«У нас не талантливы только лентяи»
Это высказывание героического писателя Николая Островского можно считать своеобразным педагогическим знаменем советской эпохи. Тогда было принято считать, что все люди наделены одинаковыми способностями, а если кто-то учится хуже остальных, значит, в этом вина педагога, которому не хватает методического мастерства. Последнее словосочетание было чуть ли не ругательством. В одной из своих статей 1939 года Крупская, бывшая в ту пору заместителем наркома просвещения, писала: «У нас подчас Дворцы пионеров превращаются в привилегированные детские учреждения, которые занимаются только с одаренными и отличниками. Нельзя держать курс на отличников, нельзя отгораживаться от общей массы». В то же время, призывая педагогов заботиться о том, чтобы «у талантливых ребят не вскружилась голова», супруга Ленина признавала, насколько важно обеспечить им всестороннее развитие. «Дворцы пионеров могут и должны помогать появлению и росту новых талантов», – утверждала она. Более того: Надежда Константиновна уже тогда понимала и старалась объяснить учителям, что индивидуальная работа, в том числе индивидуальные задания разного уровня сложности, «которые учили бы самостоятельно работать и поглубже овладевать той или иной областью знаний, ...но не уводили бы от остальной группы учеников».
Государственный масштаб
Несмотря на все трудности, на то, что мы отстали от Запада в области изучения и поддержки юных дарований, прорыв в этой сфере все же был совершен в первые постперестроечные годы, когда благодаря ученым, специалистам в области психологии, деятелям образования к этой проблеме было привлечено внимание правительства и общества в целом. На первом этапе, в самом конце 80-х, по инициативе экс-министра образования Михаила Прокофьева, академика Геннадия Ягодина, в ту пору возглавлявшего Госкомитет по образованию, известных психологов – Александра Асмолова и Алексея Матюшкина, других ученых – был создан Всероссийский центр «Творческая одаренность». К сожалению, новая структура просуществовала недолго по банальным финансовым причинам. Однако не канула в Лету, а была преобразована в лабораторию психологии одаренности в Психологическом институте РАО. Лаборатория эта действует до сих пор под руководством Алексея Матюшкина. Ее сотрудники разрабатывают программы по работе с одаренными детьми, методические пособия в помощь учителю, спецкурсы для студентов педвузов. Кстати, 10 лет назад под руководством старшего научного сотрудника Психологического института РАО Наталии Шумаковой и педагога Ирины Фокиной в Москве была открыта школа под названием «Созвездие». Это учебное заведение, не имеющее специальных профилей, предназначено для детей, талантливых в самых разных сферах деятельности. Основная цель школы – сохранить и развить творческий потенциал. Эта цель, по признанию научного руководителя школы Алексея Матюшкина, успешно воплощается в жизнь.
Примечательно, что в 90-х годах специалистами центра под руководством профессора Леонида Венгера были разработаны и внедрены в практику дошкольных учреждений программы «Развитие» и «Одаренный ребенок». Они рассчитаны на стимуляцию у детей внимания, логики, самостоятельности мышления.
Чтобы собрать вундеркиндов со всей страны, в 1989 году в Российском фонде культуры была создана Международная благотворительная программа «Новые имена». За 10 лет ее существования получили помощь 5000 юных музыкантов, художников, поэтов. С нынешнего года «Новые имена» стали частью новой программы «Музыка и мир», открытой по инициативе ЮНЕСКО.
Но самым большим, можно сказать этапным, событием в жизни страны стала президентская федеральная целевая программа «Одаренные дети» (это один из 9 подразделов комплексной программы «Дети России»), которая начала финансироваться с 1996 года.
С недавних пор начали выплачивать ежемесячные стипендии в размере одной минимальной заработной платы лауреатам различных конкурсов. Банк данных одаренных стипендиатов пока еще невелик, но, по совету юристов, является закрытым, строго секретным. В отличие от информации о 40 лучших внешкольных и общеобразовательных учреждениях и экспериментальных площадках России – так называемых модельных объектах: их деятельность – достойный образец работы с одаренными детьми. Выделяемые средства идут на поддержку их материально-технической базы.
