Подумайте о самых лучших учителях, которые у вас были. Чем отличается настоящий учитель? Прежде всего, тем, что он помогает ученику учиться самостоятельно. Лучшие учителя прекрасно знают, что опыт - это источник мудрости. А принцип Dimostrazione - это ключ к максимальному использованию вашего опыта. Леонардо извлек все, что можно было извлечь из бесценного опыта, который он получил в мастерской живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо. Недаром же Серж Брамли - видный биограф Леонардо да Винчи - называл Верроккьо "университетом искусств в одном лице. Обучение через которое прошел юный Леонардо, будучи подмастерьем в студии Верроккьо, было ориентировано не столько на теорию, сколько на практический опыт. Леонардо учился грунтовать холсты и смешивать краски а также познакомился с оптическими закономерностями перспективы Неотъемлемой частью учебного плана были технологические секреты скульптуры, бронзового литья и ювелирного дела. Путем непосредственных наблюдений будущий маэстро постигал строение растений, анатомию животных и людей. Таким образом, он с младых ногтей усвоил практический взгляд на вещи.
Практицизм Леонардо, его врожденная любознательность, проницательный ум и независимый дух послужили непосредственной причиной того что он стал оспаривать многие общепринятые теории и догматы своей эпохи. Например, в ходе своих геологических изысканий он обнаружил на горных вершинах Ломбардии известковые окаменелости и морские ракушки И уже в "Лейчестерском кодексе" он выдвигает решающие аргументы против господствовавшего в ту пору воззрения, в соответствии с которым ископаемые останки возникли вследствие библейского потопа; и при этом его возражения основываются не на богословии, а на своем собственном здравом рассуждении и обширном опыте реальности. Последовательно оспорив все исходные допущения, на которых базируется традиционная точка зрения, он, в конце концов, приходит к выводу, что "подобное мнение не могло возникнуть в уме, в котором наличествует хотя бы малая толика рассудительности..."
Изучая геологию, Леонардо бродил по холмам Ломбардии, отыскивал там окаменелости и держал их в своих ладонях. Когда он пожелал изучить анатомию, он собственноручно рассек не менее тридцати человеческих трупов и бесчисленные туши животных. Своими занятиями анатомией -- точно так же, как и своими попытками выяснить происхождение Ископаемых останков, - он бросал прямой и решительный вызов тогдашним ученым авторитетам. Сам же он однажды написал об этом так: "Многие подумают, что они вправе обвинять меня, утверждая, что мои доказательства находятся в явном противоречии с авторитетом некоторых людей, казовых повсеместно почитают за их суждения -- притом, что суждения эти не имеют основания в реальном житейском опыте. Те, кто так думают, не принимают во внимание, что труды мои явились следствием простого и очевидного опыта, каковой и есть наш подлинный наставник".
На протяжении всей жизни он гордо называл себя иото senza lettere ("человеком неученым") и discepolo delta esperienza ("учеником опыта"). Он писал: "Кажется мне, те науки тщетны и полны ошибок, которые не рождены опытом -- прародителем всякого подлинного знания; сей опыт должен быть получен из первых рук и в своих истоках, или же в средине, или под конец должен быть пропущен сквозь любое из пяти наших чувств".
Леонардо всегда боролся за новизну и независимость мысли. Он учил:
"Никому не следует подражать манере какого-нибудь другого художника, поскольку тогда ему следовало бы называться внуком природы, а не ее сыном. Ведь если природные вещи существуют в столь великом изобилии, то скорее хочется и следует идти прямиком к природе, а не к мастерам, которые научились у нее..." Его готовность отказаться от всякой подражательности, оспаривать любые авторитеты и мыслить целиком самостоятельно была бы примечательным явлением в любую эпоху, но это свойство его натуры кажется достойным изумления, когда подумаешь, что он был прямым наследником эры, которая, говоря словами Уильяма Манчестера, необоснованно предполагала, что "все знание уже известно".
