Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Клубы мышления

Автор: Андрей Малыгин от 7 мая 2018
КЛУБЫ МЫШЛЕНИЯ



Эдвард де Боно



(Эти заметки по организации и работе Клубов Мышления были опубликованы в качестве посланий на официальной Интернет-странице Эдварда де Боно edwdebono.com/. Эдвард де Боно рекомендует использовать в Клубах Мышления его Уроки Мышления CoRT.)





ЧАСТЬ 1.



Может ли мышление когда-нибудь стать настолько же приятным как плавание, катание на лыжах или теннис? Для немногих людей это уже вероятно так. Существуют специальные общества, в которых люди получают удовольствие от проведения диспутов.



Слишком уж часто мышление связывают с отгадыванием загадок и решением головоломок или кроссвордов. Многих людей отпугивают очевидные трудности в этих занятиях. Может ли мышление быть простым и приятным?



Я верю в то, что мышление может быть как простым, так и приятным, если мыслители используют некоторые подходы, которые уже были испытаны в течение многих лет. Именно практически полное отсутствие таких "подходов" или "структур" и делало приятную сторону мышления малодоступной. Немногим людям нравятся споры сами по себе. Намного большему числу, включая меня самого, споры кажутся негативными, неконструктивными и в основном состоящими из упражнений на агрессивное эго. Критиковать и отрицать настолько легко, что в этом трудно найти чувство удовлетворения.



Клубы Мышления задуманы как места, в которых люди могут собираться, чтобы получить удовольствие от мышления. Они могут это делать индивидуально или в группах. В течение ближайших недель я постараюсь изложить предложения о том, как организовать такие "клубы мышления".



Не требуется платить деньги или регистрационные взносы, хотя я предлагаю каждому клубу зарегистрироваться - хотя бы потому, что это позволит наладить связь. Зарегистрированные клубы будут перечислены на этом Интернет-сайте, и время от времени я буду предлагать им разные задачи.



Главная цель клубов мышления - "мышление как хобби". Доказывать свою правоту и убеждать в ней других не является целью клубов. Развитие и улучшение навыков мышление почти наверняка придет в результате использования некоторых структур, - но, как бы это ни было важно отдельным членам, цель клубов не в этом.



Мышление никоим образом не является привилегией лишь выпускников университетов. Люди без большого образования - даже не окончившие школу - могут быть блестящими мыслителями, если использовать правильные подходы. Точно так же дети могут быть очень способными мыслителями. Знания и опыт не являются существенными. Можно очень хорошо думать, оставаясь в границах своих знаний. Слишком уж часто образование пытается подменить мышление знанием: если вы помните правильный ответ, зачем же думать?





ЧАСТЬ 2.



Клуб будет существовать, покуда у него есть энергичный организатор. Это кто-то, выполняющий всю организационную работу, - обычно занятие неблагодарное. Этот организатор может называться Председателем, если вам нравятся громкие титулы. Организатор может выдвинуть сам себя: это человек, организовавший клуб с самого начала. Он может оставаться на этом посту на протяжении всей работы клуба. Но слишком часто такого человека выдавливают с должности демократическим голосованием в результате политических игр в группе. У многих людей намного лучше получается разводить интриги, чем брать на себя ответственность. Они выжидают до тех пор, пока кто-то не примет на себя ответственность, а затем вселяются, как паразиты - рано или поздно убивая организм. Поэтому никаких демократических комитетов, если только вы не считаете это действительно нужным. Те, кому не нравится организация клуба, могут проголосовать своими ногами. Становитесь членом клуба или организуйте свой собственный.



Я бы очень посоветовал, чтобы у организатора был депутат или партнер, который мог бы его подменить в случае болезни или отсутствия. Иначе все может просто развалиться.



Единственной ролью является роль "лидера". Это человек, который управляет мышлением в клубе. Лидер и организатор могут быть одним и тем же человеком, но умения от них требуются разные. У лидера может хорошо получаться управлять теми, кто пришел, но не получаться собрать всех членов. И опять, у лидера может быть депутат или партнер.



Клуб мышления можно организовать в рамках одной семьи или двора, или района. Клуб можно организовать на работе. Человек может быть членом или организатором нескольких клубов.



Люди могут встречаться физически или через Интернет.