Но в общем и целом престижная программа, не являясь исключением из общероссийского контекста, финансируется мало, слабо и нерегулярно.
Из-за недостатка средств в регионах и равнодушия местных властей многие дети не могут даже приехать на крупные всероссийские мероприятия. Кстати, для участия в некоторых из них требуется немалый вступительный взнос. Поэтому информация, поступающая из центра в местные органы управления образованием, зачастую там и оседает: чиновники, зная, что денег в региональном (муниципальном) бюджете нет, не дают дальнейшего хода сведениям о тех или иных праздниках, слетах, состязаниях. В последние годы укоренилась практика не только дистанционного обучения, но и заочного участия в такого рода мероприятиях: желающие могут прислать членам жюри видеокассеты с записью своих выступлений. Правда, такое возможно лишь в творческих конкурсах – олимпиады, интеллектуальные, спортивные соревнования предполагают «эффект присутствия», без которого, кстати, невозможно по-настоящему ощутить праздник, столь необходимый любому растущему человеку. Минобразованием подготовлена Всероссийская федеральная программа «Дети. Культура. Образование», в которой предусмотрено кадровое обеспечение и решение других вопросов, связанных с массовыми детскими мероприятиями.
«Шаг в будущее»
В 1992 году стартовала Всероссийская научно-социальная программа «Шаг в будущее». Помочь школьникам из глубинки поступить в вузы – в своем городе, регионе, Москве – лишь одна из задач программы, к участию в которой привлечены более 50 российских вузов, из них три головных: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская государственная текстильная академия им. Н.А. Косыгина. Другая цель, более глобальная и стратегическая, – привить школьникам первые навыки научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, которые важны не только для будущих ученых, но и для специалистов в любой сфере. По мнению Александра Карпова, председателя Центрального совета программы «Шаг в будущее», участие в ней «помогает школьникам выйти за тесные рамки стандартного набора «предметов» и связать их с окружающим миром, с жизнью, с реальными профессиями. А профориентация – это не что иное, как связь с жизнью. « По убеждению многих, «Шаг в будущее» – своеобразный мост, соединяющий школу и вуз, детей и специалистов в их стремлении познать мир.
За 8 лет работы программы сложились определенные традиции: сначала проводятся отборочные региональные туры конкурсов молодых исследователей, затем победители собираются в Москве на два главных финальных мероприятия: зимой – на научно-инженерную выставку, весной – на Всероссийскую конференцию. Число участников растет раз от раза. Например, в этом году в Москву на VI конференцию молодых исследователей прибыли 600 студентов и школьников из 46 российских регионов и трех стран СНГ: Украины, Грузии, Казахстана.
С каждым годом расширяется тематика исследований, открываются новые научные секции. В этом году впервые распахнули свои двери секции по истории и этнографии, по литератороведению, прикладному искусству, технологиям текстильного производства, наукам о Земле. Впервые была организована выставка конкурсных работ по теме «Молодые исследователи – окружающей среде», на которой был представлен 21 проект. Победители поедут на выставку EXPO-2000 в Ганновере – она запланирована на октябрь этого года.
Но мне лично интересно было узнать, каким образом ребята попадают на эти соревнования, с чего начинается их «шаг в будущее».
Начало Выяснилось, что участие в программе у многих начинается с кружка, с работы в местном обществе молодых ученых. Ведущая роль принадлежит вузовским cпециалистам, работающим со школьниками. Например, преподаватели Белгородского университета несколько лет назад организовали в школе № 3 творческий центр «Знание» для ребят, увлеченных наукой. Вуз предоставляет не только свои кадры, но также лабораторную и экспериментальную базу, которая в школе, как известно, бедна или вовсе отсутствует. Ученик 11 класса этой школы Сергей Трофимов вышел в финал Всероссийского конкурса «Шаг в будущее» и вместе с Татьяной Панюковой отправится в Грецию. Его исследование посвящено радиационному состоянию природных и производственных объектов Белгорода и их экологической оценке.
