Глава II. Внимание и внимательность
Интенсивность первоначального впечатления определяет степень последующих воспоминаний или припоминаний и пропорциональна вниманию, с которым относятся к предмету, производящему впечатления — это психологический закон. Испытания, оставляющие наиболее постоянные и интенсивные впечатления в нашем мозгу, именно те, на которые было обращено наиболее сильное внимание. Многие авторитеты идут, однако, дальше и утверждают, что внимание — наиболее важная умственная привычка и что каждый человек обладает возможностью силу своего ума, развивая силу сосредоточенного внимания, которое способно к неограниченному увеличению при неустанном упражнении.
Подсознательная часть разума сохраняет все впечатления, полученные через посредство органов чувств, независимо от наличия осознанного внимания, но т. к. такие впечатления обыкновенно не вводятся в сознание посредством памяти, то мало полезны и поэтому как бы не существуют. Таким образом, для наших целей мы можем признать, что без известной степени внимания мы сохраним продолжительное впечатление.
В этом смысле мы можем сказать, что недостаточно, чтобы предмет произвел воздействие с помощью чувств на мозг, но для запоминания чего-либо необходимы внимание и сознательность в момент первоначального впечатления.
Чтобы пояснить разницу между сознательным вниманием и простым получением впечатлений через органы чувств, вообразим себя на одной из людных улиц большого города. Тысячи предметов представляются нашему зрению, тысячи звуков передаются вашему мозгу через органы слуха и зрения, обоняние также получает впечатление, органы осязания тоже не бездействует, так как мы сталкиваемся с людьми и наталкиваемся на различные предметы. Среди этого хаоса зрительных впечатлений, звуков, запахов, где открыты все пути для восприятия впечатлений, мы можем быть заняты одним определенным зрелищем, одним звуком, даже мыслью и все остальное, окружающее нас, как бы не существует. И все, что мы впоследствии вспомним об этом времени, будет как раз та вещь, на которую мы специально смотрим, или звук, к которому мы прислушиваемся, или определенная мысль, занимающая нас в этот момент.
Большая часть того, что мы видим, слышим, чувствуем – почти тотчас же забывается, так как мы относимся к этому с очень незначительной степенью внимания. Говорят, что слабая память есть недостаток внимание и что привычка поверхностно наблюдать — двойник недостаточной памяти. Этого мы коснемся в другой части нашей книги, где укажем упражнения для развития внимания и ухода за ним.
По вопросу о том, может ли человек одновременно сосредоточивать свое внимание на нескольких предметах — мнения расходятся. Высшие авторитеты, по-видимому, сходятся на том, что разум может заниматься одновременно одним лишь предметом, но может переходить от одного предмета к другому попеременно с удивительной быстротой, которая заставляет предполагать, что человек делит свое внимание между двумя и более предметами. Некоторые деловые люди одарены способностью делать зараз три или четыре дела, но известно, что они просто развили способность переходить от одного предмета к другому с сильной быстротой. Гранвиль, упоминая об этом, говорит, что это род умственной гимнастики, которая часто оканчивается печальным падением исполнителя, могущего таким образом утратить свои способности надолго.
Бэн подводит итог сказанному, говоря: «Никогда не надо забывать, что человеческий разум может заниматься только одной вещью зараз, хотя можно очень быстро переносить свое внимание таким образом захватывать сразу два или более предмета».
Когда разум сосредоточен на одном предмете, мы невосприимчивы к зрелищам и звукам, которые в другое время привлекли бы немедленно наше внимание. Человек, погруженный в какое-либо определенное занятие, не будет замечать проходящий через комнату лиц или слышать бой часов, находящихся у него под боком. Автор наблюдал десятки людей, читающих к публичной библиотеке Чикаго, по-видимому не воспринимающих посторонних зрелищ, звуков, неосознающих времени. Они так погружены в свои книги, что не замечают лиц, встающих или сидящих около них и не соображают, что наступило время, когда закрывают библиотеку, пока их не тронут за плечо и не попросят удалиться. Я знал людей настолько погруженных в мечты, что они проезжали несколько станций дальше по железной дороге. В пылу сражения раны, обыкновенно, первое время не чувствуются. Говорят, что Генри Клэ, намереваясь говорить в течение короткого времени, просил одного из товарищей остановить его по истечении этого срока. Он настолько увлекся своей речью, что его товарищ не мог привлечь его внимания и не зная, что предпринять, уколол Клэ несколько раз булавкой в ногу. Клэ не обратил внимания на укол и продолжал ещё долго свою речь, хотя из ноги показалась даже кровь. Впоследствии он говорил, что ни в малейшей степени не сознавал стараний товарища привлечь его внимание и, действительно, сильно разбранил последнего за невнимание к его просьбе. Рассказывают, что известный французский писатель углубился в свою работу в день св. Варфоломея и не слышал резни под своими окнами. Один итальянский ученый так заинтересовался своими опытами, что не слыхал шума битвы на улицах города и, выйдя при наступлении ночи, был поражен, увидев, что город занят войсками Наполеона, а австрийцы покинули свои позиции. Говорят, что Сократ отправился однажды в поход добровольцем, но, занявшись философскими размышлениями, он остановился и простоял четыре часа; разрешив занимавший его вопрос, он увидел себя среди равнины, оставленной ушедшим вперед войском.
