"Гипертония - самая человеческая из всех человеческих болезней, - говорил известный советский ученый профессор Ф. Андреев. - Она постигает именно таких людей, которые живут очень большой человеческой жизнью, напряженной и эмоциональной".
Спрашивается, какая связь? Ведь речь идет об эмоциях, при чем же тут гипертония? А связь, оказывается, самая прямая. Нервное напряжение, психические травмы и отрицательные эмоции могут привести не только к гипертонии, но и к нарушениям деятельности сердца, инфаркту миокарда, острым нарушениям мозгового кровообращения, нередко заканчивающимся весьма печально. Отсюда и известные советы врачей - остерегаться нервного и эмоционального перенапряжения, вести спокойный и размеренный образ жизни. Однако проблема заключается в том, что сами эмоции, даже отрицательные, в процессе эволюции возникли не как вредные, а как полезные и необходимые организму приспособительные реакции. Казалось бы, почему, например, такая страшная, тяжелая эмоция, как горе, не была отброшена естественным отбором? Потому что и она полезна. Ее назначение - привлечь внимание людей, призвать на помощь. Не надо упрощать; это происходит неосознанно, человек искренне убежден в тяжести своего положения, и так же искренне откликаются на его эмоцию и окружающие, перекладывая на свои плечи горестную ношу.
Почему же полезные эмоции нередко превращаются в свою противоположность, вызывая заболевания и даже гибель человека? Прежде всего потому, что эмоции представляют собой сильнейшую встряску организма. Подобное состояние не может длиться долго, оно требует разрядки. Но естественные условия жизни иногда не позволяют непосредственно разрядить эмоциональное напряжение. Этому препятствуют моральные нормы и принципы, без которых нет человека.
Сдерживая эмоции, мы подрываем здоровье, а, разряжая их, рискуем гораздо большим, ибо можем поставить себя вне окружающих. Так, где же выход? Ответ может быть единственным: нужно уметь управлять своими эмоциональными реакциями, не допуская развития отрицательных эмоций.
Можно управлять эмоциями, трезво оценивая случившееся. Если речь идет о разочаровании, раздражении и даже злости, связанных с невозможностью достигнуть поставленной цели или выполнить какие-либо планы, то нужно убедить себя, что данная цель не единственная, что достижение ее не так уж много дало бы вам. Вы увидите, что эмоция исчезнет. Другой способ - увлечение новым делом. Когда вы поставите перед собой новую цель, важность прежней покажется вам уже меньшей. Это так называемое внешнее торможение, когда одна интенсивная деятельность вытесняет другую. Но даже если эмоциональное напряжение предотвратить не удается, ни в коем случае не следует "разряжаться" на ближнем. Полезно знать и помнить, что сдвиги, возникающие в организме при эмоциональном напряжении, можно снять любой интенсивной мышечной деятельностью. Никто не пострадает оттого, что человек взбежит, к примеру, на пятый этаж, а возникшие при сильном напряжении сдвиги в физиологических процессах благодаря этому нормализуются. Такая "разрядка", понятно, ничего не изменит в окружающем мире и не ликвидирует причину, вызвавшую эмоцию. Но она ослабит силу эмоционального напряжения, переключит внимание, что в ряде случаев очень важно. Когда напряжение будет хотя бы частично снято, человек сможет решать возникшие перед ним задачи уже не чувством, а разумом и не воспаленным, а трезвым умом.
Усиленная деятельность мышц необходима не только для снятия возникшего при эмоциях напряжения. Интенсивная деятельность - главное условие сохранения любых живых структур.
Сказанное в первую очередь относится к сердечно-сосудистой системе. Бездеятельность мышц ослабляет ее столь сильно, что даже не очень интенсивное эмоциональное напряжение может вызвать тяжелые последствия. Однако очень важно, чтобы мышечная работа доставляла радость, не сводилась бы к бессмысленному размахиванию руками.
Чувство радости вообще чрезвычайно важно для здоровья. "Веселые люди всегда выздоравливают", - подметил еще в XVI веке французский врач Амбруаз Паре. "Прибытие в город паяца для здоровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами", - подчеркивал в XVII веке английский врач Сиденгейм. На протяжении тысячелетий ни у кого не вызывало сомнений, что надо стремиться к радости, идти навстречу ей.
Принято считать, что радость возникает в результате удовлетворения потребностей. Если бы это было так, то удовлетворение потребности приводило бы каждый раз лишь к кратковременном радости, а затем к индифферентному, безразличному состоянию. Без новых целей, без новых задач, без процесса решения их, по-видимому, немыслимы и положительные эмоции. Для чувства радости, по-видимому, нужны и опасность, и риск, и страх, то есть все то, что вызывает отрицательные эмоции.
Итак, не нужно бояться эмоциональных напряжений, ибо бояться их - значит, бояться жизни. Эмоция-это выражение жизни, и не иметь их - значит, не жить.