Помимо того, что Леонардо был одним из наименее благочестивых мыслителей его времени, он также был одним из наименее суеверных. Он полагал, что повальное увлечение алхимией и астрологией является злейшим врагом опытного знания и независимой мысли; а посему он нетерпеливо предвкушал тот день, "когда все астрологи будут кастрированы".
Однако, сколь критично ни был настроен Леонардо в отношении схоластических и академических традиций, он никогда не выплескивал вместе с водой и ребенка. Достаточно сказать, что в 1494 году в возрасте сорока двух лет он приступил к изучению латыни, дабы глубже познакомиться с творениями классиков. Кроме того, он постоянно заботился о пополнении своей личной библиотеки. Его собрание книг включало в себя Библию, творенья Эзопа, Диогена Лаэртия, Овидия, Плиния Старшего, Данте, Петрарки, Фичино, а также огромное множество трактатов по сельскому хозяйству, анатомии, математике, медицине и военному делу. Крупный знаток творчества Леонардо да Винчи профессор Эдуард Мак-Карди с особым пафосом сообщает о том, что "маэстро имел обыкновение штудировать все доступные ему труды классических и средневековых авторов по всем предметам, которые его интересовали".
Леонардо тесно общался со многими выдающимися умами своего времени, в том числе с Браманте, Макиавелли, Лука Пачоли и Марканто-о делла Торре. Он всегда воспринимал чужие произведения как своего рода "опосредованный опыт", который надо прилежно и критически изучить, а затем в обязательном порядке проверить на собственном опыте.
Леонардо видел и понимал, каким образом предвзятые мнения и "книжные предубеждения" ограничивают круг научных изысканий. Он знал, что учиться на собственном опыте -- значит учиться на своих ошибках. По его словам, "опыт никогда не заблуждается; заблуждается лишь твое суждение, коль скоро оно обещает тебе обильные плоды, которые будут произрастать из одного только разума и не будут корениться в твоих экспериментах".
Леонардо завоевал повсеместное признание как величайший гений всех времен и народов; и тем не менее, он сделал много колоссальных ошибок и порой допускал поразительно грубые промахи. Тут можно назвать его трагически неудачные эксперименты с фиксацией красок, когда он писал "Битву при Ангиари" и "Тайную вечерю"; его катастрофические попытки повернуть реку Арно -- сей проект, горячо одобренный флорентийской Синьорией, обернулся колоссальной тратой муниципальных денег и принес с собой неисчислимые бедствия; и, наконец, венцом всего стала летательная машина, которая так никогда и не поднялась в воздух. Самой уморительной его неудачей была попытка автоматизировать кухню Лодовико Сфорца. Когда его попросили взять на себя обязанности шеф-повара при устройстве одного очень важного банкета, Леонардо измыслил грандиозный план, в соответствии с которым каждое блюдо должно было быть сервировано в виде скульптурно оформленных порций и на отдельной тарелке подано каждому из двух с лишним сотен гостей. Тарелки с едой должны были выглядеть как миниатюрные произведения искусства. Дабы успешно справиться с этой задачей, Леонардо построил новую, более мощную печь и сконструировал сложную систему механических ленточных конвейеров, которая должна была обеспечить бесперебойное передвижение тарелок по кухне. Кроме того, он разработал и установил автоматическую противопожарную систему -- массивный разбрызгиватель, который должен был сработать, если бы огонь из печи ненароком перекинулся на кухонную утварь. В день банкета все, что могло выйти из строя, разладилось вконец и вело себя самым неподобающим образом. Обычная кухонная прислуга при дворе Лодовико отнюдь не обнаруживала прирожденного дара к скульптуре, который нужен был Леонардо для воплощения его амбициозного замысла; так что маэстро позвал на помощь более ста своих друзей-художников. В кухне, битком набитой разношерстным Народцем, конвейерная система скоро вышла из строя, а затем вспыхнул Пожар. Тогда заработал разбрызгиватель, и работал он даже слишком хорошо, так что началось наводнение, могучим потоком смывшее всю еду и Изрядную часть кухни!
