Предложить пожилой публике ежедневные занятия с игровой приставкой – идея мощная. И когда такую игрушку для людей в возрасте выпустили в Японии, она быстро стала хитом. С мая 2005 года уже продано более 10 миллионов копий. В 2006 году "тренер мозга" пришел в США и Европу, где ему также предрекают успех.
Игра основана на популярной книге, которую однажды написал профессор Рюта Кавасима (Ryuta Kawashima), видный нейрофизиолог из университета Тохоку (Tohoku University). Выпустила и продаёт "Тренировку мозга для пожилых" (Brain Training for Adults) компания Nintendo. Соответственно, и "заточена" игра под приставку Nintendo DS.
На фоне пошатнувшегося благосостояния — за 2005 год, к примеру, доходы упали на 1,7% (до $3,6 миллиарда) — Nintendo достаточно остро нуждается в мегахите. Среди предыдущих, удачных, в общем-то, попыток были, к примеру, игры, позволяющие изучать английский язык или воспитывать виртуального щенка.
И "реверанс" в сторону старшего поколения пока себя тоже оправдывает. Во всяком случае, в Японии, где "Тренировка мозга" в течение первых нескольких недель попала в десятку лучших игр. Товар раскупается быстро, и нетерпеливые покупатели рыскают по магазинам в надежде обнаружить нераспроданные игры на складе.
Задачка ясна. Нужно соединить линией кружки, обозначенные буквами и цифрами (изображение с сайта ign.com).
Сейчас дошло уже до того, что медики рекомендуют пожилым людям купить приставку, чтобы регулярно дома стимулировать умственные способности.
"Игра не может вылечить слабоумие, но она — хорошая форма возбуждения", — объясняет нейропсихиатр Такеси Кихара (Takeshi Kihara). "Мы закупили для больницы 10 приставок, и они почти всегда в руках у кого-то из пациентов", — говорит доктор Ацуко Утида (Atsuko Uchida).
Премьера англоязычной версии на американском рынке состоялась 17 апреля 2006. Игра продается под названием "Возраст мозга: тренируйте ваш мозг по несколько минут в день" (Brain Age: Train Your Brain in Minutes a Day). В Европе продажи начались к концу 2006 года.
Игра Nintendo в "клинике для потерявших память" работает для пациентов, страдающих от слабоумия (фото AP/Uchida Hospital, Chikako Funamoto, HO).
Сложно предсказать, будет ли игра иметь такой же большой успех на других рынках, как в Стране Восходящего Солнца. Бывали случаи, когда на сверхпопулярный в Японии продукт жители иных стран просто не знали, как реагировать.
Как вы уже наверняка поняли по иллюстрациям, "Возраст мозга" — это набор загадок со словами и числами, математические задачки, чтение с экрана фрагментов классических произведений в слух, головоломки (типа популярной на Западе Sudoku), разнообразные упражнения и, собственно, игры. Приставка игровая всё-таки.
Все результаты сохраняются в памяти DS, так что игроки могут отслеживать свои успехи день за днём или сравнивать свои достижения с другими.
Несколько непонятных упражнений из игры (изображения с сайта ign.com).
И с DS, и с игрой люди в возрасте справляются отлично. Пользоваться приставкой легко — нет никакого сложного управления. Пожилые игроки могут повернуть DS боком, и тогда она будет напоминать им книгу, казаться знакомой.
Благодаря ежедневным тренировкам ваш мозг снова молод! Ему 48 лет (изображение с сайта ign.com).
Associated Press цитирует 67-летнего пенсионера Исаму Сисидо (Isamu Shishido), который иногда забывает имена родных и собственный номер телефона. Вот что он говорит:
"Я не хочу под конец жизни казаться каким-то сумасшедшим стариком. Мне просто хочется каждый день иметь возможность поиграть немного перед сном. Если же играть мне будет достаточно трудно, то, возможно, я буду даже бить эту приставку. Я не позволю ей насмехаться над моей памятью".
Стало быть, не удивляйтесь, если вскоре увидите дедушку, играющегося с Nintendo. Это он мозг тренирует. Хорошее дело.