Юлия Коротких из Новоуральска заняла 1 место в III региональной конференции городов ЗАТО (Закрытые автономные территориальные области). Цель ее работы – доказать вредное влияние удобрений на сельскохозяйственные растения и на плодородие почв. Недавно в их городе открылся Детский экологический центр. Юля начала там заниматься под руководством педагога дополнительного образования Виталии Казимировны Блиновой. Она-то и подсказала ей тему научной работы и предложила попробовать силы в программе «Шаг в будущее». Правда, в финал Всероссийского конкурса Юля так и не вышла, но ни о чем не жалеет и намерена продолжать свои исследования.
Профессор Астраханского государственного технического университета Евгений Кравцов является исполнительным директором координационного регионального центра и руководителем школы юных исследователей при университете, которая «выросла» лет пять назад из классов с углубленным изучением физики, математики, биологии, химии в разных учебных заведениях города. Евгений Евгеньевич был инициатором ее создания, потому что рамки спецклассов, в которых он преподавал, показались ему слишком узкими. На протяжении 4 последних лет его воспитанники неизменно занимают призовые места в программе «Шаг в будущее», среди них – Сергей Идиотуллин, занявший 2 место на Международном соревновании Молодых ученых в 1997 году. В прошлом году на подобное состязание должна была поехать Маша Албердина, но, увы, не удалось достать денег на поездку.
Финансовая проблема – самая горькая из всех. Всегда можно найти энтузиастов, которым интересно работать с одаренными детьми, но выпросить деньги у местной администрации – особое искусство. Евгению Кравцову год от года все тяжелее обивать пороги высоких кабинетов и доказывать, что талантливым детям нужно помогать. Может быть, повезет найти спонсоров в местном отделении «Газпрома», устало рассуждает профессор, отдавший полжизни педагогическому труду.
Не стоит земля без праведника
Организаторы программы «Шаг в будущее» отмечают пассивность москвичей в противовес заинтересованности участников из других регионов, часто очень отдаленных от центра. По мнению Александра Карпова, наибольшее внимание талантливым детям уделяют в краях и областях, относящихся к так называемому «красному поясу». Однако восьмилетний опыт деятельности уникальной программы показывает, что на самом деле причина не в идеологии, господствующей в том или ином регионе, а в количестве энтузиастов на душу «детского населения», а таковые, к счастью, еще не перевелись ни на Дальнем Востоке, ни в той же столице. Можно привести удивительные примеры, доказывающие, что энтузиазм в России, помноженный на заинтересованность местных властей, может стать той точкой опоры, которая перевернет земной шар. Именно этим можно объяснить тот факт, что школьники далеких российских городков – Ангарска (Иркутская область) и Белорецка (Башкортостан) демонстрируют стабильно высокие результаты на международных турнирах городов по математике. Киров стал настоящей математической Меккой благодаря тому, что лет 15 тому назад туда приехал выпускник ленинградского университета Игорь Рубанов и воспитал там целую плеяду талантливых учеников. Ежегодно в этом маленьком вятском городе проводится летняя математическая школа, где старшеклассники имеют возможность заниматься у лучших преподавателей из Санкт-Петербурга, Белорецка, Москвы, Гамбурга. На учебу в Киров стремятся попасть американцы.
Самый первый координационный региональный центр программы «Шаг в будущее» возник не в центре страны, а на ее окраине – в городке Усолье-Сибирском по инициативе профессора Рябова.