Несмотря на ошибки , катастрофы, неудачи и разочарования, Леонардо никогда не прекращал учиться, исследовать и экспериментировать. своем стремлении к знанию он проявлял прямо-таки титаническую настойчивость. Он нарисовал в своей записной книжке плуг и тут же объявил. "Я никогда не покину свою борозду". В другом месте Леонардо написал.
"Никакие препятствия не в силах меня сломить". И еще: 'Твердостью можно одолеть любые преграды".
Мартин Кемп, автор книги "Леонардо да Винчи: Изумительные творения природы и человека", высказал по этому поводу весьма глубокую мысль: "Нет ни малейшего сомнения, каким основополагающим принципом руководствовался Леонардо, когда он определял единственно верное направление той борозды, которую он хотел вспахать. Этот принцип заключался именно в том, что он называл "опытом".
DIMOSTRAZIONE И ВЫ
Действительная значимость Ренессанса заключалась в коренном преобразовании фундаментальных предпосылок мышления, предвзятых мнений и убеждений. Леонардо никогда не упускал случая бросить перчатку повсеместно господствующему мировоззрению, последовательно применив свой излюбленный принцип Dimostrazione; и именно благодаря своей пылкой готовности к интеллектуальной борьбе он оказался в авангарде этой великой революции. Он прекрасно понимал, что, оспаривая общепринятую точку зрения, человек прежде всего оспаривает сам себя; а потому он мудро предостерегал: "Самый жестокий обман, от которого страдают люди, -- это обман, проистекающий из их собственных мнений". Чтобы научиться мыслить, как мыслил Леонардо, нам нужно освободиться от шор и пристально взглянуть на свои же собственные мнения, предвзятые предположения, убеждения и верования.
Не случалось ли так, что мнения, которые вы привыкли отстаивать, вводили вас в заблуждение? Действительно ли ваши мнения и убеждения принадлежат лично вам? Основная цель всех последующих упражнений как раз и заключается в том, чтобы высвободить ваше мышление из паутины устоявшихся воззрений и помочь вам добиться подлинной оригинальности. Но сперва нам придется потратить немного времени, чтобы уяснить, какую роль играет принцип Dimostrazione в вашей сегодняшней жизни и что нужно сделать, дабы "развернуть" его в полную силу. Постарайтесь трезво оценить меру своей интеллектуальной независимости:
действительно ли вы -- независимый мыслитель? Когда вы последний раз меняли глубоко укоренившееся убеждение? Что вы при этом ощущали?
Подумайте о ваших друзьях и коллегах. На какие источники они опираются, когда вырабатывают свои убеждения и мнения? Кто из ваших знакомых рассуждает наиболее независимо и самобытно? В чем конкретно проявляется оригинальность его интеллекта?
Задумайтесь хотя бы на секунду о том, каким путем вам стало известно все то, что вы сейчас знаете. Что послужило для вас более ценным уроком: ваши успехи или же ваши неудачи? Какие обстоятельства вашей жизни ~ хорошие или дурные -- больше способствовали становлению вашего разума? Все мы знаем, что рассудительность и здравый смысл часто бывают следствием жизненного опыта. Но мы также знаем, что опыт часто приобретается благодаря нашим заблуждениям. Всегда ли удается вам извлекать из своих ошибок максимальную пользу?
Поразмыслите над контрольным списком самооценки, который вы найдете на следующей странице. Наверняка в нем есть непростые и весьма неприятные для вас вопросы, но если вы ответите на них честно, это поможет вам сосредоточиться и получить максимум пользы от выполнения последующих упражнений.
Dimostrazione:
Проверочный список для самооценки
Я с готовностью признаю свои ошибки.
Мои ближайшие друзья вам наверняка подтвердят, что я с готовностью признаю свои ошибки.
Я учусь на своих ошибках и крайне редко допускаю одну и ту же ошибку дважды.
Я зачастую подвергаю сомнению "ходячую мудрость" и готов оспаривать общепризнанные авторитеты.
Когда знаменитость, которой я восхищаюсь, на все лады расхваливает какой-нибудь товар, я охотнее его покупаю.
Я способен ясно сформулировать свои убеждения и наиболее фундаментальные верования, а также причины, по которым я придерживаюсь именно этих мнений, а не каких-нибудь других.