Число людей может быть от четырех до восьми. Если люди приходят не всегда, членов может быть больше, чтобы скомпенсировать число отсутствующих. Если клуб становится популярным и разрастается, его можно разделить на дочерние клубы.





ЧАСТЬ 3.



Неудивительно, что у самых долговечных религий самые строгие ритуалы. Когда-то буддизм полностью доминировал Индию. Сегодня меньше одного процента индийцев буддисты. Возможно, что отрицание буддизмом бессмысленных ритуалов ослабило его живучесть.



Ритуал не имеет фундаментального значения, но он дает клубу лицо, точно так же, как форма вашего носа не имеет фундаментального значения, но является вашей уникальной чертой.



Ритуал и дисциплина могут внести вклад в живучесть любого клуба мышления.



Дисциплина может означать, что вы собираетесь в фиксированные дни и фиксированное время и ожидаете от членов пунктуальности. Встречаться можно раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц. Встречи реже, чем раз в месяц не принесут пользы. Выбор дней и времени будет зависеть от местных условий. Пытаться договариваться с каждым о времени и месте каждой встречи - дело безнадежное. Поэтому расписание должно быть четким и строгим - лишь с очень редкими вариациями.



Клубы можно назвать "Клубами Мышления Эдварда де Боно". Это - не еще одно проявление мании величия. Это необходимо, чтобы придать им стиль и лицо. Нужно чтобы люди знали, какое мышление будет использоваться в этих клубах (конструктивное и творческое). Конечно, вы можете назвать свой клуб, как вам будет угодно. Я буду держать на этом сайте список тех Клубов Мышления Эдварда де Боно, которые пожелают зарегистрироваться. Не требуется абсолютно никаких взносов или оплат.



Важно дисциплинированно использовать время. Если на упражнение отводится "пять минут", то это должно быть ровно пять минут. Нет никакой особой причины быть дисциплинированным именно во времени, но такой вид дисциплины легче всего поддерживать и отслеживать. Если поддерживается дисциплина во времени, то легче поддерживать ее и в "фокусе": думать на заранее определенную тему, а не дрейфовать направо и налево. Кроме того, существует дисциплина в инструментах: использование конкретного инструмента или подхода, определенного заранее. Есть еще и "дисциплина отношения": внимание к духу и общему настрою клубов мышления.





ЧАСТЬ 4.



"Каждый человек всегда прав - никто не может быть прав вообще". Это может быть девизом клубов мышления.



Это означает, что каждый человек ведет себя логично, разумно и в пределах своего конкретного "логического пузыря".



Этот логический пузырь состоит из:



· восприятия ситуации в конкретный момент



· ценностей



· накопленного опыта



· потребностей эго



· предрассудков



В рамках этого пузыря человек ведет себя логично и разумно.



Большая часть ошибок мышления - совсем не логические ошибки, а ошибки восприятия. Поэтому лучше пытаться понять восприятие и возможно сделать его шире, чем пытаться навязать свою логику.



Споры и диспуты связаны с "что есть": что есть истина, что есть правильный подход? Клубы мышления больше заботятся о том, "что может быть". Это творческая и конструктивная сторона мышления.



В клубах мышления доказательство чьей-то неправоты имеет ценность, но лишь самую минимальную. Способность найти что-то стоящее в предложении другого ценится гораздо больше.



Когда возникают разные точки зрения, делается усилие выказать их параллельно друг другу, а затем прояснить различие. Когда мы пытаемся предугадать будущее, вполне возможны разные взгляды на то, что может произойти. Ценности также могут иметь разные приоритеты. Личный опыт может быть разным. Дело никогда не сводится к тому, что одна точка зрения празднует победу над другой.



Общий подход должен быть позитивным, конструктивным и творческим. Побеждая в споре, вы не достигаете ничего, кроме удовлетворения эго. Если обсуждение было конструктивным, то в конце его обе стороны расходятся, унося с собой что-то новое. Общее настроение лучше всего описано в моей книге "Руководство к Позитивной Революции" ("Handbook for the Positive Revolution", Penguin Books).



Уважение к другим, к их точке зрения и ценности того, о чем они говорят, есть ключевая часть этого подхода.