Если вы хотите посвятить все внимание какому-нибудь предмету, то, если возможно, выберите время и место, где ваш ум будет свободен от всех посторонних впечатлений. Если вы хотите заинтересовать вашего знакомого в важном деле, вы не отправитесь к нему, когда он занят другим, и вам придется заставить его рассмотреть вопрос, когда он погружен в другие занятия. Вы подождете, пока он сравнительно будет свободен от других занятий, так как вы уверены, что будете иметь тогда внимательного слушателя. Только люди, умеющие способствовать сосредоточению внимания, могут совершенно бросить одно занятие и сейчас же посвятить все свое внимание другому. Конечно, память следует за вниманием и лучше запоминаются те вещи, впечатления, которые получаются тогда, когда ум находится в покое и не занят ничем посторонним.
Неразделенное внимание дает удивительно ясные впечатления, укрепляет способности и дает им силу, которой они не обладали при обыкновенных условиях. Боль становится сильнее, если сосредоточить внимание на какой-нибудь части тела, то можно вызвать в ней любое ощущение. Теперь признано, что можно усилить кровообращение в любой части тела, усиленно сосредоточивая на ней внимание. Если мы хотим получить наиболее полное и ясное впечатление от какого-либо предмета, мы должны сосредоточить на нем свое внимание. Сосредоточение может быть усилено разумными упражнениями.
Люди с большой интеллектуальной силой отличаются развитой способностью внимания, с другой стороны идиоты и глупцы обыкновенно лишены сосредоточенного внимания. Память великих людей, следовательно, наполнена сильными, интенсивными впечатлениями, которые они вводят в область сознания при своих каждодневных занятиях, между тем, как человек недостаточного внимания обладает лишь небольшим запасом знания и постоянно ощущает недостаток в нем.
Наше знание предмета ограничивается тем, что мы помним о нем. Таким образом, знание каждого зависит от его памяти. А так как его память зависит от внимания, внимание — первичный фактор знания. Каждый мужчина и каждая женщина будут вознаграждены, развивая свое внимание. Научившись одновременно делать лишь одно дело и делать его наилучшим образом. Сосредоточивая наше внимание и интерес на одном предмете, мы будем работать с удовольствием и успешно. Мы узнаем все, что надо знать по данному вопросу. Как хорошо сказал Честерфильд: «Для всего хватит времени в течение дня, если мы будем делать одно дело зараз; то вам года будет мало, если вы попробуете делать два дела сразу». Лорд Берлей следует его мнению, говоря: «Наикратчайший способ сделать много дела—это делать дело зараз». Делу время, а потехе час.
Упомянутой теории противоречит, по-видимому, тот факт, что многие люди размышляют лучше всего, когда при этом предаются какому-нибудь легкому занятию, например: шьют, вяжут, слушают музыку, смотрят на картину и т. д.; но эти кажущиеся исключения, лишь подтверждают правило: внимание, отвлекаясь от главной мысли, переходит к более легким занятиям, предъявляющим минимальные требования и не отвлекающим внимания далеко от главной мысли. В действительности, более легкое занятие доставляет мысли небольшой отдых в промежутках. Поэтому, если вам будет трудно сосредоточить внимание на каком-либо предмете, предпримите любую легкую работу в то же время.
Изучая какой-либо предмет, мы получим наилучшие результант, направляя внимание на различные подробности, а не отдавая нашего внимания, предмету в целом. Мы получим наиболее полное впечатление, благодаря нашей способности анализа и абстракции. Мы лучше всего узнаем предмет в его целом, изучая подробности. Говоря словами доктора Геринга: «Специализация — мать знания». Прежде чем человек изучит и выполнит сложный ход, он должен научиться выполнять каждую составную часть, этого хода. Когда он будет знать, как выполнять каждую часть, он будет знать, как выполнять целое. Эти же самые принципы приложимы к умственным познаниям и приобретениям впечатлений.
Тем, кто не привык сосредоточивать внимание на одном предмете — приобретение новых привычек покажется трудным и утомительным. Но упражнения облегчат дело и со временем вы найдете, что внимание будет сосредоточиваться автоматически и без усилия. Все желаемые качества, о которых упоминается в этой главе, могут быть настолько развиты практикой, что будут бессознательно проявляться, когда встретится необходимость. Сосредоточенное внимание появится, когда вы будете нуждаться в нем. Точно так же и мысленный анализ. Приобретите только умственную привычку — и разум наш будет ей следовать. Прочистите духовную тропинку — и разум ваш пойдет по ней. Тайна достижения духовного развития — упражнение и постепенное совершенствование.
-------------------------------------------------------
От Олега Степанова:
Насчет того, что идиоты лишены сосредоточенного внимания. Видимо автор не был специалистом в психиатрии и просто не знал, что существуют больные аутизмом, чья проблема именно в том и состоит, что они настолько поглощены заданиями, что остановить их можно только усыпив. Хотя, с другой стороны, если исходить из предположения, что Аткинсон был специалистом своего времени, мы подходим к другому феномену - кое-что из того, что выдается за знание - всего лишь мода. В 1991 году вышел фильм "Человек дождя", сейчас больше появляется фильмов с учеными-идиотами чем с простыми учеными, а в 1998 году американский школьник Кинсли на вопрос "Кто такие идиоты?" ответил "Это такие умные и добрые люди"... Возможно мы просто имеем дело с заменой аналогичной той, которая произошла при переходе людей из клана веривших в чертей и даже видевших их в аналогичный клан людей верящих в НЛО и бывших свидетелями вторжения. Как говорят криминалисты "ищи того кому выгодно преступление". Ну, тогда заметим, что, по крайней мере, Аткинсону была выгодна мысль, что, научившись сосредотачиваться как он предлагает, читатели могут рассчитывать на причастность к группе "людей большого интеллекта".