Мне не раз случалось менять глубоко укоренившиеся убеждения, коль скоро они опровергались практическим опытом жизни.
Столкнувшись с препятствиями, я еще настойчивее добиваюсь желаемого.
В любых превратностях судьбы я способен усмотреть новую возможность для личностного роста.
Порой я попадаюсь на удочку всяческих суеверий.
Говоря словами моих друзей, коллег и партнеров по бизнесу, при обсуждении новых идей я веду себя:
a) как человек легковерный; своего рода "новый Аггей",
b) как консервативный циник,
как непредубежденный скептик.
dimostrazione:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И УПРАЖНЕНИЯ
ИССЛЕДУЙТЕ СВОЙ ОПЫТ
Всего лишь час драгоценного времени, который вы потратите на это упражнение, многократно окупится на протяжении всей вашей последующей жизни; потому что, ответив на представленные здесь вопросы, вы начнете понимать, каким образом ваши прошлые переживания сказываются на ваших психологических установках и на вашем обыденном поведении. Возьмите свою записную книжку и постарайтесь проработать в ней следующие вопросы:
Какие события вашей жизни оказали на вас наибольшее влияние? Отведите на этот вопрос двадцать-тридцать минут и составьте список, включающий в себя, по меньшей мере, семь наиболее значимых для вас событий; коротко (в одном предложении) поясните, чему они вас научили.
Теперь потратьте еще несколько минут и ответьте на вопрос: "Как вы применяете эти познания в своей повседневной жизни?"
Затем внимательно просмотрите получившийся перечень и спросите себя, какое происшествие в моей жизни оказало на меня наибольшее влияние? (Некоторые люди с легкостью отвечают на этот вопрос; другие не в состоянии выделить какой-нибудь один выдающийся случай. Если ответ сам собой не приход вам на ум, выберите наугад любой пункт из вашего списка.)
Теперь потратьте еще несколько минут и задайте себе еще один вопрос: каким образом пережитое мной событие сказалось на моих психологических установках и привычных способах восприятия мира? Попытайтесь сформулировать в одном-двух предложениях, какую роль сыграло это важнейшее событие в становлении вашего нынешнего мировоззрения.
Наконец, спросите себя: не могу ли я заново обдумать некоторые выводы, вторые я сделал по горячим следам тех событий? Остерегайтесь слишком быстро отвечать на этот последний вопрос; пусть он пребудет некоторое время в вашем сердце и уме; дайте ему немножко "помариноваться".
ПРОВЕРЬТЕ ИСТОКИ ВАШИХ УБЕЖДЕНИЙ
Многие из нас не отдают себе отчета в тех источниках, которыми они пользуются для получения и проверки информации. Все мы знаем, что у нас есть мнения, предположения и убеждения по широкому кругу вопросов -- таких, как природа человека, мораль, политика, национальный характер, научная истина, различия между полами и сексуальность, религия, медицина, смысл жизни, искусство, брак, воспитание детей, история, другие культуры и т.д. Но известно ли вам, каким путем вы пришли к вашим убеждениям? Или где вы получили информацию, на которой они основываются?
Для начала, выберите себе любые три круга вопросов из данного перечня; например, пусть это будет природа человека, политика и искусство. Затем возьмите ваш рабочий блокнот и запишите в нем как минимум три ваши сокровенные мысли -- это могут быть ваши мнения, ваши необоснованные предположения, убеждения или верования, -- в том, что касается каждой из этих трех сфер человеческой жизни. В результате у вас может получиться примерно следующее:
Природа человека
· Я полагаю, что люди в основе своей -- хорошие.
· Я полагаю, что поведение людей по преимуществу определяется генетикой.
· Сопротивляться переменам -- это вполне в природе человека.
Когда в вашем списке окажется не менее трех высказываний, в которых выражаются ваши глубочайшие убеждения применительно к каждой выбранной вами сфере жизни, попробуйте задать себе следующие вопросы:
· Каким путем у меня возникла эта идея?
