Одна из самых заманчивых тем при обсуждении вопросов управления сознанием - это медитация. Ей посвящено большое количество литературы, повсюду периодически проводятся семинары и занятия по медитации. Она предлагается зачастую как универсальный метод решения внутренних проблем, управления своим эмоциональным состоянием. Часто рассматривается и религиозный аспект медитации. Но вот что настораживает: при чтении всей этой литературы возникает впечатление мешанины из разных сведений, подходов, принципов, техник. Возможно, поэтому медитация довольно сильно потеряла в привлекательности по сравнению с теми временами, когда в России в первые о ней услышали. Как ни удивительно, но очень трудно найти понятный ответ на самые простые вопросы: "Что это такое? Для чего это нужно? Как этим заниматься?" Наконец, как избежать ошибок?
Сразу заметим, что мы не претендуем на единственно правильный взгляд, не собираемся опубликовывать еще одно руководство по медитации. Наши цели - это взглянуть на медитацию как на способ управления собственным сознанием, представить одну внятную технику занятий, и сделать некоторые предостережения о возможных ошибках (может быть, не совсем в этой последовательности). Медитация, с одной стороны, - это эффективный метод управления сознанием; с другой, - религиозная практика, причем разделить эти стороны невозможно, так как с точки зрения восточных религий, в первую очередь буддизма, путь к достижению просветления лежит через практику управления сознанием.
Это значит, что есть "правильное" состояние сознание, которое характеризуется активным вниманием к своему бытию, пребыванием "здесь и теперь", отказом от эгоизма и личностных привязанностей. Соответственно, есть и неверное состояние сознания, для которого характерна поглощенность собственными потребностями, вытекающими из них беспокойством, суетными мыслями, любовью к своему "Я", нетерпением, склонностью сожалеть о прошлом или мечтать о будущем. Ясно, что человек, охваченный такими переживаниями, просто неспособен воспринимать Бога и достигать просветления. Единственная возможность достигнуть просветления и стать Буддой - систематически заниматься практикой, которая учит различать в себе проявления правильного и неправильного состояния сознания, отделять одно от другого и вырабатывать в себе способность пребывать всегда в правильном состоянии сознания. Именно инструментом этой практики и является медитация.
Вот здесь необходимо сказать об основных ошибках. Самая главная ошибка - пытаться использовать медитацию "в корыстных целях", то есть для решения проблем. Если вы ставите перед собой цель справиться с какой-то проблемой, вы привязываетесь к своему "Я", пытаетесь удовлетворить свою потребность и мечтаете о беспроблемном будущем. В этом случае во время занятия вы будете отвлекаться на посторонние мысли и пытаться следить за своим состоянием, думая, улучшается ли оно. Тем самым вы нарушаете основные принципы медитативной практики. Это все равно, что обманывать для того, чтобы добиться доверия. Вторая ошибка, как продолжение первой - ожидание от занятий медитацией необычных переживаний и увлеченность ими. Разумеется, практика медитации меняет переживания человека, но нельзя заниматься ради этих переживаний, занятия становятся похожими на прием алкоголя или наркотиков - попытки расслабиться и получить "кайф".
Третья ошибка - устраивать "салат" из медитативных техник, занимаясь всем понемногу. Следует полностью освоить какую-то одну технику, добиться вполне ощутимого результата, и только потом переходить к чему-то другому. При этом, разумеется, надо спросить себя, зачем вы это делаете, чего хотите добиться, новых ощущений? В действительности различия между медитативными техниками несущественны, результаты при правильной практике они дают одинаковые. Правильная практика помимо приверженности одному способу медитации непременно включает в себя регулярность, аккуратность, постоянство и дисциплину. Заниматься надо так часто, как возможно, но без попыток "быстрее продвинуться".
В качестве основной техники мы предлагаем трансцендентную медитацию (ТМ) как достаточно удобную и простую. Исходный момент медитации - это концентрация сознания на каком-либо объекте. В обычном состоянии внимание человека постоянно отвлекается на окружающие объекты и события, кроме того, в сознании почти непрерывно происходит внутренний диалог. Концентрация на одном объекте позволяет устранить колебания внимания и в некоторой степени приостановить мысли. В качестве объекта в ТМ используется мантра, чаще всего слово ОМ.
Следует принять позу сидя с прямой спиной в кресле или на стуле. Почувствовать давление на сиденье стула, приятную тяжесть, представить свой позвоночник прямым. Расфокусировать глаза, как бы охватывая сразу все пространство вокруг себя, не останавливаясь на каком-то определенном предмете. Медленно опустить веки и прикрыть глаза на несколько минут. Затем приподнять веки наполовину, оставляя глаза полуприкрытыми, а взгляд расфокусированным. Почувствовать тишину внутри себя или обратить внимание на то, что стали слышны новые звуки. Расслабить плечи, почувствовать приятную тяжесть рук, лежащих на бедрах.. Сконцентрироваться на своем дыхании, около минуты следить за движениями живота при дыхании, пассивно сконцентрировать внимание на выдохе, делать паузу 2-3 секунды перед вдохом. Затем на выдохе начать произносить слово ОМ. Делать это надо аккуратно, неторопливо, очень регулярно, не пропуская ни одного выдоха, постоянно возвращаясь мыслями к слову ОМ.
Вероятнее всего у вас постоянно будут возникать отвлекающие мысли. С ними не следует бороться, надо просто отмечать их появление и исчезновение без заинтересованности и волнения. Самое главное - не отвлекаться от произнесения ОМ, пусть даже параллельно с мыслями. Может так получиться, что вы вдруг обнаружите, что потерялись в своих мыслях и уже перестали произносить ОМ. Пусть вас это не огорчает и не раздражает, просто вернитесь к дыханию и произнесению ОМ. По окончании времени для медитации, некоторое время посидите молча, затем подвигайтесь, сделайте глубокий вдох, разомните мышцы, потянитесь. Надо добиваться, чтобы после занятий не оставалось сонливости, расслабленности.
Итак, наш экскурс в трансцендентную медитацию окончен. Еще раз хотим напомнить, что самое главное в медитативной практике - это свобода от целей и эгоизма, аккуратность и постоянство занятий. Не пытайтесь после первого или второго занятия ощутить в себе какие-то перемены. этим вы только нарушите процесс. Придет время, и вы обнаружите, что вы переменились, это станет для вас приятным сюрпризом. И даже после этого, продолжайте практиковаться, не изменяя своим принципам.