В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках, приверженность архаичным методам и формам работы, авторитаризм, игнорирование личности ученика, засилье предметов естественнонаучного цикла и многое, многое другое. Иногда критика оказывается справедливой и вызванной искренним беспокойством за состояние нашей школы. Однако чаще всего критика носит скорее философский, а не конкретный прагматический характер, и связана с тем идейным вакуумом, в котором находится наше общество на современном этапе. "Освободившись" от тоталитаризма, оно впало в другую крайность, безудержно превознося идеалы свободного развития каждой личности и даже не пытаясь оценить возможные опасности данного пути развития. Вряд ли сейчас можно найти хоть одно учебное заведение, гордо называющее себя плохо произносимым термином "инновационное", которое бы не заявляло о внимании к личности ученика, о необходимости всемерно учитывать его индивидуальные особенности, способности, желания и стремления, об освобождении его "Я" от тлетворного и пагубного влияния учителей, только мешающих саморазвитию и самоопределению ребенка.
На знамени нашей новой инновационной школы начертаны два основных лозунга "Свобода" и "Творчество". Создается впечатление, что инноваторы монополизировали право определять приоритетные направления развития школы, объявляя идеалы свободного творческого развития учащихся единственно истинными ценностями образования в демократическом обществе. При этом неким мистическим образом благая забота о гуманизации образования оборачивается повсеместно его гуманитаризацией, нарушая тем самым все ту же пресловутую свободу выбора ученика, его право на получение системного образования, включающего естественнонаучные дисциплины, право на присвоение не только художественно-образного видения мира, но и формирование научно-теоретического мышления.
Теоретики современной гуманистической школы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школах должны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющей себе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Не знаю как читателю, но лично мне не очень хочется жить в обществе, в котором уважение к другим людям, интеллект, терпимость, честность, порядочность и доброта не являются базовыми ценностями образования.
Из всех философских школ современности инноваторы выбрали (может быть, не сознавая этого сами) экзистенциализм и постмодернизм, выдавая их ценности за общечеловеческие идеалы. Во всех бедах человечества виновата наука и научный, доказательный способ мышления о мире. От этого способа мышления ученика нужно уберечь, предоставляя ему возможность для самостоятельных и творческих поисков, насыщенных сложными эмоциональными переживаниями и способствующими нравственному развитию. Ребенка нужно воспитывать, приобщая его к искусству (живописи, музыке, танцам, драме, литературе), признавая и поощряя оригинальность любой его самостоятельной работы. Воспитание учащихся должно происходить на уровне подсознания через вызываемые эмоции, чувства и переживания, интуитивные озарения и внутренние импульсы.
Еще более радикальные призывы к свободе раздаются со стороны постмодернистов. Любая власть, даже этических норм или научных принципов, воспринимается ими как покушение на абсолютную свободу. Специально организованное в школах (или других учебных заведениях) образование является организованным насилием и сводится лишь к массовому оболваниванию и обезличиванию учащихся. За лозунгом "Долой науку" неизбежно следует призыв к уничтожению современной школы, ориентированной на изучение научного содержания.
Для инноваторов не являются аргументом даже позиция Л.С. Выготского, одного из крупнейших психологов прошлого века: "Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм. " Впрочем, научное обоснование призывов к развитию творчества с точки зрения психологии никогда не входило в задачи инноваторов. Приведу пример исходной педагогической концепции Александра Нилла, создателя и первого директора школы "Саммерхилл": "...мы взялись создать школу, в которой у детей была бы свобода быть самими собой. Чтобы сделать это, мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Все, что требовалось, у нас было, а именно - глубокая вера в ребенка, вера в то, что ребенок по природе своей существо доброе, а не злое : Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, оставить без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться." Безусловно, отдельные талантливые педагоги могут создавать успешные небольшие частные интернаты, основываясь на столь убедительных доказательствах как вера. Однако может ли на этой основе эффективно функционировать массовая государственная школа и существовать педагогика, претендующая на научность описания своего предмета?