Мышление должно использоваться осознанно, формально и намеренно. Внимания самому процессу мышления уделяется столько же, сколько и содержанию вопроса. Дело не в том, чтобы выставлять напоказ свою предполагаемую гениальность.



Есть люди, которым нравятся всевозможные "за" и "против" бурных и страстных споров, которым они кажутся стимулирующими. Пожелаем им успехов - но Клубы Мышления Эдварда де Боно не имеют к этому никакого отношения. Спорить можно в любом другом угодном вам месте.



В своем следующем сообщении я затрону организацию конкретных Клубов Мышления, в которых люди могут относиться к мышлению как к хобби, приносящему удовлетворение.





ЧАСТЬ 5.



На только что открытый остров послали исследователя. Вернувшись оттуда, он описал дымящийся вулкан и странную длинноногую птицу, которая не умеет летать. Что еще? Исследователь упомянул только то, что "привлекло его внимание".



Поэтому исследователя просят вернуться, взойти на высочайшую точку острова, а затем "посмотреть на север, посмотреть на восток, посмотреть на юг и посмотреть на запад". Объяснить исследователю, на чем сфокусировать внимание можно и по-другому: "никаких птиц, только рептилии, флора и т.д."



Нельзя увидеть что-то, не обратив взгляд в том направлении. Большинство ошибок мышления есть ошибки в восприятии, - потому что мы не смотрим в нужном направлении.



Поэтому первый из Уроков Мышления CoRT (используемых сегодня в школах по всему свету) есть урок о PMI (Плюс, Минус, Интересно, произносится "пи-эм-ай"). Учащихся сначала просят обратить внимание на "плюсы" или положительные стороны вопроса. Потом на "минусы" или отрицательные стороны. Наконец, на "интересные" аспекты (что в этом интересного?). PMI иногда еще называют PNI (Позитивное, Негативное, Интересное).



Класс из 30 подростков (двенадцати лет) в Австралии спросили, что они думают о предложении платить каждому ученику по 10 долларов в неделю просто за посещение школы. Все 30 из 30 сочли это великолепной идеей (мы сможем купить себе конфеты, комиксы и т.д.). После этого им объяснили схему PMI, и, разделившись на группы по четыре, они систематично обдумали вопрос. В результате этой простой операции, 29 из 30 полностью переменили мнение и назвали предложение неудачным. Учитель не обсуждал с ними этот вопрос вообще, просто объяснил сканирующий мыслительный инструмент, который они использовали сами. В результате более полного рассмотрения они пришли и диаметрально противоположному выводу. Что может быть проще?



Класс семилетних детей попросили рассмотреть идею о том, чтобы у людей вместо ног были колеса. Всем 22 идея понравилась. Они сделали PMI. В результате 18 из 22 изменили свое мнение.



Чтобы по достоинству оценить мощь простого сканирования восприятия, нужно быть свидетелем.



Поэтому и предлагается использовать PMI как первый мыслительный инструмент в клубах мышления.



Инструмент нужно использовать систематично. Сначала Плюсы, потом Минусы и, наконец, Интересные моменты. Думать можно самостоятельно или в группах. Оценивается и комментируется работа группы в целом. На каждое из направлений можно выделить три минуты, но время можно продлить, если разумные идеи будут продолжать поступать.



Предлагаемые темы:



1. Что ты думаешь о предложении, чтобы каждый сообщал окружающим каким-нибудь простым способом (например, нацепив значок), какое у него в настоящий момент настроение?



2. Голосовавшие за партию, проигравшую на выборах, должны платить налог на десять процентов ниже, чем те, чья партия победила.



3. Все учащиеся должны составить рейтинг учителей. Три первых учителя в получившемся списке получают прибавку к зарплате.



4. Нужно ввести обычай, чтобы женщины, а не мужчины, предлагали вступить в брак.



5. Клубы Мышления должны приглашать для участия посторонних.







ЧАСТЬ 6.



О чем вообще можно думать?



Каждый Клуб должен завести журнал, в который записывается "о чем стоит подумать". На каждом собрании или заранее члены клуба могут предлагать, что можно занести в этот журнал.



ЗАБАВНЫЕ ТЕМЫ: Фантазии и вымыслы. Что бы произошло, если глаза были на затылке? Что если бы собаки могли говорить? Выбираются самые забавные темы. Нет правильных или неправильных ответов. Это самый лучший способ отработать мыслительные инструменты - так как нет никаких предварительных знаний. Внимание также уделяется самому процессу мышления, поскольку содержание не имеет значения.



