...Возвратитесь мыслями в те дни, когда вы учились в школе. Все мы помним, что случается с людьми, которые слишком много знают. И в действительности, как обстояло дело с детьми, которые задавали слишком много вопросов? Обычная отговорка измученных, переработавшихся учителей, которых со всех сторон осаждают слишком шустрые питомцы: "У нас нет времени, чтобы отвечать на все эти вопросы; дай Бог хоть как-то одолеть учебный план". Ныне на "почемучек" навешивают медицинские диагнозы, вроде "расстройства внимания" или "гиперактивности", а затем пичкают их риталином и прочими сильнодействующими лекарствами. Если бы юный Леонардо жил в наши дни и ходил в начальную школу, его наверняка бы лечили от "школьных болезней".
Хотя все мы пришли в жизнь с той же ненасытной любознательностью, какая была свойственна Леонардо да Винчи, многие из нас, едва начав посещать школу, быстро приучаются к тому, что ответы гораздо важнее, чем вопросы. В большинстве случаев, обучение отнюдь не развивает в нас пытливости, умения находить удовольствие во всякой двойственности и неопределенности, а также умения задавать вопросы. Единственный навык мышления, который поощряется в школе, - это умение вычислить "правильный ответ" - то есть ответ, исходящий от учителя как человека, наделенного реальной властью. Этот стандарт неукоснительно выдерживается на всех стадиях обучения, вплоть до университета и аспирантуры, особенно в тех случаях, когда профессор собственноручно пишет текст лекций. (Не так давно был проведен классический эксперимент с целью выяснить эффективность университетского образования. Свежеиспеченным специалистам, которые месяц назад с блеском сдали выпускные экзамены и удостоились диплома с отличием, было предложено повторно сдать те же самые экзамены; а в итоге все выпускники дружно потерпели неудачу. Психолог Лесли Харт весьма остроумно подытожила результаты этого эксперимента: "Финальные экзамены - это и в самом деле полный финиш!") Мы вполне готовы признать, что традиционный подход к образованию, основанный на льстивом преклонении перед властью, пресечении всяких вопросов и строгом следовании установленным правилам, в свое время принес нашему обществу немалую пользу, бесперебойно поставляя трудовые ресурсы для сборочного конвейера и стойкие кадры бюрократов. Но он не слишком годится для того, чтобы готовить нас к приходу нового Ренессанса.
Жизнь Леонардо да Винчи представляла собой неустанное упражнение в творческом решении проблем самого высокого порядка. Принцип Curiosita дает вам в руки основополагающий ключ к его методу. Этот метод начинается со страстной любознательности и полнейшей открытости ума, а затем реализуется в потоке вопросов, которые мы задаем с самых различных точек зрения.
Вы можете усовершенствовать ваши навыки решения проблем - на работе и дома, - если будете планомерно совершенствовать ваше умение задавать вопросы. Таким образом, для большинства людей центр тяжести радикально смещается: вместо настойчивых поисков "правильного ответа" - столь же настойчивое выяснение того, "был ли этот вопрос по-настоящему правильным" и "можно ли как-то иначе взглянуть на эту проблему".
Для того, чтобы успешно решить проблему, часто бывает необходимо поменять или переформулировать исходный вопрос. Чаще всего вопрос можно сформулировать различным путем, а словесное его выражение оказывает огромное, зачастую решающее влияние на вашу способность находить приемлемые решения. Психолог Марк Браун приводит отличный пример того, как эволюция одного-единственного вопроса завершилась фундаментальным преобразованием целых человеческих сообществ. Вся жизнь кочевых племен вращалась вокруг вопроса: "Как добраться к воде?" Едва они начали задаваться вопросом: "Как сделать, чтобы вода сама пришла к нам?" - былые кочевники, по словам Брауна, сформировали оседлую земледельческую культуру.
Некоторые люди любят размышлять над философской загадкой: "В чем смысл жизни?" Однако более практичные философы предпочитают задавать себе совсем другой вопрос: "Каким образом я могу наполнить смыслом свою жизнь?"...
Давайте поучимся вместе с детьми подходить к их проблемам с любопытством и открытостью. Чем больше вопросов задаст сам ребенок - тем больше ответов он найдет (возможно, с вашей помощью, а возможно, вы найдете свои ответы с его помощью, "Устами младенца..."). И тем больше ответов станут вашим общим семейным достоянием.
У каждого родителя бывает период, когда проблемы, связанные с детьми, встают достаточно остро. Очень часто это связано с системой школьного (и дошкольного) образования и воспитания, общей атмосферой в семье, степенью доверительности и дружбы Родителя и Ребенка. А сейчас в качестве упражнения на улучшение ваших взаимоотношений с ребенком и, соответственно, его взаимоотношений с Миром, мы можем вместе с Майклом Гелбом воспользоваться его исследованиями творческих принципов Леонардо. Возьмите любой спорный вопрос, который периодически тревожит вас, любую проблему, связанную с воспитанием. Если, на первый взгляд, таковых нет - стоит поразмыслить над этой ситуацией. Возможно, наши дети считают иначе :-). - Е.Ш.