Есть свои энтузиасты и в Москве. Большую работу с юными естествоиспытателями проводит Школа юного почвоведа при МГУ, руководят которой профессор, доктор биологических наук Герман Куст и аспирант Евгений Погожев. В работе со школьниками принимают активное участие студенты. «Главное, чтобы не прерывалась цепочка: вузовский преподаватель, школьный учитель, студенты, дети», – считает Герман Станиславович. Специалисты МГУ руководят рядом школьных проектов в Калужском заповеднике, Башкортостане, Брянске, Карелии, на Дальнем Востоке (эти заповедники и национальные парки включены в федеральную программу экологического образования детей). Кружок при МГУ тесно связан с Домом детского научно-технического творчества (ДНТТМ), Дворцом творчества детей и молодежи на Воробьевых горах, с московскими школами, где есть биологические классы. Помимо вышеперечисленных организаций, есть Школа юных любителей зоопарка, кружок при Дарвиновском музее, секции при общественных организациях, ведущих природоохранную деятельность... Недавно в МГУ был создан Центр экологических путешествий, задача которого – координация внешкольной работы с детьми: экологический туризм школьников, подготовка конференций и маршрутов. Казалось бы, юным москвичам, любящим природу, есть куда податься. Но при ближайшем знакомстве с проблемой выясняется, что найти сферу приложения своих способностей в столице не правило, они отличаются хорошо развитой речью, памятью, природной грамотностью и хорошим воображением. Но их первая черта – любознательность: они задают много вопросов. Посредственности «ленивы и нелюбопытны».
«Одаренных ребят потому называют «звездами», что потолок их возможностей так же недоступен пониманию простого смертного, как звезды», – признался как-то руководитель Национальной команды России на международной олимпиаде по математике и опытный организатор подобных соревнований в столице – соросовский учитель Назар Агаханов. По его признанию, работа с талантливым учеником – великое счастье. Но каждому ли доступно это счастье? К сожалению, в массовой школе к талантливым детям не относятся серьезно: на них смотрят как на выскочек, которым «больше всех надо» и которые мешают учителю «нормально» работать. Некоторые педагоги начинают даже давить на таких детей, выставлять их на посмешище. Практика показывает, что далеко не всегда учителя выдерживают испытание талантом своего воспитанника, и не каждому дано, подобно Жуковскому, передать пальму первенства «от побежденного учителя – победителю-ученику». Получается, что умение оценить чужой талант и бескорыстно помочь его становлению – это тоже особый дар.
Но, может, для кого-то окажутся полезными советы специалистов – академика РАО Алексея Матюшкина, соросовских учителей Александра Зильбермана, уже упоминавшихся выше Назара Агаханова и Николая Константинова. Какие-то из этих рекомендаций – результат личного практического опыта, другие являются общепризнанной классикой.
1. К одаренным детям надо относиться спокойно, не обижаясь на их «подкалывания» и не замечая неуместные остроты. Всегда следует помнить о том, что таким ребятам живется нелегко. Поэтому учитель должен создать такую атмосферу в классе, в которой успехи «звездного мальчика» (или девочки) вызывали бы не чувство зависти и раздражения, а уважение его сверстников. Постоянная недоброжелательная оценка со стороны воспитателя может привести к потере ребенком уверенности в своих силах и тем самым приглушить способности. Однако другая крайность – «захваливание» – вызывает самомнение и зазнайство, что оказывается не менее вредным. Оценка, которую дает воспитатель, должна быть требовательной, строгой, но благожелательной, укрепляющей веру в успех.
2. Надо помочь такому ребенку, то есть дать ему задание потруднее. По мнению Назара Агаханова, каждое последующее задание должно быть более сложным, чем предыдущее, и в то же время посильным. Кстати, на подготовку специальных задач для своего талантливого ученика Романа Карасева (школа № 5 города Долгопрудного) он тратил по нескольку часов в день, но этот труд не пропал даром: в прошлом году Роман завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по математике.
3. По мнению Николая Константинова, организатора первых математических классов в столичных общеобразовательных школах, эффективна методика самостоятельной проработки (исследования) учеником новой темы. На полугодие каждый получает свою серию задач разной сложности, которые надо решить самому. После этого постепенно задания разбирают всем классом.
