Глава IV. Зрительные восприятия и память
Совершенно верно говорится, что «глаз—окно души» и вполне правильно, что через это окно разум получает наибольшее число впечатлений, и, именно, наиболее значительных впечатлений. Вы увидите, что вопрос об уходе за памятью более тесно примыкает к научению разума правильно воспринимать впечатления, полученные с помощью органа зрения, чем к уходу за каким-либо другим органом чувств.
Едва ли мы в состоянии полностью доказать нашим читателям первостепенную важность упражнений глаз в получении правильных, ясных и отчетливых впечатлений. Такое упражнение и соответственное развитие дадут благоприятные результаты во всяком деле, во всякой профессии или предприятии. Не только художник и скульптор нуждаемся в развитии глаз, но каждый ремесленник, деловой человек или занимающийся свободной профессией, не развивший их, ежедневно страдает от такой небрежности.
Художник не может творить, не умея правильно наблюдать; писатель не может описывать лиц, характеров и сцен, не обладая острой наблюдательностью; не нужно напоминать ремесленнику о необходимости хорошо видеть вещи. Не существует занятия, которое не пошло бы успешнее при развитой способности наблюдения.
Вы очень увеличите ваши знания и умения, если разовьете искусство воспринимать. Например, путешествуя люди теряют многое из наблюдаемого, от них ускользают наиболее интересные вещи, т. к. они не умеют ощущать их. По возвращении они читают описания путешествий по той же местности и удивляются богатству описания там, где они видели так мало. Для многих пропадают лучшие места книги, т. к. они читают небрежно.
Индеец и лесной житель заметят сломанную ветку, перевернутый листок, след там, где непривычный наблюдатель не заметит ничего необыкновенного.
Когда-то я читал о купце, которого высмеивали за то, что у него СЛУЖИЛ приказчиком неученый человек. Он соглашался с тем, что его приказчик читал хуже Джона Биллинга, что его грамматические ошибки заставят перевернуться в могиле Ленделя Муррея, что он никогда не читал произведений известных авторов, но он умел «видеть вещи». Он закупал каждый год ценного товару на тысячи долларов и, насколько известно, ни разу не ошибся, не пропустил попорченной вещи или подозрительного товара. Этот человек развил способность воспринимать и применял ее с выгодой.
Очень многие из нас не замечают подробности самых обыкновенных предметов. Многие ли из нас знают, где именно находятся уши коровы, снизу, сверху, сзади или впереди рогов? Многие могут ли сказать, как слезает кошка с дерева, хвостом пли головою вперед? Многие ли знают, с какой ноги начинают бежать лошадь или корова, с задней или с передней? Многие ли знают, как обозначено па циферблате число четыре? большинство из вас скажет IV — посмотрите на часы.
Знаменитый ученый Агассиз славился умением приучать своих учеников к наблюдению. Высоко развиваемая им способность в значительной степени способствовала успеху большого числа его учеников, которые завоевали себе впоследствии имя и положение Говорят, что однажды его любимый ученик просил указать ему добавочные упражнения в этом направлении. Агассиз дал ему кружку с рыбой, попросил его внимательно осмотреть рыбу, а за тем придти к нему и рассказать, что он видел Ученик видел такую рыбу раньше и не мог понять, почему профессор задал ему такую пустяшную работу, он посмотрел на нее, но не увидел ничего интересного. Не найдя профессора, он вынужден был остаться с рыбой в течение нескольких часов, к своему большому неудовольствию. Прождав немного, он вынул рыбу из кружки и начал срисовывать ее. Это было довольно легко, пока он не вдался в подробности. Тогда он, к своему удивлению открыл, что у рыбы нет век и приметил некоторые другие, до сих пор ему неизвестные, подробности.
Когда Агассиз вернулся, он был, казалось, в отчаянии, что ученик так мало мог рассказать о рыбе, и попросил его продолжать свои наблюдения еще несколько часов. Студент, увидев, что ему не отвертеться, прилежно принялся за работу, помня слова Агассиза, что «карандаш лучший глаз». Он находил все более и более интересное в рыбе и увлекся работой. Профессор входил время от времени в комнату и выслушивал новые сообщения студента, но почти ничего не говорил. Он заставил студента проработать над рыбой три дня. Студент был очень удивлен, что сначала видел так мало, между тем, как на самом деле было так много интересного. Много лет спустя он сам приобрел известность и имел обыкновение рассказывать описываемый случай, отмечая при этом, что полученный им урок при изучении рыбы применялся им при рассмотрении подробностей любого предмета, и что приобретенная таким образом привычка дала ценные результант. Говорят, что Агассиз мог читать популярную лекцию о каком-либо насекомом, например, о кузнечике, так заинтересовать слушателей, что они увлекались, как будто присутствовали на каком-нибудь состязании.
