Мозг человека способен к естественной регенерации в куда большей степени, чем считалось до сих пор. Об этом свидетельствует случай Терри Уоллиса - человека, пролежавшего 19 лет в коме, но вдруг вернувшегося в сознание в 2003 году. В его мозгу, получившем тяжелейшие повреждения, сформировались новые структуры, взявшие на себя функции повреждённых участков ткани.
В 1984 году Терри Уоллис попал в автокатастрофу, и был обнаружен спустя сутки в состоянии комы. Через несколько недель его состояние стабилизировалось, - был поставлен диагноз "минимально сознательное состояние", на практике, впрочем, от "растительного" особо не отличавшееся.
Врачи полагали, что это состояние будет сохраняться до тех пор, пока организм не исчерпает свои ресурсы. Однако спустя 19 лет, в 2003 году, Терри Уоллис внезапно возвратился в сознательное состояние и даже начал говорить.
Сотрудники Медицинского колледжа имени Уайлля при Корнельском университете в Нью-Йорке провели обширные исследования мозга Уоллиса с помощью комбинации традиционной позитронной эмиссионной томографии и нового метода - диффузионнотензорной съёмки, с помощью которой отслеживается движение молекул воды и, соответственно, белого вещества в мозге.
Как выяснилось, в мозгу Уоллиса сформировались новые связи, взамен разрушенных в результате аварии областей ткани. Эти новые структуры взяли на себя частичное выполнение функций повреждённых областей мозга.
Особое удивление у учёных вызывает невеликое сходство новообразовавшихся структур с теми, что наблюдаются в здоровом мозгу человека. Некоторые из таких структур, соединяющие отдельные части мозга, сформировались в районе затылка, в обход повреждённых регионов. За прошедшие с момента "пробуждения" Уоллиса 18 месяцев выяснилось, что некоторые из этих структур отмерли, а другие наоборот усилились.
Произошедшее снова ребром ставит вопрос эффективности диагностики состояний, подобных тем, в котором пребывал Терри Уоллис. Симптомы "растительного" или "минимально сознательного" присущи целому ряду состояний, отличных между собой, - в первую очередь по перспективам выхода из них.
Кроме того, становится очевидно, что восстановительный потенциал тканей мозга куда выше, чем предполагалось, а значит, есть основания искать новые, возможно, действительно эффективные реабилитационные методики.