И вот уже, борясь с творческим отношением к действительности, конструкторы современной сложной техники создают специальные устройства "защиты от дурака" и вводят в обиход понятие функциональной грамотности как редкой в современных условиях интеллектуальной способности понять текст инструкции к какому-либо прибору. Из школьных программ и стандартов исчезла задача развития мышления учащихся. Если это слово и встречается в тексте, то непременно с прилагательным "творческое". Общество пытаются убедить в том, что научное, рациональное, доказательное мышление является чем-то вроде атавизма, а его обладатель не соответствует требованиям времени. Впрочем, с последним тезисом я готов согласиться, так как интеллектуально развитым человеком действительно трудно манипулировать с помощью пустых или опасных, но внешне привлекательных лозунгов. Общество пытаются убедить в том, что развитие творческих способностей (креативности) детей является центральной проблемой и основной задачей современной гуманистической школы. Так ли это? Действительно ли развитие креативности является безусловным благом для ребенка и для его ближайшего окружения?
Известный ученый, специалист в области психологии интеллекта Дружинин В.Н. отмечает весьма интересную тенденцию в работах психологов гуманистического направления (духовно близких гуманистическим педагогам). Они "во весь голос утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом т. п.". Однако вопреки этому мнению "большинство экспериментальных результатов противоречат этому ..." Специальные исследования подтвердили, что для одаренных людей характерны высокая тревожность и низкая адаптированность, переживание серьезных проблем в личностной и эмоциональной сферах, а также в сфере межличностных отношений. Их ждет тяжелая судьба, они подвержены депрессии, часто страдают от одиночества. Лишь тогда, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.
Изучение школьников позволили выделить четыре группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности. Для того чтобы несколько остудить пыл сторонников развития креативности, приведу краткую характеристику детей третей группы. Низкоинтеллектуальные креативы с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, они очень тревожны, страдают от неверия в себя, от "комплекса неполноценности". Учителя часто характеризуют их как тупых, невнимательных, так они очень неохотно выполняют рутинную работу и не могут сосредоточиться. У них очень редко бывают друзья, зачастую они попадают в детском коллективе в положение изгоев. Развитие творческого начала может вызвать появление множества проблем во взаимоотношениях ребенка с окружающими, привести к его отторжению от детского коллектива, стимулировать девиантное поведение, породить неверие в собственные силы.
Любопытно, но авторы инновационных школ практически никогда не говорят о задаче развития интеллекта и когнитивных способностей учащихся, видимо, полагая, что они не являются существенной характеристикой личности. Однако исследования английского психолога Г. Айзенка убеждают, что именно уровень развития интеллекта не только определяет достижения личности на ее жизненном пути, но и в определенной степени влияет на интеллектуальный потенциал общества.
Блестящий и ироничный анализ роли интеллекта на современном этапе развития российской цивилизации приведен в монографии М.А. Холодной. Не откажу себе в удовольствии и приведу одну цитату из этой работы: "...работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в оценке происходящего, тем в меньшей степени он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне". Видимо, именно последнее обстоятельство и является истинной причиной атаки на интеллект. Борясь за свободу ученика и превознося творчество, инноваторы бумерангом возвращают нас к значительно более серьезной проблеме сохранения личной свободы в условиях господства низкоинтеллектуальных креативов, обуреваемых жаждой постановки смелых социальных экспериментов.
Мы голосуем сердцем, а потом долго не можем понять умом, почему реальность так далека от наших надежд и чаяний. Мы забываем бессмертные слова Гойя: "Сон Разума рождает Чудовищ", а потом изумляемся, глядя на орды активных, раскрепощенных и самореализующихся подростков, устраивающих оргии и погромы на улицах наших городов. Костры из книг, горящих на университетских площадях Германии 30-х годов прошлого века, не научили нас ценить старое, доброе, классическое образование (трудно назвать школы Германии тех лет инновационными и гуманистическими), зато фюреры всех мастей всегда понимали, насколько опасен любой думающий человек.