· Насколько твердо я в это верю?
· Почему я придерживаюсь подобного мнения?
· Какие события могли бы принудить меня переменить это мнение?
· Какое из моих убеждений порождает во мне самые сильные эмоции?
Теперь подробно рассмотрите каждое из ваших убеждений, которые вы создали применительно к каждой из трех "проверочных" областей, и выясните, какую роль в его формировании сыграли следующие источники:
· Средства массовой информации: книги, Интернет, телевидение, радио газеты и журналы.
· Люди: ваша семья, учителя, врачи, религиозные проповедники, начальство друзья и партнеры.
· Ваш собственный опыт.
Какие критерии вы используете для оценки надежности той информации, которую вы получаете? Не заимствуете ли вы большинство ваших идей из книг? Или, быть может, основное влияние на вас оказывает семья? Во многое ли из того. что вы читаете в газете или смотрите по телевидению, вы действительно верите? Цель состоит в том, чтобы определить, путем дотошного рассмотрения и ответов на вопросы, главенствующий источник вашей информации и фундамент ваших верований и мнений. Постарайтесь выяснить, не придерживаетесь ли вы каких-нибудь мнений, которые невозможно проверить эмпирическим путем. Действительно ли все ваши убеждения поддаются опытной проверке?
ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Запишите в ваш блокнот какое-либо утверждение или верование, которое при выполнении предыдущего упражнения вызвало у вас самую сильную эмоцию.
Как нам стало известно из главы "Curiosita", в своем жадном стремлении к объективному знанию Леонардо имел обыкновение рассматривать свой предмет по меньшей мере с трех различных точек зрения. Во имя этой цели он рассекал трупы в трех проекциях, и точно так же он действовал, когда хотел дать трезвую оценку какой-нибудь из своих картин. И вы можете поступать точно так же по отношению к своим собственным мнениям и глубоко укоренившимся убеждениям. Чтобы взглянуть на свою картину другими глазами, маэстро прибегал к услугам зеркала; вы тоже можете увидеть свою картину "наоборот", если сумеете изыскать самый мощный контраргумент, который можно выдвинуть в противовес вашему сокровенному убеждению.
Леонардо искал наиболее подходящую точку зрения, рассматривая свои картины с большого расстояния. Попробуйте рассмотреть ваше убеждение "с большого расстояния". Спросите себя: изменились ли бы мои взгляды на этот вопрос если бы я жил в другой стране, сформировался в иной религиозной, расовой, экономической или классовой среде, был на двадцать лет старше или моложе, или был бы другого пола?
Наконец, разыщите в своем кругу каких-нибудь друзей или знакомых, который как вы подозреваете, смотрят на дело совсем иначе, нежели вы. Вдумчиво потолкуйте с этими людьми и постарайтесь "увидеть" спорный вопрос с иной точки зрения.
НАСТОЙЧИВО ТРЕНИРУЙТЕСЬ В ОСВОЕНИИ АНТИРЕКЛАМНЫХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
В тот самый момент, когда вы читаете эту книгу, тысячи исключительно одаренных, продуктивных и целеустремленных рекламных менеджеров проворачивают миллиардные бюджеты с единственной целью -- сформировать в нужном направлении вашу систему ценностей, ваш образ "я" и ваши покупательские привычки.
Жируя за счет чьей-то сексуальной неуверенности или сонных фантазий Уолтера Митти, рекламодатели весьма успешно достигают своих глобальных демографических целей; порой же они попросту дубасят зрителей элементарным повторением одного и того же тысячу раз на дню. Чтобы сохранить независимость мысли перед лицом столь массированного нападения, требуется четкая дисциплина наподобие той, которая обычно вырабатывается после долгого обучения боевым искусствам типа каратэ, дзюдо или кун-фу. Попробуйте, для начала, выполнить следующие упражнения "самообороны":
· Просмотрите целиком ваш любимый иллюстрированный журнал и проанализируйте стратегию и тактику каждого помещенного в нем рекламного объявления.