ГАЗЕТНЫЕ ТЕМЫ: Темы, взятые из газет. Могут касаться дня встречи или любого другого дня. Тема должна быть сформулирована так, чтобы ее можно было обдумать активным образом.



НОВЫЕ ИДЕИ: Члены могут предлагать "области", в которых им хотелось бы найти новые идеи. Такое предложение есть само по себе часть процесса мышления. Можно составить специальный "Список Творческих Хитов", т.е. областей, где особенно нужен творческий подход. "Здесь нам нужно продумать все по-новому".



ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Члены могут поделиться личными проблемами, если они не возражают против того, чтобы над ними думали другие. Внося такую проблему, член должен быть готов ответить на вопросы, которые могут возникнуть.



ПРОБЛЕМЫ НА РАБОТЕ: При согласии членов клуба, его можно использовать как "творческую группу", работающую в интересах своих членов и организаций, в которых они работают. Требуется единодушное согласие членов клуба.



МЕСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Местные проблемы, проблемы района также могут подниматься - иногда представителями организаций, которые столкнулись с проблемами. Члены могут даже создать "спецгруппу" по решению местной проблемы.



МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Обычно они очень трудны (бедность, экология, несправедливость и т.д.) Они, безусловно, могут быть частью мышления клуба, но лишь только частью. Цель клуба - не решать мировые проблемы, а получать удовольствие от процесса мышления. Большие мировые проблемы можно разбить на под-проблемы или меньшие точки для фокуса. Может случиться, что член клуба не хочет призвать подумать над вопросом, а хочет лишь выступить с речью, излагающей его убеждения.



КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ: Время от времени я буду давать клубам в качестве предложений специальные задания. Выполнять их необязательно. Иногда решения можно собрать в официальный отчет. Возможно, будут даже соревнования.



ВЫБОР: Выбор заданий для рассмотрения на встрече можно сделать разными способами:



1. безотлагательные и актуальные темы, требующие немедленного внимания



2. темы, с которыми согласны большинство членов



3. случайный выбор



Случайный выбор важен, поскольку мыслитель должен уметь думать на любую заданную тему. Можно перенумеровать темы в журнале и вытянуть номер из мешка. Это позволяет выбирать из узкого круга тем, например "забавных" тем.





ЧАСТЬ 7.



Теперь мы можем рассмотреть другой из инструментов для "управления вниманием". Эти инструменты можно найти в Уроках Мышления CoRT, а также в курсе DATT для бизнеса (тренинги APTT).



Нам известно прошлое, но мы можем лишь рассуждать о будущем. Хотя мы никогда не можем быть в нем уверены, мы можем обратить внимание на возможные варианты. Некоторые из этих возможных вариантов, скорее всего, будут вероятными вариантами. Если вы прыгнете с десятиэтажного здания, скорее всего вы погибнете.



Инструмент "C&S" (произносится "си-энд-эс") прост, как и все другие инструменты. Это приглашение рассмотреть Последствия и Результаты (Consequences and Sequel). Проще говоря, это приглашение рассмотреть последствия события, выбора или действия. Все утверждают, что делают это, но чаще всего не делают. Двести пятьдесят женщин-руководителей высшего ранга попросили рассмотреть предложение платить за одну и ту же работу женщинам на пятнадцать процентов больше, чем мужчинам. Восемьдесят пять процентов женщин были за. После этого их попросили систематично выполнить C&S. Число сторонниц идеи упало до десяти процентов.



Бывает несколько типов последствий:



1. Немедленные



2. Краткосрочные



3. Среднесрочные



4. Долгосрочные



Диапазон времени для каждого из них зависит от того, какой рассматривается вопрос. При постройке новой электростанции краткий срок - это от пяти до десяти лет, а долгий - более тридцати лет. При обсуждении моды долгий срок - это месяцы, а краткий - один месяц. Эти временные диапазоны нужно обсудить, прийти к соглашению о них и четко определить, прежде чем пытаться выполнять C&S.



Вот некоторые из возможных тем:



1. Чтобы бы произошло, если бы собаки могли говорить?



2. Что произойдет, если отменить границы между странами?