Есть у Николая Николаевича два золотых правила, которыми он руководствуется в работе с одаренными детьми: не впихивать халву железной ложкой, иначе говоря – энтузиазм учителя должен иметь пределы.
4. Если сфера интересов и набор способностей ученика достаточно узки, считает Александр Зильберман, задача учителя – развить эти способности до максимально высокого уровня, чтобы в будущем этот человек сумел профессионально использовать имеющиеся у него данные и стать неподражаемым в своей области.
5. Главная ошибка и проблема массовой школы заключается в том, что чаще всего она идет по пути наименьшего сопротивления, стремясь дать готовые ответы на все вопросы и подстраиваясь под «среднего» или, что еще опаснее, под самого слабого ученика, не желая возиться с одаренными «выскочками». В таком случае совет родителям: ищите умного, неравнодушного педагога в своем селе, городе, ближайших городах и селах. При возможности рекомендуется отдать ребенка в специализированную школу – с углубленным изучением тех или иных предметов. Талантливым детям необходима особая Среда, необходимы трудности, если хотите, поскольку легкие успехи при низких требованиях и общем слабом фоне грозят быстрой деградацией.
6. Кружки, студии, секции помогут ему развить природный потенциал. Олимпиады, соревнования, состязания также полезны, в какой-то мере необходимы – для того, чтобы реально оценить свои силы, не вариться в собственном соку, самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Победа в любом соревновании (спортивном, интеллектуальном) – незаменимый стимул к дальнейшей деятельности. При этом нельзя зацикливаться на победе и надо разумно переживать поражения. Кстати, перед международными олимпиадами для команд-участниц проводятся специальные психологические тренинги.
7. В связи с этим совет последний и самый главный – от Алексея Матюшкина. Даже не совет, а лозунг: «Развивая талант своего чада, не воспитывайте из него вундеркинда!» Некоторые родители искусственно «сотворяют» вундеркинда, нанимая для него чуть ли не с младенческого возраста штат преподавателей. Желая добра своему питомцу, заботливые мамы и папы даже не подозревают, что поступают ему во зло, отнимая у своего любимца детство и зачастую лишая его будущего. Заученный и переученный ребенок и есть вундеркинд, и вот что его ожидает в детстве и после него:
переутомление,
разочарование из-за комплекса неудовлетворенной гордыни и непонимания окружающих,
отсутствие друзей и элементарных практических навыков, несложившаяся семейная жизнь,
разрушенное здоровье, наконец.
Отсюда вывод: необходимо учить и развивать ребенка в соответствии с его способностями, а не амбициями родителей.
И еще: всегда помните о том, что различные виды детской одаренности проявляются в разные возрастные периоды. Ранняя одаренность – это как опережение в росте: просто какой-то ребенок сильно обогнал своих сверстников. Надо быть готовым к тому, что через несколько лет они его догонят, а может, и перегонят, и его взрослая карьера не будет такой блистательной, как учеба в школе. Для того чтобы преуспеть во взрослой жизни, современному талантливому человеку необходимо быть менеджером своих идей и уметь продвигать их на рынке услуг.
Кто пошел другим путем?
Пока специалисты отмечают превалирующую роль внешкольной сферы в формировании юных талантов и отставание массовой общеобразовательной школы, число коррекционных классов в которой значительно превышает число профильных, специализированных и тем более нацеленных на работу с одаренными подростками. Как правило, в лучшем случае наша школа ориентируется на подготовку к вузу и на углубленное изучение отдельных предметов. На безрыбье – и это выход для талантливых ребят. Школы-интернаты при МГУ, Заочная физико-математическая школа при МФТИ – все это тоже своеобразные «резервации для интеллектуальных меньшинств» (выражение соросовского учителя Александра Зильбермана, убежденного, кстати, в необходимости подобных «резерваций»).