· Проделайте ту же самую процедуру анализа применительно к рекламным роликам, которые изо дня в день прокручивает ваш любимый телевизионный канал, и к рекламным объявлениям, которые транслируются в программах радио. Обратите внимание, какого рода рекламные объявления воздействуют на вас сильнее всего и почему так происходит.
· Какое влияние оказывала на вас реклама, когда вы были ребенком?
· Составьте список из трех лучших рекламных объявлений, которые вам когда-либо приходилось видеть. Что в них произвело на вас столь яркое впечатление?
· Перечислите десять покупок, которые вы сделали за последние несколько месяцев, и спросите себя, в какой мере ваш выбор был обусловлен тем или иным воздействием рекламы.
· Попробуйте записать поток сознания на тему: "Роль рекламы в формировании моей системы ценностей и моего образа "я"".
Одна из самых умных и циничных тактик, к которой зачастую прибегают рекламодатели, может быть охарактеризована как попытка рядиться в тогу независимого мышления и индивидуализма, а затем использовать притягательные символы духовной свободы в своих корыстных целях. Все мы зачастую бываем свидетелями того, как рекламные герои пытаются самоотождествляться с образами "бунтаря" и "индивидуалиста"; обычно это делается посредством таких революционныx жестов, как езда на джипе, курение пятнадцатидолларовой сигары, обычай напяливать на себя какие-нибудь необыкновенные фирменные джинсы или совершенно особенные теннисные тапочки, а также забавная манера надевать бейсбольную кепочку козырьком назад. Пометьте в вашей записной книжке хотя бы некоторые особо примечательные образчики этого рода.
УЧИТЕСЬ НА СВОИХ ОШИБКАХ И ПРЕВРАТНОСТЯХ СУДЬБЫ
Дабы уяснить, как вы относитесь к ошибкам, вам нужно хорошо продумать следующие вопросы и записать ответы на них у себя в блокноте:
· Чему вас учили в школе насчет ошибок и тех людей, которые их совершают?
· Что вам говорили родители насчет ошибок и тех людей, которые их совершают?
· Какую самую большую ошибку вы совершили в своей жизни?
· Чему вы в результате научились?
· Какие ошибки вы постоянно повторяете?
· Какую роль в вашей повседневной жизни -- на работе и дома -- играет страх ошибиться?
· Какого рода ошибки вы с большей вероятностью допускаете: проступки или упущения?
Попробуйте записать спонтанно возникающий у вас поток сознания на тему: "Что я делал бы по-другому, если бы не боялся совершить какую-нибудь ошибку"
В своем страстном стремлении к правде и красоте Леонардо совершил множество ошибок и пережил множество напастей и злоключений. И беды его не ограничивались ложными обвинениями, которым он время от времени подвергался, разрушительными вторжениями иноземных захватчиков и бессмысленным уничтожением одного из его величайших шедевров. Величайшим проклятием для маэстро была. по всей вероятности, его отверженность--абсолютное одиночество, которое часто достается в удел человеку, столь значительно опередившему свое время нecмoтpя на то, что он порой жестоко страдал от неуверенности в себе и питал немалые сомнения насчет истинной ценности своих произведений, он никогда не сдавался. Мужественная отвага Леонардо и его стойкость перед лицом житейских невзгод может послужить чрезвычайно вдохновляющим примером для каждого из нас. Он подкреплял свою волю к работе с помощью позитивных утверждений, записывая их себе в книжку. Вот лишь некоторые образцы этого рода:
"Я ни на миг не перестаю пахать свою борозду".
"Никакие препятствия не в силах меня сломить".
"Твердостью можно одолеть любые преграды".
"Я буду продолжать свой труд во что бы то ни стало".
"Я никогда не устану приносить пользу".
ФОРМУЛИРУЙТЕ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
Благодаря долгосрочным исследованиям, которые проводил доктор Мартин Селигмен и некоторые другие специалисты, удалось получить неопровержимые доказательства того, что эластичная выносливость и умение терпеливо выносить житейские невзгоды представляет собой решающий фактор делового и жизненного успеха. И лучшие ваши друзья в этом деле -- ваша способность глубоко осознавать происходящее, дар рефлексии и медитации, а также немеркнущее чувство юмора; эти свойства характера всегда помогут вам усвоить трудный урок, который порой преподносит нам жизнь.
