Сегодняшний выпуск - это ответы на мои вопросы и ответы на ответы.
Творческие способности сами по себе различны (по определению). Это могут быть врожденные способности, когда человек еще не осознает, что такое творчество, а уже творит (Моцарт, Алехин, Блок...). И приобретенные - под воздействием позитивного творческого окружения (например, дети творческих людей) или ряда шагов, ведущих к творчеству - чтение книг, обучение рисованию, интерес к науке, природе, конструированию, технике, шитью, кино, театру, врачеванию и т.д.
Большое значение имеет возможность свободного проявления себя в деятельности и отсутствие давления со стороны родителей/воспитателей или хотя бы наличие некоторых степеней свободы для отхода от давления.
АМ. Человек рождается с сильными творческими способностями. Но гораздо большее значение имеют: умение использовать творческие способности и желание использовать творческие способности. И пусть человек имеет огромнейшие способности творить, но если он не хочет этого делать или например, не знает как выразить внутреннюю мелодию в нотах, а образ в картине - соответственно у него ничего не получиться. И наоборот, если у человека изначально мало Т способностей, но он их часто использует и умеет использовать - тогда успех гарантирован. Про такой вариант Эдисон сказал, что творчество это 99% пота и 1% везения. Здесь можно провести следующую аналогию.
У одного человека огромный многотонный грузовик, способный за раз перевести множество грузов, но человек пользуется им раз в год, да и то очень неумело, медленно едет, теряет и ломает часть груза. А другому досталась всего лишь ручная тележка, но он возит грузы на ней с утра до вечера и так умело, что за год перевозит в десятки раз больше первого человека.
В чем проявляются творческие способности у человека? Чем отличается творческий человек от нетворческого?
Творческие способности проявляются в смелости быть непохожим на других, создании чего-то индивидуального, экспериментального, либо эпатитрующего, либо человечествоспасительного, иногда просто гениального без объяснимой цели (можно сказать - тупо гениального?) - это выброс свободной вселенской энергии. Необходимо наличие внутренней подбрасывающей силы - эту силу можно в себе аккумулировать. Творческий человек отличается от нетворческого в осознанном или неосознанном желании этих спонтанных выбросов или качественных накоплений для перехода на более высокие ступени существования.
У творческого человека даже материальность духовна. Нетворческий менее гибок духовно и более материалистичен. Явной границы нет, и мне кажется, что при наличии благоприятных внешних условий (минимизации борьбы за выживание, позитивного окружения) так называемый нетворческий человек имеет шансы значительно увеличить свою качественность. Истинно творческий - творческий во всем.
Существуют ли творческие и нетворческие типы мышления и как они между собой взаимодействуют у отдельного человека (если такое возможно)?
Таких сочетаний масса: гениальный актер запросто может быть посредственным режиссером; великая актриса не может самостоятельно включить телевизор; классный шахматист не усваивает порядок пользования вилками в ресторане; блестящая гимнастка впадает в шок при попытке ехать за рулем; замечательный писатель оказывается втянутым в грязную политику...
Обычно человек, имеющий творческий тип мышления, проявляет его достаточно всесторонне, как, например, хороший спортсмен будет неплохо выглядеть даже в том виде спорта, на котором не специализируется. Но сильный уход в какую-то одну область (об этом еще Козьма Прутков предупреждал) может привести к пренебрежению теми областями деятельности, которые кажутся незначительными и излишними. Сильные переживания блокируют восприятие смежных маловажных проявлений. Области приложения творческого мышления могут меняться с течением времени, как и степень "творческости", бывают "застои" творческой мысли, бывает псевдотворчество, позерство.
Творчество - это способ мышления или результат? Может ли результат быть отличным от способа мышления? (Хотели как лучше, получилось как всегда). Или это критерий недостаточно творческого начала?
Спасибо за рассылку и свежие идеи.
С интересом читаю и применяю. Желаю творческих успехов
Наталия Ситникова
Наше Вам!
