме в данный момент уменьшено настолько, что выходит за пределы масштаба внутреннего восприятия или настройки.
7. Искривление зеркала ума меняется с течением времени.
8. Причина этих перемен - внешние и внутренние воздействия.
9. К ним относятся колебания внешней психической среды, установки суперэго, подсознательные программы, импульсы нервной системы и собственное постоянное движение осознаваемой субстанции ума (ЧИТТА).
10. Ум похож на поверхность воды, в которой отражается пространство.
11. Свет сознания исходит от Атмана и освещает (проявляет) всю природу, как внутреннюю, так и внешнюю.
12. Этот свет, воспринимаемый в спокойном (саттвическом) состоянии ума, растворяет в себе видимость предметов.
13. Его олицетворение - бог Шива - разрушитель иллюзий. Он есть Учитель всех йогов.
14. Прекращение собственного движения ЧИТТА сводит на нет все внешние и внутренние воздействия.
15. Это есть путь постижения Атмана.
16. Когда цель достигнута, существование ума прекращается и ЧИТТА становится единой с внутренним светом.
17. Это похоже на испарение воды.
18. С исчезновением поверхности исчезает отражение. С исчезновением отражения прекращаются иллюзии.
19. Это прекращение, достигаемое вследствие исчезновения отражающей поверхности ума, является окончательным и полным слиянием (НИРВИКАЛЬПАСАМАДХИ).
20. Исчезновение видимости предметов, а также пространства и времени, достигнутое созерцанием света Атмана, при котором ум хоть и становится саттвическим, но все же продолжает существовать, является временным просветлением.
21. Переживание его дает внутренний опыт, называемый трансцендентным (запредельным).
22. Опыт, доставляемый переживанием остальных психических процессов, называется материальным.
23. Гармоничное духовное развитие происходит при сочетании этих двух видов опыта в их естественной пропорции.
24. Мера определяется ступенью развития.
25. При продвижении материальное сближается с трансцендентным, постепенно обнаруживая единую природу.
26. По достижении единства путь окончен.