Действительно ли перед нами спорный вопрос? Почему мы всегда делали это именно так, а не иначе? Стремитесь поднимать вопросы, которые никто еще не поднимал.
Обозначьте в своей записной книжке какую-нибудь проблему или спорный вопрос, который причиняет вам больше всего беспокойства в вашей личной или профессиональной жизни (в воспитании и во взаимоотношениях с вашими детьми), и спросите у себя: Какой? Когда? Кто? Как? Где? И почему?
В чем состоит проблема или спорный вопрос? Какие предвзятые мнения, предубеждения или навязанные извне понятия могли повлиять на мое восприятие этой проблемы [или спорного вопроса]?
Что случится, если я буду ее игнорировать? Какие возможности я, вероятно, упустил из виду? Какие новые проблемы могут возникнуть, если я попытаюсь решить эту проблему? Какие метафоры и параллели с природными явлениями могли бы дополнительно разъяснить эту проблему?
Когда это началось? Когда это обычно случается? Когда этого удается избежать? Когда начнут ощущаться последствия этой проблемы? Когда эту проблему нужно решать?
Кто об этом заботится? Кто от этого страдает? Кто это создал? Кто стремится это увековечить? Кто поможет разрешить эту проблему?
Как это случается? Как я могу получить более объективную информацию? Как я могу взглянуть на это с непривычной точки зрения? Как это можно изменить? Как я узнаю о том, что проблема решена?
Где это обычно случается? Где это началось? Где я это проглядел? Где еще такое случалось?
Почему это важно? Почему это началось? Почему это продолжается? Вам нужно без устали спрашивать: почему, почему, почему, почему, почему... И лишь тогда вы доберетесь до сути вопроса.
... И лишь тогда мы перебросим мостик к новому циклу вопросов, указывающих пути к решению проблемы: Как? Каким еще образом? Зачем? Для кого? Кем будет ощущать себя ребенок, если...?
CURIOSITA для РОДИТЕЛЕЙ
Что можно сделать, чтобы не дать угаснуть естественному леонардовскому любопытству ваших детей? Для начала, вообразите себя в роли ученика: пусть ваш ребенок послужит вам примером для подражания. Таким образом, вы вернете себе давно утраченную душевную открытость и пытливый склад ума. Если вы сами по-настоящему глубоко проникнетесь той душевной чистотой и энтузиазмом, которые свойственны вашему ребенку в его подходе к учению, и научитесь "проживать" их вместе с детьми, вы добьетесь гораздо больших успехов в пестовании этих драгоценных качеств. Разумеется, ваш ребенок своими безостановочными вопросами будет испытывать ваше терпение; но если ваше сердце открыто, вы найдете в себе необходимую стойкость. Будучи прилежным учеником собственных детей, вы сможете стать для них своего рода тренером в освоении трудного искусства Curiosita. Научите их использовать подход "что, когда, кто, как, где, почему" ( Зачем? Для Кого?) и непосредственно применять его для творческого решения проблем. Пусть ваша жизнь проходит под знаком человеческого величия: выбирайте "гения месяца" и обсуждайте разнообразные вопросы, которые занимали великие умы на протяжении многих столетий. (Для начала я горячо рекомендую вам "месячник Леонардо"! Например, посетите вместе с детьми передвижную выставку под названием "Леонардо и век изобретений", сходите в музей или просто посмотрите вместе с ним книги, иллюстрации, расскажите о том, как жил и творил этот художник. Таким образом, ребятишкам представится прекрасная возможность на собственном опыте познакомиться хотя бы с некоторыми из удивительных открытий маэстро.) Поощряйте ваших детей задавать как можно больше вопросов. Когда ваши ребятишки возвращаются домой после уроков, спрашивайте у них: "Какие вопросы ты задавал сегодня в школе?"В качестве примера - маленькая контрольная для родителей по подготовке к школе:
· Испытываете ли вы радость от приготовлений к новому учебному году, разделяет ли ребенок эту радость с вами - и разделяете ли вы его радость?
· Как вы можете создать праздничную атмосферу, с помощью каких совместных действий, поступков?
· Какими словами, особенностями общей атмосферы, настроения вы передаете своему ребенку Надежду и Веру в собственные силы, одним словом, как вы формируете его установки на будущее отношение к учебе?
· Насколько ваши "оценки" будут зависеть от "оценок", получаемым ребенком в школе? Если ребенку поставили двойку, ставите ли вы ему двойку и от себя лично - или стараетесь ободрить и найти спокойную последовательность конкретных действий?
· Ошибки в процессе учебы неизбежны - чему мы учимся на ошибках ребенка, чему и как учится он?
· Мы дарим цветы учителям - как часто мы дарим в этот день цветы или что-то очень желанно-"бесполезное" своим детям, если праздник Знания - действительно Праздник? Дарим "авансом" - за будущие заслуги? :-) Или просто потому, что Знать и Творить - безумно интересно и радостно, особенно вместе :-).
Успехов в этом всем нам!