Мы знаем, что существуют очень восприимчивые люди, которые могут видеть, слышать или чувствовать то, что недоступно для остальных. За примерами далеко ходить не надо. Художники могут различить несколько сот оттенков одного и того же цвета, выделить и описать множество самых мелких деталей предмета. Есть музыканты (или любители музыки) с абсолютным слухом, способные услышав ноту, точно назвать ее, различить звучание каждого инструмента в общем звучании симфонического оркестра. Дегустаторы могут найти столько отличий во вкусе и букете двух вин, сколько обычный человек не может даже представить.
Еще один, исторический пример: как известно, первый телескоп изготовил Галилео Галилей. Он рассматривал через него Венеру и обнаружил, что она выглядит не круглой, как привыкли считать люди, а серповидной. Удивившись этому, он пригласил свою родственницу посмотреть в телескоп, и удивился еще больше, когда она спокойно заявила ему, что серп Венеры в телескопе повернут не в ту сторону. Оказывается, ее зрение было настолько острым, что она видела планету почти так же хорошо, как в телескоп. То, что серп "повернут не туда" было следствием механизма преломления лучей в приборе, он давал перевернутое изображение.
Эти примеры кажутся проявлениями каких-то выдающихся способностей, видимо, врожденных. Однако это заблуждение. Большинство людей рождаются с одинаковыми способностями к восприятию мира с помощью органов чувств, отклонения от этой нормы почти всегда бывают в сторону ограничения, а не расширения возможностей. Эти способности не являются строго заданными, они могут развиваться в большей или меньшей степени зависимости от практики. Совсем не случайно в качестве примеров высоко развитых органов чувств приведены люди. которые по роду своих занятий активно пользуются своими чувствами и развивают их.
Из этого следует важный для нас вывод - органы чувств можно развить по собственному желанию, если знать, как это сделать. Мы предлагаем вам комплексную программу по развитию органов чувств, включающую ряд упражнений для развития зрения. слуха и кинестетической системы. Заниматься по этой программе лучше вместе с другом или группой единомышленников. Практика показывает, что в группе эти упражнения более эффективны, потому что занимающиеся поддерживают друг друга, дают обратную связь об успехах или неудачах, дают ценные подсказки из своего опыта. Кроме того, некоторые упражнения рассчитаны на взаимодействие в группе.
Упражнения по развитию зрительной системы.
Упражнение 1.
Возьмите какой-нибудь обычный предмет (коробок спичек, карандаш и т. п.). Рассматривайте его внимательно, находя как можно больше подробностей и деталей его внешнего вида: форму, цвет, текстуру, царапинки, неравномерности окраски, особенности надписей. Постарайтесь проделывать это упражнение как можно дольше, несмотря на желание отвлечься. Чтобы вам было проще, можете вслух описывать найденные вами детали.
Упражнение 2.
Возьмите репродукцию картины, рассматривайте ее 1 минуту. После этого отложите ее, закройте глаза, мысленно представьте себе и вслух опишите все, что вошло в ваш зрительный образ. Откройте глаза, рассмотрите картину вновь, заметьте, что вы упустили. Повторите процедуру несколько раз.
Упражнение 3.
Выберите какой-то предмет или явление, находящееся вблизи от вас. Если вы выбираете явление, оно должно быть устойчивым или повторяющимся (как вода, текущая из крана или ветки, раскачивающиеся на ветру). Смотрите на него 10 секунд.
Перестаньте смотреть и нарисуйте по памяти то, что видели.
Если есть возможность, сравните ваш рисунок с рисунком партнера по обучению.
Расскажите друг другу о вашем мысленном представлении, которое вы использовали, когда рисовали. Похож ли в точности ваш рисунок на то, что вы представляли себе, когда рисовали? Если нет, то обратите внимание на различия.
Сопоставьте ключевые характеристики рисунка и объекта: яркость, размер, цвет, движение (скорость и направление), расстояние, расположение. Оцените каждую характеристику по шкале от 1 до 10.
Исследуйте вопрос, какую опорную точку вы выбрали для оценки характеристики (яркий по сравнению с чем, ближе, чем что и т.д.)
После обсуждения сделайте еще один рисунок.
Исследуйте отличия между новым и прежним рисунками. Как оценка характеристик повлияла на ваше восприятие?
Упражнение 4. (выполняется вдвоем)
А и Б стоят друг напротив друга. А принимает какую-то позу. Б смотрит на него 10 секунд, закрывает глаза и мысленно представляет себе внешний вид А.
В то время , когда глаза Б закрыты, А несколько изменяет положение какой-то части своего тела (головы, руки, ноги, пальцев и т.п.) и просит Б открыть глаза.
Б должен сравнить позу А со своим мысленным образом и сказать, что изменилось.
Если Б не удается дать правильный ответ, он закрывает глаза, и в это время А, не говоря, как он менял позу, принимает прежнее положение.
Открыв глаза, Б вновь пытается определить, что было изменено, опираясь на свой мысленный зрительный образ.
Упражнение проводится до тех пор, пока Б не сможет трижды подряд правильно определить изменение с первой попытки, после этого А и Б меняются ролями.
Это упражнение можно постепенно усложнять, делая все более незаметные изменения. Можно также проводить другой вариант этого упражнения, когда на столе раскладываются разнообразные предметы, один участник закрывает глаза, а другой что-то меняет на столе. Основным механизмом, применяемым в этих упражнениях, является создание мысленного зрительного образа, по возможности более точного и детального, сопоставление его с реальным объектом и необходимая коррекция. Многократное повторение этих упражнений приводит к тому, что во-первых, вы начинаете различать все больше деталей предметов, а также создавать более точные зрительные образы.