3. Как насчет всеобщего налога в 17 процентов вместо прогрессивного?



4. Все обязаны обучаться в школе до 18 лет.



5. Избиратели обладают положительным голосом и отрицательным голосом. Для каждого кандидата число отрицательных голосов вычитается из числа положительных голосов.



6. Представим, что есть простой способ задать пол ребенка заранее. Например, если вам хочется девочку, у вас будет девочка.



7. Люди могли бы есть, сколько захочется, не полнея (метаболический стимулятор).



8. Очень серьезный вирус, передающийся при кашле и чихании, распространяется по всему свету. Смертность тридцать процентов.





ЧАСТЬ 8.



Где можно найти инструменты мышления и формальные методы? Многим организаторам клубов мышления мои работы уже достаточно знакомы, и они знают эти инструменты. Время от времени я буду предлагать на этой странице новые инструменты (или на странице, посвященной специальной Интернет-конференции).



Инструменты Мышления CoRT:



Их можно найти на новом CD ROMе (начиная с апреля 1998 года - см. http://edwdebono.com/)



В печатном виде их можно заказать у следующих организаций:



1. APTT Inc ([email protected])



Институт де Боно, Австралия - ([email protected])



Институт де Боно, Ирландская Республика



2. Семь инструментов можно также найти в книге "Курс Мышления де Боно" ("de Bono's Course in Thinking", BBC (London) или Facts on File (New York))



Тренинг по программе Шесть Шляп, программе Латерального Мышления и программе DATT проводится сертифицированными инструкторами APTT (см. Интернет-сайт по поводу деталей)



Что касается инструментов латерального мышления, то лучшим источником является книга "Серьезное Творчество", опубликованная Harper Business, New York.



Метод Шести Шляп можно также найти в книге "Шесть Шляп Мышления", опубликованной издательством Penguin.



Если вам трудно найти одну из этих книг в местных магазинах, ее можно заказать через Интернет: http://amazon.com/ или http://bookshop.co.uk/ .



Полезный материал содержится и в следующих книгах:



"Научи себя думать" ("Teach Yourself How to Think", Penguin Books), "Научите думать своего ребенка" ("Teach Your Child How to Think", Penguin Books)



Если один из членов вашего клуба мышления является владельцем любой из этих книг или просто знаком с этими методами, он может помочь остальным. К сожалению, мой опыт говорит о том, что многие люди, утверждающие, что знают эти методы, понимают их совершенно неправильно. Будет намного лучше, если члены клуба изучат методы из первых рук и для самих себя. Иногда также случается, что люди уродуют методы, смешивая их с чем-то другим. И виски, и красное вино обладают хорошим вкусом, но это не означает, что смесь их будет лучше, чем сами они по отдельности!



Как это обычно бывает, некоторым людям захочется получить как можно больше, не тратя никаких денег вообще. Однако большинство людей относятся к хобби или развлечениям совсем по-другому. Они готовы вложить деньги в хобби или оплатить счет в ресторане.



Если организаторы клуба мышления захотят взимать плату за посещение или членство, это их дело при условии, что сумма не будет чрезмерной. Они захотят покрыть стоимость материалов, распечаток, кофе и т.д.

ЧАСТЬ 9.



Как насчет "результатов" мышления в клубах мышления? Фиксировать результаты формально или нет - решает организатор клуба или сами члены. Существует несколько возможностей.



ПРОСТОЙ ОТЧЕТ: Время и Место. Присутствующие, включая гостей. Рассмотренные темы. Инструменты, примененные к каждой из них.



СРЕДНИЙ ОТЧЕТ: То же, что и в простом отчете плюс следующее. Заметки отдельных членов об идеях, ключевых моментах, реализациях и озарениях, касавшихся каждой из рассмотренный тем. Такие заметки необязательно должны быть исчерпывающими, и могут не составляться по поводу каждого задания. Заметок время от времени будет достаточно.



Кроме того, организатор должен поощрять замечания о мышлении, использованном в каждом из заданий. Он должен попытаться получить общее ощущение (красная шляпа) о том, как прошло задание. Это общие замечания нужно включить в отчет о встрече, заносимый в журнал.



ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ: Составлять полный отчет о каждом из выполненных заданий нет необходимости, но вероятно это можно сделать с одним из заданий на каждой встрече. В таком случае нужно записать все мысли, касающиеся этого задания, предложенные в рамках разных схем. Это задание можно поручать по очереди разным членам группы. Можно использовать аудиозапись и позже перенести ее на бумагу. Можно попросить членов составить свои заметки, а затем скомпилировать их позже.



Для других заданий можно составлять заметки в форме резюме.



Такие отчеты можно зачитывать в начале следующего собрания.



Когда мною будет формально предлагаться задание, форма организации результатов будет также указана.



Отчет важен, поскольку он дает чувства завершенности и прогресса. Кроме того, он может показать, что встреча, казавшаяся всем в тот момент интересной, на самом деле была очень общей говорильней. Беда в том, что отчет может требовать больших усилий и времени. Если кажется, что это так, отчет должен быть принесен в жертву "живости".



Организатор может дать отдельным членам задание составить отчет, перечислив моменты, которые показались им важными.





ЧАСТЬ 10.



В реальной жизни нас окружают люди. Это не может немного не огорчать, поскольку мешает изящному мышлению, применяемому в решении задач, не содержащих никаких людей. Задачи из школьных учебников относительно просты, поскольку вся информация уже дана, и все люди в них делают то, что им скажут. В реальной жизни это не так: люди могут быть непредсказуемыми, сложными, трудными и просто ненормальными.



Поэтому очень необходим инструмент "управления вниманием", рассматривающий людей непосредственно. По крайней мере, если вы взглянете в этом направлении и попытаетесь угадать ход их мыслей, это будет намного лучше, чем попытаться их игнорировать.

Инструмент называется OPV (произносится оу-пи-ви), что означает Взгляды Других Людей (Other People's Views). Есть много примеров конфликтов, которые прекратились немедленно, поскольку каждую из сторон попросили "сделать OPV.". Сюзан Макки из Южной Африки рассказывает, как таким образом была прекращена ссора между водителями локомотивов на дне платиновой шахты.

В некотором смысле выполнение OPV есть попытка понять логический пузырь другого человека.

Она состоит из двух шагов:

1. Какие люди имеют отношение к делу? Нужно составить их список. Можно даже разделить их на три кольца. Внутреннее кольцо - имеющие прямое отношение к делу. Среднее кольцо - относящиеся к делу неявно. Внешнее кольцо - те, на кого ситуации рано или поздно как-то повлияет.

2. Каково "мышление" этих людей? Это может включать в себя их страх и ожидание "того, что может случиться", а также их реакцию на то, что уже произошло. Мышление здесь понимается в самом широком смысле, включающем и чувства. Возможные "ценности" других людей, вовлеченных в ситуацию, также можно высказать явно. Как и другие инструменты для управления вниманием, инструмент OPV прост, но очень эффективен, если его использовать формально, сознательно и тщательно.

Ниже приводятся предлагаемые задания, на которых можно отработать OPV. В каждом случае требуется выполнить оба шага.

1. Нужно отменить все школьные экзамены.

2. Толстые люди платят больше налогов.

3. Цену на бензин нужно удвоить.

4. Те, кто проголосовал на выборах за проигравшую партию, платят на 10 процентов меньше налогов, чем проголосовавшие за победившую партию (это задание уже давалось ранее, но здесь оно повторяется в сочетании с инструментом OPV)

5. Выясняется, что алкоголь очень полезен для здоровья.

6. Становится возможным заморозить тело человека так, чтобы позже его можно было разморозить.

7. Заключенным, отсидевшим большой срок в тюрьме, дается пенсия.



8. Вводится налог на показ насилия по телевидению. В частности, налог платится каждый раз, когда показывается убийство.



Эдвард де Боно 22 марта 1998 года.



(На официальных Интернет-страницах Эдварда де Боно создан раздел "Клубы Мышления", в котором будут публиковаться замечания зарегистрированных Клубов Мышления. Эти замечания могут включать себя задания-вызовы другим Клубам Мышления или просто обсуждения на некоторые темы. Чтобы зарегистрировать Клуб Мышления, пожалуйста, пошлите e-mail - на английском языке - по адресу [email protected]. В графе Subject укажите REGISTER. Мы ожидаем и надеемся, что обсуждения будут проходить на разных языках.)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
hdseven.ru.