Каждый ребенок — уникален и неповторим, каждый, уверяют психологи, одарен. Индивидуальны также и темпы развития отдельно взятого малыша: один растет быстрее и опережает своих ровесников по целому ряду показателей, другой — отстает в развитии. Такая ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень короткое время. В результате тот, кто демонстрировал высокие результаты, со временем уравнивается по показателям развития со своими сверстниками, а тот, кто казалось бы отставал, — резко вырывается вперед. По статистике, число детей, развивающихся в более быстром, нежели их сверстники, темпе, составляет приблизительно 10% среди малышей до трех лет, 2—3% — среди ребят от 4 до 7 лет и около 1% — среди школьников.
Но почему, если все дети одарены, не все проявляют свои способности и почему эти способности исчезают в более взрослом возрасте — ведь задатки у ребенка остаются прежние? Об этом мы решили поговорить с психологом, научным сотрудником Института психологии им. Г.Костюка АПН Украины Ларисой Кондратенко:
— Для начала, давайте выясним, что такое «одаренный ребенок». Одаренность — это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего творческие, способности в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный может даже не стараться — он творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам собой — его нужно суметь выявить. Для этого у малыша должны быть все возможности для собственной реализации: развивающие игрушки, книжки, с ним нужно много гулять на природе, изучать окружающую среду, ходить в театры, музеи и на выставки. Кроме того, ребенка формирует и так называемый «интеллектуальный фон». Это то, что окружает малыша дома: книги, фильмы, обстановка, а также темы, которые обсуждают между собой родители, люди, которые приходят в гости.
— Но почему, если способности все равно присутствуют, они не проявляются в любом случае? У моих знакомых сын до тех пор, пока не пошел в детский садик, никаких способностей не выявлял вовсе. При этом у него для собственной реализации было все то, что и у садиковского ребенка: с ним гуляли, водили в различные секции, покупали краски, пластилин, цветную бумагу и так далее. Но только в садике обнаружились большие способности к лепке.
— Нередко для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому многое зависит от родителей — именно они могут создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую-нибудь заманчивую цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка использовать свои умственные способности.
— А как же — талант всегда «прорвется»?
— В любом случае проявиться может не талантливость, а гениальность. Остановить гения могут лишь невероятно сложные обстоятельства, например, тяжелая травма. Ведь отличие гениального человека от талантливого состоит в том, что он многогранен, у него не бывает какой-либо одной направленности. И все эти грани — сильные, позволяющие достичь невероятных высот. Поэтому, если одна из сторон не получит развития, гений проявится в чем-нибудь другом. Гения также отличает высокий интеллект, способность наиболее эффективно применять свои знания и умения.
— То есть формула гениальности выглядит как «одаренность + мотивация + высокий интеллект»?
— Да, хотя в современной психологии существуют и другие точки зрения на этот вопрос.
— Вы больше говорите об одаренности, связанной с творческими способностями. Но не так уж редко взрослые сталкиваются с детьми, опережающими своих сверстников по интеллектуальному развитию. Разве высокий интеллект — не дар?
— Конечно, высокий интеллект очень важен для развития ребенка, но сам по себе он мало что значит. Собственно говоря, сегодня среди ученых даже нет единого мнения, что такое «интеллект». Это, скорее, технический термин, показатель того, что ребенок умеет справляться с проблемами, которые возникают в окружающем его мире, возможно, что он талантлив и даже гениален.
— Помню, как-то читала об исследованиях, проведенных среди студентов одного из столичных вузов. Выяснилось, что высокий интеллект не всегда говорит об успешной учебе. Чтобы выбиться в отличники нужны, скорее, усидчивость, память, трудолюбие.
— Вполне возможно. Кстати, высокий интеллект — наиболее «слабый» дар. Именно дети, поражавшие своими умственными способностями, чаще всего вырастают самыми обычными взрослыми, ничем не выделяющимися на общем фоне.
— Почему так происходит? Причем не только с интеллектуальными способностями, но и с другими, казалось бы, данными от Бога на всю жизнь: умением писать стихи, рисовать, петь, танцевать.
— Точного объяснения, почему одаренный ребенок становится бездарным взрослым, нет. Можно лишь попытаться найти причину среди психологических и физиологических факторов. Когда ребенку дается все легко, он привыкает быть победителем. Наталкиваясь же на препятствие, которое не может преодолеть с ходу, такой ребенок предпочитает отступить. Он настолько боится потерпеть поражение, что даже не пытается что-то сделать. Естественно, тут же останавливается его развитие и через какое-то время он сравнивается со сверстниками, а еще позже — начинает отставать. Родители любого одаренного ребенка должны учить своего малыша преодолевать трудности и переживать поражения. Он не должен постоянно пребывать в состоянии эйфории, вызванном собственными исключительными способностями.
Не должны успокаиваться и родители. Им нужно всегда помнить, что чем больше у ребенка дарований, тем легче их потерять. Ведь чем уникальней ребенок, тем больше негативных факторов на него влияет. Поэтому он должен работать интенсивнее, нежели его менее одаренные сверстники. Такому ребенку нужно постоянно подбрасывать сложные задания, возможно, даже такие, которые он сможет выполнить только вместе со взрослым. Если он будет заниматься лишь тем, с чем прекрасно справляется и сам, то, опять-таки, развитие остановится. Объяснить это можно не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Если долгое время мозг ребенка постоянно активно развивался, а затем вдруг это развитие замедлилось или остановилось, то меняется биохимия мозга. В результате, малыш не только перестает развиваться, но и с возрастом начинает терять приобретенные навыки, нередко разрушаются и другие функции мозга — хорошая память, аналитические способности и так далее. К слову, это относится не только к детям. Взрослые, которые перестают работать над собой, начинают терять приобретенные знания и навыки, начиная приблизительно с 30 лет.
— Можно ли вернуть утраченные способности в более зрелом возрасте?
— То, что можно получить в детстве, нельзя приобрести ни на каком ином этапе в будущем. Мозг перестает расти, он может лишь сохранить приобретенное в детстве. Словом, что в нежном возрасте приобрели, то и имеем.