Говорят, что в Лондоне существуют места, где приучают молодых воров к быстрому и точному наблюдению. «Профессор», поучающий молодых негодяев, кладет себе на ладонь известное количество небольших вещей, например, ключ, пуговицу, кольцо, монету и т. д. Он разжимает ладонь на секунду перед своими учениками, которые должны не только назвать предметы, но и описать их. Затем, предметы меняются, и мальчики должны сразу назвать исчезнувшие предметы. Эти субъекты, после определенного числа таких уроков, отправляются на работу под видом нищих. Они стараются заглянуть в конторы, дома, торговые помещения и т. д. И заметить каждый предмет, находящийся в поле их зрения, его место, двери, замки и т. д. Затем доносят о виденном начальнику и, если это того стоит, устраивается грабеж.
Это напоминает уроки, полученные Кимом и описанные в одной из предыдущих глав. Читавшие увлекательные рассказы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе помнят удивительную наблюдательность этого сыщика-любителя и достигнутые благодаря этой способности результаты. Игроки часто бывают хорошими наблюдателями и узнают шансы своего противника по выражению его лица, хотя последний и не сознает этого.
В Италии мальчики очень любят игру, называемую «Марра», которая при правильном ходе заставляет малышей насторожиться, подобно лисе. В нее играют двое и она состоит в том, что играющие по очереди показывают друг другу несколько пальцев, причем одни из играющих должен быстро назвать число их у своего противника. Я видел разновидность этой игры в Чикаго, среди итальянских газетчиков, ожидающих газеты у типографии. Один из них привлекший внимание другого, быстро протягивал ему кулак с двумя или более вытянутыми пальцами, восклицал «марра». Другой должен быстро угадать число пальцев, иначе получает здоровый удар пачкой газет по голове. Котюр, знаменитый учитель рисования, советовал своим ученикам смотреть в течение нескольких секунд на какого-нибудь прохожего, а затем попробовать нарисовать его. Такой способ действия увенчался успехом после некоторой практики. Сначала отчетливо запоминалась только шляпа или рука, но в конце концов запоминалась вся фигура, до мельчайших подробностей. В рисовальной школе в Петербурге ученик должен изучить какой-нибудь предмет в течение десяти минут, затем он уносится и ученики стараются зарисовать его по памяти. Варней, знаменитый учитель, помещал рисуемый предмет в одной комнате, а учеников—в другой, и время от времени позволял им пойти посмотреть на него.
Гарбиелли, французский художник, нарисовал очень схожий портрет Джемса Гордона Бениетта, увидев его только раз на быстро проехавшем экипаже. Один из наиболее похожих портретов Линкольна был написан очень талантливым, но мало известным художником из Нью-Джерси, горячим поклонником великого президента, которого он видел только однажды. Художник так был взволнован, услышав об убийстве своего идола, что сел, чтобы придти в себя, за мольберт, и на память нарисовал любимого президента. Много лет тому назад, в 1848 г., Старая академия художеств в Филадельфии сгорела и среди других ценных картин погибла картина Мурильо «Римлянка». Почти тридцать пять лет спустя Сарртэн нарисовал ее по памяти. В 1805 г французские войска взяли одну из лучших картин Рубенса — запрестольный образ в церкви Св. Петра в Кельне. Местный художник, большой поклонник картины, на память нарисовал копию, которая по подробностям, манере и краскам совершенно походила на подлинник. Впоследствии оригинал был возвращен и сравнен с копией, но наиболее внимательный осмотр не мог открыть сколько-нибудь заметной разницы.
Существует рассказ о том, как Стивенс, полицейский чиновник из Нью-Йорка, желал удостовериться в личности субъекта, занимающего комнату, в которую он никого не пускал. Однажды, Стивенс постучал к нему, дверь приотворилась на несколько дюймов на одну секунду. Острые глаза Стивенса в этот промежуток времени осмотрели всю комнату. Он увидел висящие по стенам платья разного рода и узнал среди них одежду, которая была на одном человеке, которого он искал. Последовал арест и субъект оказался преступником, разыскиваемым полицией на континенте.
Один известный лондонский полицейский агент учил своих подчиненных смотреть на многолюдных улицах в обе стороны, т.к. заметил, что обыкновенный человек смотрит преимущественно вправо.
Глаз, конечно, сообщает мозгу каждый световой луч, проникающий в него. Предполагают, что каждое полученное таким образом впечатление, хотя слабое, но запечатлевается. Память сохраняет только то, что возбудило интерес или привлекло внимание. Но мы настолько можем развить наши органы, что впечатления будут восприниматься с такою ясностью и отчетливостью, что полученные результаты вознаградят нас полностью за потраченный груд и время; сама работа не утомительна и сопровождается таким видимым улучшением памяти, что изучающий забывает, что это серьезная работа, а не ряд интересных опытов.
В следующей главе вам будет указан ряд упражнений, способствующих развитию вашей наблюдательности и приучающих вас «видеть» предмет ясно и отчетливо. Эти опыты полезны не только для развития памяти, но дадут вам такую острую наблюдательность, что вы покажетесь себе и другим гораздо более внимательным человеком, чем раньше. Таким образом, вы получите новое, своеобразное восприятие.