По примеру Леонардо, вы можете укрепить свою волю и выработать в себе эластичную выносливость перед лицом житейских испытаний, если научитесь формулировать позитивные утверждения, которые бы отражали специфику ваших личных целей. Запишите в ваш блокнот хотя бы одно утверждение, которое -- как вам представляется, --обладает достаточной позитивной силой, чтобы вдохновить вас на решение ваших самых масштабных задач.
Большинство людей сплошь и рядом прибегают к позитивным утверждениям, начинающимся со слова "Я...". Типичный образец подобных высказываний -- "Я терпимо отношусь к самому себе", или чуть-чуть иначе: "В последнее время я все более терпимо отношусь к самому себе". Несмотря на то, что '^"-утверждения во многих случаях могут принести вам немалую пользу, они, как правило, оказывают свое целительное воздействие лишь на интеллектуальном, сугубо познавательном уровне. Вы можете заставить ваши утверждения работать на более глубоком уровне, если сумеете переформулировать их таким образом, чтобы они звучали более эмоционально, тепло и сердечно. Следующий эксперимент покажет вам, как этого добиться:
Повторите несколько раз следующее утверждение: Я терпимо отношусь к самому себе. Обратите внимание, как вы откликаетесь на него из сокровенной глубины вашего существа.
А теперь попробуйте выразить то же самое чуть-чуть иначе: В глубине души я чувствую терпимость по отношению к самому себе. И опять же, обратите внимание, каков был ваш внутренний отклик. Когда вы рассказываете самому себе, что вы чувствуете, а не просто сообщаете о ваших делах и поступках, вы с большей вероятностью будете чувствовать именно то, о чем говорите, позволяя вашим утверждениям проникать на более глубокий уровень вашей личности. Следующие позитивные утверждения, в составлении которых принимал деятельное участие мой друг доктор Дейл Шустерман, сформулированы с таким расчетом, чтобы открыть вам доступ в святую святых вашего сердца и таким образом проложить в ней стезю для более глубоких изменений.
Взаимоотношения с людьми
* Я ощущаю в себе внутреннюю готовность принять в свое сердце другого человека.
* Любопытно, какие стороны в своем характере я мог бы изменить, чтобы облегчить жизнь моему партнеру по браку. Я глубоко ощущаю разницу между моим отцом и моим мужем (либо между моей матерью и моей женой). Я боготворю женственность своей жены (или близкой подруги).
Духовность
* Главное для меня -- это моя связь с Богом (Христом, Всевышним, Буддой и т. д.; когда вы это говорите, зримо представляйте себе свою работу. отношения с людьми, денежные проблемы, тайные надежды, страхи и ожидания, родителей, травмирующие события прошлого и т. д.).
* Я постоянно ощущаю в себе присутствие божественного начала.
* В глубине сердца я всегда чувствую, что моя жизнь протекает в полнейшем согласии с соизволением Божьим.
* Я благодарен за этот урок, который пойдет на пользу моей душе (назовите имя человека, преподавшего вам трудный урок, или припомните происшествие, которое вас чему-то научило).
Деньги
* Я глубоко ощущаю разницу между моими желаниями и потребностями.
* Любопытно, какие шаги я мог бы предпринять для того. чтобы жизнь моя до краев наполнилась материальными благами.
* Я ощущаю в себе готовность распахнуть все двери своей души для достатка и материального благополучия.
Я чувствую, что достоин богатства и процветания.
* Я всей душой ощущаю, что богатство и процветание уже сейчас являются неотъемлемой частью моей жизни.
Учеба
* Порой я сам удивляюсь тому, насколько ярко и неожиданно проявляется мой блистательный ум.
* Я ощущаю в себе способность учиться благодаря интуиции.
* Интересно, каким образом я смогу (решить эту проблему, изучить этот предмет).
* Я всегда верю в то, что мои знания будут при мне, как только они мне понадобятся.