С 1994 года в столице действует Центр непрерывного математического образования – структура, соединившая территориально и организационно вуз (Независимый университет), математические классы в базовых специализированных школах (№ 57, 2, 91, 43), курсы повышения квалификации для учителей математики общеобразовательных школ, кружки для одаренных. Центр стал, по существу, идеологическим штабом математических олимпиад для школьников: здесь лучшие специалисты разрабатывают задачи для всероссийских, столичных олимпиад и международного турнира городов. Здесь целенаправленно занимаются поисками детей, имеющих математический талант – благодаря активной внешкольной деятельности, тесному сотрудничеству с МГУ, постоянному взаимодействию с педагогами массовых школ, олимпиадам. Так что с помощью такого плотного «сита» талантливые ребята обязательно попадут в поле зрения специалистов и не останутся без их внимания. Но это Москва!
С 1988 года в Самаре действует необычное учебное заведение для детей, опережающих в развитии своих сверстников. Это муниципальный университет Наяновой, реализующий модель непрерывного образования детей и взрослых. (Подробнее о нем мы писали в «УШ» № 27, 1999.)
И в завершение коснемся самой болезненной темы: талантливые дети из глубинки.
Павла Шмакова, директора необычного учебного заведения – Академического колледжа при Казанском государственном университете, эта проблема волнует давно. Его школа хорошо известна в образовательных кругах, но ее путь к звездам, как и полагается, пролегает через густые тернии. Педагогическое кредо его учебного заведения: «Интересно все, что трудно» и «Можно делать то, что странно». Обучение в колледже не ограничивается каким-то профилем, да и границ между классами не существует. Физики свободно посещают занятия у лириков, – и наоборот. Практикуется образование по выбору – предмета, уровня его изучения, преподавателя. Преподаватели, в свою очередь, выбирают учеников. В почете не отличные оценки, а творческие достижения ученика: компьютерные программы, изобретения, стихи собственного сочинения. Поэтому главный критерий отбора учащихся, поступающих в колледж (обучение здесь начинается с 8 класса и конкурсы достигают 10 человек на одно место), – не благополучный дневник, а увлеченность. Любое талантливое начинание в колледже встречают с искренним восхищением и всячески поддерживают. Выпускник колледжа Володя Блохин – уже настоящий изобретатель, имеющий два зарегистрированных патента.
Создавая свою школу, Павел мечтал, чтобы в ней учились физики и лирики, русские и татары, городские и сельские, одаренные и просто не нашедшие своего места в массовой школе. Больше всего его занимала идея «дискриминации по месту рождения» (его собственная формулировка) – не менее опасная, по его убеждению, чем социальное или национальное неравенство. Почему должны страдать талантливые сельские ребята, родившиеся в далеком селе и по этой причине не имеющие возможности получить полноценное образование? Все годы существования школы, начиная с 1994-го, Павел бился за право создать школу-интернат для сельских ребят при своем учебном заведении, даже получил разрешение президента Республики Татарстан М. Шаймиева, но рядовые чиновники тормозили дело и строили всякие препятствия, вплоть до закрытия колледжа. Придирались даже к названию этого учебного заведения, возникшего до утверждения новой редакции Закона «Об образовании» и новой классификации типов учебных заведений, согласно которой колледжем может быть только учреждение среднего профессионального образования. Но это предлог, а главная причина состоит в том, что нельзя обучать сельских детей на средства городского бюджета. В общем, после долгих месяцев мытарств Павел, кажется, добился своего, но чего ему это стоило?
Справедливости ради следует отметить, что этой проблемой сегодня озабочены не только энтузиасты-одиночки. В Минобразования разработана большая программа «Сельская школа». В помощь государству в решении этого вопроса выступает Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), с нынешнего года запускающий новый мегапроект, основная цель которого – поддержка образовательной системы малых городов и сел в российских регионах.
Может, нам еще на своем веку доведется увидеть новых ломоносовых и пушкиных из далеких деревень.