С любопытством читаю Вашу рассылку, не для какой то там мифической пользы, а просто так, для удовольствия.
У меня есть комментарии к:
> Одна из самых распространенных ошибок - поиск единственно верного решения.
> При этом, найдя данное решение, на нем и останавливаются,
> используя данное решение до скончания веков :)
> Если исходить из положений теории систем (принципы латерального мышления
> Эдварда де Боно также подойдут),
> то следует, что в любой открытой системе,
> имеющей достаточно большое число входящих в нее субсистем и элементов => число
> возможных комбинаций (читай решений) стремиться к бесконечности.
> А значит, почти любую проблему можно решить несколькими способами.
> И выбранный на данный момент времени способ скорее всего не является самым лучшим.
> Почти всегда существует, или будет существовать более эффективное решение, чем нынешнее.
> (Хотя тут можно возразить - а насколько выгодно искать
> более эффективное решение - но об этом в другом месте, если что-то хотите сказать - пишите)
Мне кажется, что в приведенном рассуждении (как и во всей статье) имеется методологическая ошибка, правда, всего одна ошибка, но все же...
Более того, создается впечатление, что автор и сам испытывал некоторую неуверенность, когда писал статью - наверняка Вы чувствовали неверный метод.
Изъясняюсь:
Восприятие жизненной ситуации в качестве проблемы - ведет к тупику и переживаниям. Но восприятие ситуации как задачи - ведет к поиску решения, и это правильно.
АМ. Есть люди, которых проблемы мотивируют гораздо сильнее, чем новые возможности и задачи. На них сильнее действует мотивация избегания неудачи, а на других сильнее - достижения успеха. Вы скорее относитесь ко вторым.
Если у задачи есть хотя бы одно решение, то существует, по крайней мере, еще одно решение. И так до бесконечности. Это тоже правильно,
и даже стало языковой универсалией у всех продвинуиых психологов современности.
Но вот насчет поиска нового, лучшего решения...
Автор предлагает - настойчивость и веру в лучшее.
АМ. В начале - Да, но после нескольких раз, когда вы убедитесь самостоятельно, что очень часто первое подходящее решение не есть самое лучшее и что вы можете найти и находите значительно лучшие решения, вот после этого достаточно будет собственного опыта и знания.
Мне кажется, что в данном случае уместно "посмотреть" на данную ситуацию из "другого окна".
А именно:
В ходе своей жизнедеятельности, человек воспринимает окружающий мир через набор моделей, которые строит, зачастую, неосознано. Попытка познать свои модели, расширить их и называется познанием мира.
Осознование проблемы, или задачи - результат анализа модели, не более. Попытка выдать "на гора" решение - эксплуатация модели.
Переформулирование задачи - потуги осознования модели, отягогщенные додумыванием, фантазированием. Мир тут не причем.
АМ. Но хорошее переформулирование задачи способно изменить саму модель.
Любая модель ограничена и статична, но жизнь бесконечна и динамична.
Модель мира никогда не будет отражать мир полностью, но лишь приближаться к нему, по мере развития человека. Каждая модель формируется только для одного "верного" решения. И поэтому, пытаясь снять "с одной мышки две шкурки", т.е. выдать еще одно "верное" решение с отработанной модели, мы, попросту, зря тратим время.
В этом и есть ошибка метода.
Мне кажется, что вместо пришивания к старым пуговицам новой жилетки, уместней сменить модель на другую, получить новое решение, потом опять сменить модель, получить новое решение и так далее, пока не надоест.
АМ. Не каждый человек способен на это. А те, кто способны, не всегда будут менять модели. Модели несут огромную пользу, позволяя делать большое количество дел на автомате. Кто каждый раз проверяет устойчивость и крепкость стула, на который садиться? А насчет того, чтобы попробовать воду на вкус, прежде чем залить ее в чайник? Или может, кто-нибудь проверяет перед набором каждого номера на телефоне, как работают все кнопки? Но в силе моделей заключается и их слабость. Каждый раз действуя по одной модели, можно многое прошляпить. А возможный выход, постараться действовать как ребенок, не имеющий множества моделей и шаблонов.
