Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Развитие органов чувств. Кинестетическая система

Автор: Андрей Малыгин от 13 мая 2018
Кинестетический анализатор для человека находится на 3-м месте по значимости после визуального и слухового. Ему обычно уделяется совсем мало внимания. Очень немногие люди специально работают над тем, чтобы развить у себя высокую чувствительность к прикосновениям. Яркий пример, взятый из литературы. Медвежатники (специалисты по взлому сейфов) при вскрытии цифровых замков стараются уловить щелчок механизма замка, когда он проходит через нужную цифру. Для этого они иногда напильником снимали поверхностный слой кожи на пальцах или спиливали ногти, чтобы повысить чувствительность пальцев, при этом щелчок замка воспринимался как боль.

Вот вам тест: если вы при чтении этого описания почувствовали себя неуютно и ощутили что-то неприятное в кончиках пальцев, значит вы обладаете хорошим кинестетическим воображением. Ходят легенды о великолепном кинестетическом воображении писателей (упоминаются Горький, Дюма и другие). В процессе описания ощущений своих героев, они могли сами достоверно переживать эти ощущения - боль от побоев, от ударов ножом, удушье. По-видимому, к подобным феноменам с психологической точки зрения можно отнести появление стигм у глубоко религиозных людей - ран на руках и ногах, где были вбиты гвозди при распятии Христа.

Хорошо развита чувствительность у людей, занимающихся ручным трудом: от слесарей до резчиков по дереву, скульпторов, археологов и реставраторов. Их работа предполагает тонкие движения пальцев, бережное отношение к предмету с которым они работают, при этом им приходится полагаться не на зрение, а именно на чувствительность пальцев. Кроме таких видов работы развивают кинестетическую чувствительность все виды физической активности. Чем более активно задействованы мышцы, тем больший эффект дают упражнения.

Процесс развития кинестетического чувства дает многое. Исследованиями доказано, что развитие чувствительности и тонких движений пальцев напрямую способствует развитию коры головного мозга и повышению интеллекта. В первую очередь это относится к детям, именно для них программы развития кинестетического чувства наиболее полезны.

Упражнения по развитию слуховой системы.

Упражнение 1.


Возьмите набор небольших, желательно одинаковой величины, но разнообразной формы предметов, разложите перед собой и закройте глаза. Можно выполнять упражнения и с открытыми глазами, но тогда предметы надо убрать в непрозрачный мешочек. Возьмите в руку первый попавшийся предмет. Не старайтесь сразу угадать, что это. Сначала внимательно ощупайте его, повертите в пальцах, оцените вес, исследуйте форму (все грани, поверхности, ребра, углы, впадины), характер поверхности (гладкость, твердость, температуру), попытайтесь определить, из чего он сделан. После этого мысленно представьте, как он может выглядеть, и после этого определите, что это.

Упражнение 2.

Возьмите несколько образцов разных тканей. Исследуйте каждый из них пальцами, ищите различия. Определите плотность материи, гладкость, текстуру. Сопоставьте названия тканей со своими ощущениями, попробуйте с закрытыми глазами определить ткань.

Упражнение 3. (выполняется в группе из 4 человек)

А садится или стоит. Б, В и Г располагаются перед ним полукругом.
А опускает глаза вниз и делает глубокий вдох, чтобы обеспечить полный доступ к чувствам и закрывает глаза. Остальные по очереди прикасаются к нему. Каждый должен прикоснуться в одном и том же месте и назвать свое имя, чтобы А мог сопоставить прикосновения с именами. Например, Б, В и Г касаются тыльной стороны рук своими пальцами, они могут использовать также какой-нибудь предмет (ручку, очки и т.д.). Главное, чтобы каждый касался одного и того же места одним и тем же предметом. Этот процесс продолжается до тех пор, пока А не покажет, что он связал прикосновения с именами.
Глаза А закрыты, Б, В и Г по очереди прикасаются к нему, не называя имени. А должен назвать имя того. кто только что к нему прикоснулся. Лучшая стратегия такая: А переводит глаза вниз вправо (если левша, то влево) и сравнивает ощущение от данного прикосновения с ощущениями, которые он запомнил и выбирает самое близкое.
Если А ошибается, повторяются 2 и 3 этапы до тех пор, пока А трижды даст правильный ответ.
А снова закрывает глаза и переводит их вниз и вправо (влево). Б, В и Г прикасаются к нему по очереди в случайном порядке (ВГБ, БГВ, ГВБ), не называя имен. А должен сопоставить полученные ощущения с тем, что он помнит и правильно назвать последовательность прикосновений. Если это не получается, можно повторить второй этап. Упражнение проводится до тех пор, пока А не сможет трижды подряд правильно назвать последовательность.
Усложненный вариант. Б, В и Г могут подражать касаниям друг друга, А при этом пытается определить, кто и кому подражает.
Упорная практика обязательно даст плодотворные результаты. Упражнения на развитие органов чувств расширят ваше восприятие, дадут массу новых переживаний, раскрепостят вас. Развитие органов чувств - важный компонент общего гармоничного развития, наращивания творческого потенциала.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
hdseven.ru.