Сотворчество учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе.
В контексте разрабатываемой нами теории, сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности (невербальные и вербальные, речевые и коммуникативные стратегии). С другой стороны, сотворчество рассматривается как совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, важным свойством которой является ее полиязыковой и поликультурный характер.
Состоявшееся творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества учителя и ученика. Сказанное означает, что чем ярче проявляются творческие функции, тем продуктивнее процесс их совместной деятельности, направленной на обновление как содержания образования, так и его технологической базы. При этом чем выше творческий потенциал учащихся, тем более высокие и сложные профессиональные и коммуникативные задачи приходится решать учителю.
Придавая исключительно важное социальное значение творческой самореализации личности, считаем, что свобода выбора стратегии и тактики обучения, предоставление равных возможностей для каждого в использовании средств вербального и невербального поведения становятся необходимыми условиями осуществления на практике принципов гуманистической педагогики.
Обращение к опыту педагогов-новаторов, а также к собственной многолетней педагогической практике позволяет назвать несколько наиболее значимых педагогических стратегий эффективного протекания совместной деятельности учителя и ученика.
• Творчество в планировании и прогнозировании результатов образования и воспитания не может осуществляться без учета педагогом сформированности языковой компоненты деятельности ученика.
• Формирование и творческая реализация личностного языкового пространства — это продолжительный и непрекращающийся творческий процесс, имеющий место в образовательном пространстве каждого урока любой учебной дисциплины, а также во внеаудиторной и внеучебной деятельности современной школы.
• Организация, регулирование и контроль за образовательным процессом в школе требует от педагога умения чутко реагировать на малейшие изменения (как положительные, так и отрицательные) в индивидуальном языковом статусе ученика.
• Учет личностного своеобразия языковой «концептосферы» учащихся (возраст, пол, социальный статус и т.д.) при коллективном характере обучения и воспитания в школе — фактор, о котором педагогу следует помнить при работе над совершенствованием собственных языковых стратегий для дальнейшей их реализации в реальном образовательном процессе.
• Обучение искусству интерпретации, адекватного прочтения личностного языкового пространства — важная педагогическая стратегия, позволяющая осуществлять подлинную коммуникацию в процессе образования личности ученика. Адекватное прочтение информации, передаваемой личностью с целью дальнейшего продуктивного общения и сотрудничества, не мыслится без постоянного расширения концептосферы (Д. Лихачев, 1999) родного (русского) языка обоими участниками образовательного процесса. Овладение разнообразными языковыми стратегиями интерпретации носит творческий характер. В арсенале учителя-профессионала должно быть множество таких стратегий, которыми ему необходимо поделиться с учениками в ходе сотворчества.
Система развивающих заданий, в основе которых разнообразные образовательные ситуации, выступает в качестве эффективного средства становления подлинно полиязыкового пространства, если:
а) использование приемов мнемотехники предполагает выход на знаково-контекстное обучение,
б) полипредметный, полипрофильный характер обучения не препятствует последующей специализации,
в) социокультурная, ценностная направленность содержания заданий включает элементы культурологической драматизации,
г) лингводидактическая тактика требует семиотического анализа,
д) интерактивный подход имеет эмоционально-положительную окраску,
е) усложнение происходит за счет характера выполняемой деятельности: от активной репродуктивной и частично поисковой к творческой.
В заключение следует подчеркнуть, что лишь сотворчество ученика и учителя, предполагающее коммуникативный подход к освоению информационно-образовательного пространства, способно в полной мере обеспечить понимание обоими участниками его целостности. Именно в целостности и одновременно полифоничности образовательного пространства видится возможность наиболее полной реализации творческих потенций учителя и ученика, а также эффективного становления языкового пространства развивающейся личности.