Для того, чтобы понять как менять модель происходящего необходимо углубиться в сам процесс моделирования.
Если Вам интересно,я могу познакомить Вас с моей моделью (моделями) построения людьми моделей окружающего мира. :-)
Если нет - то нижайше прошу прощения за потраченное время.
С уважением,
искренне Ваш,
Лещанов Сергей,
Казань.
1.Творческие способности врожденные или приобретенные? И почему?
2. В чем проявляются творческие способности у человека? Чем отличается творческий человек от нетворческого?
3. Существуют ли творческие и нетворческие типы мышления и как они между собой взаимодействуют у отдельного человека (если такое возможно)?
Хочу сделать попытку поделиться своими соображениями по заданным вопросам.
1. Творческие способности, по-моему, присутствую изначально от рождения у всех людей без исключения.
2. Творческие способности проявляются у человека очень разнообразно, во всех сферах деятельности.
Несколько, на мой взгляд, обобщенных примеров проявления творческих способностей человека:
- нестандартное решение различных задач;
- умение что-либо делать оригинально (петь, рисовать, конструировать и т.п.);
- умение увидеть в обычном необычное;
Творческий человек от нетворческого отличается именно вот теми своими способностями, которые его характеризуют,
а человек нетворческого склада, по моему, это человек, не стремящийся к творчеству и подавляющий в себе творческие начинания.
3. Существуют творческий тип мышления и нетворческий, которые возникают в ходе развития(воспитания человека) и
проявляются в зависимости от среды обитания, от типа окружения(друзья, работа и т.п.), и способствуют развитию
правого или левого полушария мозга соответственно.
Творческий и нетворческий подход у человека проявляется в различных ситуациях по-разному, на что влияет очень много факторов, связанных, в большей части, с образом жизни каждого человека.
Вот это бред.
С уважением! Ваш постоянный подписчик!
День добрый, Андрей.
Очередная партия ответов - ведь самое важное во всем этом - отвечать, а не просто пробегать глазами очередной выпуск - отвечать в первую очередь для себя. Правильно?
Итак.
1. Творческие способности врожденные или приобретенные? И почему?
И то и другое верно: врожденные потому, что все мы рождаемся с минимальным набором шаблонов - инстинктов необходимых для выживания. В дальнейшем, в процессе обучения мы набираем (нам вдалбливают) еще один
набор... алгоритмов. Но заодно учимся и создавать собственные (алгоритм - последовательность действий; не только заложенная, но и вновь созданная).
Так вот творческие способности - это способность создавать в реальном времени новые алгоритмы (и действовать сообразно им). Поэтому способности эти являются потенциально врожденными, но их необходимо развивать (т.е. приобретать) также, как, например, речь.
2. В чем проявляются творческие способности у человека? Чем отличается творческий человек от нетворческого?
Чем отличается: абсолютно нетворческий человек - это
идеальный солдат (прапорщик, офицер) - действует только сообразно вложенным инструкциям (уставу). Однако даже солдат, действующий строго по уставу в бою проигрывает другому, проявляющему творческие способности (смекалку) :-). В чем проявляются: способность оперативно (не обязательно) создавать что-то оригинальное, либо находить оригинальное применение уже имеющимся
алгоритмам.
3. Существуют ли творческие и нетворческие типы мышления и как они между собой взаимодействуют у отдельного человека (если такое возможно)?
Приведу еще один армейский пример (что-то у меня сегодня
уклон такой - навеяло...:-)): прапор дрючит солдат за неуставной шаг на плацу, но проявляет необычайную изобретательность в вопросе где бы что бы спереть (лично наблюдал :-)).
С уважением,
Илья.