Сегодня я расскажу про две теории эмоций: Джеймса-Ланге и Кеннона- Барда. Они не совершенны, но полезны для понимания того, что такое эмоции.
Согласно первой теории, определенные физические состояния характерны для разных эмоций - ярости, волнения, восторга, страха. И соответствующие телесные изменения вызываются определенными органическими проявлениями эмоций. Первопричина возникновения эмоции - органические изменения.
Получается такая цепочка:
Восприятие определенных (эмоциогенных) стимулов,
Возникновение в ответ на стимулы разнообразных нервно-мышечных реакций организма,
Обратная связь от органов и нервов в головной мозг, где происходи переработка этой информации,
Возникновение субъективного переживания в следствии этой переработки в виде эмоции.
Немного позже была предложена вторая теория. У. Кеннон за основу взял тот факт, что при небольшом количестве определенных реакций организма наблюдается большое разнообразие эмоциональных проявлений. Кожа может покраснеть при нескольких, самых разных эмоциях. А значит - нет четкой зависимости между конкретными органическими реакциями и эмоциональными проявлениями. И даже нарушение передачи нервных импульсов от тела не приводит к предотвращению эмоций.
По данной теории нервно-мышечная реакция организма, как и эмоциональное переживание являются результатом деятельности мозга.
Раздражая в эксперименте определенные участки мозга электричеством, вызывали разные эмоции. Классическим считается эксперимент, когда крысе вживляли электрод в центр "удовольствия" и подводили выключатель к педальке. Крыса умирала от истощения, непрерывно нажимая на педаль и стимулируя электричеством ощущения удовольствия. Ей не нужна была вода и еда, отдых и сон. Только нажатия на педаль.
Дальнейшее развитие этих теорий привело к более ясному пониманию механизма возникновения эмоций, имеющего легко реализуемое практическое применение.
1. Активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно ей, эмоциональные состояния определяются воздействием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Баланс нарушается и восстанавливается, вследствие этого появляются эмоции. Данную теорию подтверждают результаты инструментальных исследований деятельности головного мозга человека. Отмечалась зависимость между эмоциональными проявлениями и деятельностью ретикулярной формации.
Нас же больше интересует следующий момент. Выявлена следующая зависимость между силой (интенсивностью) эмоционального возбуждения и эффективностью и успешностью нашей деятельности. Имеется стандартная, колоколообразная кривая (по горизонтали слева направо откладываем силу эмоционального возбуждения от слабого до очень сильного, а по вертикали - успешность деятельности, от отсутствия внизу до очень успешной вверху).
Что получается? Слишком слабое эмоциональное возбуждение наблюдается только в покое (сон, глубокий отдых) и деятельности почти нет. При слабом и сильном эмоциональном возбуждении успешность нашей деятельности низкая. И только при средней силе эмоционального возбуждения эффективность деятельности достигает максимума. У каждого человека данный оптимум индивидуальный, и зависит не только от особенностей высшей нервной деятельности, но и от : выполняемой деятельности, условий работы, общего состояния человека (усталость или бодрость после отдыха).
Почему так выходит? Слишком слабая эмоциональная составляющая не оказывает соответствующего воздействия на мотивированность человека, и он не стремится ее выполнить. Слишком сильные эмоции оказывают дезорганизующее воздействие на деятельность, разрушают ее и делают практически неуправляемой (применима фраза "все из рук валится", например при сильном горе).
2. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
На ее основе строился такой прием зомбирования, как "промывание мозгов". Пленных американских солдат во Вьетнаме заставляли читать про коммунизм, рассказывать про его "прелести", участвовать в дискуссиях на тему, чем коммунизм лучше капитализма и других подобных мероприятиях. Через некоторое время солдат становился ярым сторонником коммунизма, и даже не хотел уезжать к себе на родину после завершения войны.
Согласно данной теории, положительные эмоции возникают у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. реальные результаты деятельности соответствуют намеченным - находятся с ними в гармонии - консонансе. А отрицательные - когда имеется различие между ожидаемым и действительным - диссонанс.
Диссонанс (и отрицательные эмоции) переживаются человеком как дискомфорт, и он стремиться от них избавиться. Это можно сделать, или изменив ожидания и представления на более соответствующие реальным результатам, или попытавшись изменить сами результаты. Из чего следует, что эмоции являются основным управляющим механизмом нашей деятельности.
3. И на последок - обобщающий вариант С. Шехтера.
Согласно данной теории на возникновение эмоций оказывают влияние:
а) Физические факторы - стимулы, которые воздействуют на нас.
б) Физиологические факторы - изменения в нервно-мышечной системе и внутренних органах.
в) Психологические факторы - память, уровень внимания, мотивации, оценка ситуации с учетом актуальных потребностей и интересов.