Карьера
* Я чувствую, что достоин оставить свой след в этом мире.
* Я всегда ощущаю в себе присутствие внутренней силы, когда другие люди изучают и оценивают результаты моего труда.
* Интересно, каким образом я смогу явить миру мое сокровенное предназначение.
* Я глубоко ощущаю в себе готовность явить миру мое сокровенное предназначение.
Жизнерадостность
* В любых жизненных обстоятельствах я ощущаю в себе радость (говоря это, вы визуализируете трудную и травмирующую вас ситуацию).
* Я чувствую, что заслуживаю счастья.
* Я радуюсь, видя счастье других людей.
* Моя радость и счастье исходят из меня самого.
Самоактуализация
* Я доверяю моему внутреннему "я".
* Я ощущаю в самом себе присутствие божественного начала.
* Я позволяю себе испытывать свои собственные чувства.
* Я готов признать за собой те чувства, которые испытываю по отношению к самому себе.
УЧИТЕСЬ НА ПРИМЕРЕ СВОИХ "АНТИГЕРОЕВ"
Один из наиболее эффективных способов учиться на ошибках заключается в том, чтобы позволить кому-то другому делать их вместо вас. Конечно, хорошо, когда у вас есть положительный пример для подражания -- допустим, Леонардо. Имея перед глазами столь высокий образец, вы, вероятно, будете стремиться его превзойти. Но, с другой стороны, вы можете очень многому научиться на негативном примере своих "антигероев". Верите вы или нет, но изрядную часть того, что я знаю о воспитании и обучении, я позаимствовал у самых бездарных своих учителей и самых никчемных тренеров. Я никогда не забуду моего школьного учителя, который бесконечно нудно бубнил свой урок, наводя на всех нестерпимую скуку; был у меня еще один учитель, никогда не слушавший, если кто-то из учеников задавал ему вопрос; я прекрасно помню нашего тренера, которому нравилось оскорблять и унижать своих игроков. Все они преподали мне ценный урок, научив меня, каких вещей ни в коем случае делать нельзя. Я благодарен и другим своим "антигероям", которые на своем примере наглядно продемонстрировали, чего делать нельзя, и таким образом помогли мне избежать паутины денежных долгов и неминуемого нервного срыва.
Назовите, как минимум, трех человек, совершивших ошибки, которых вы любой ценой хотели бы избежать. Каким образом вы могли бы учиться на ошибках этих людей? Упомянутое упражнение может оказаться довольно каверзным, потому что порой те же самые люди, которых вы зачислили в разряд самых первостатейных своих "антигероев", в какой-то иной жизненной сфере могли бы послужить замечательным образцом для подражания. Так что ваша задача, как вы сами понимаете, будет состоять в разграничении тех человеческих качеств, которым вы стремитесь подражать, и тех ошибок, которых вы хотели бы избежать.
dimostrazione в рабочей обстановке
Когда высокопоставленные менеджеры корпораций отвечают на вопрос, в чем главная причина их самых неудачных решений, они в большинстве случаев ссылаются на неумение учесть свой собственный опыт. Так обстоят дела в мире бизнеса. Зачастую бизнесмены препоручают свои дела всевозможным аналитикам -- адвокатам и профессорам, -- которые сбивают их с толку до такой степени, что под напором теоретических разглагольствований эти практичные люди отказываются от наиболее плодотворных своих суждений, основанных на здравом житейском опыте. Вполне может статься, что в результате академического обучения ваш ум напичкан ненужными сведениями, которые в значительной мере ограничивают вашу способность к самостоятельной деятельности. В своей нашумевшей книге "Чему вас не учат в Гарвардской школе бизнеса" основатель Международной корпорации менеджмента Марк Мак-Кормак весьма саркастически характеризует этот род образованности: "...Случается, что магистерский диплом в сфере бизнеса полностью замораживает вашу способность к усвоению практического опыта. Большинство обладателей магистерских дипломов в сфере бизнеса и управления, которых мы нанимали на работу, либо страдали врожденной наивностью, либо являлись жертвами бизнес-образования. В результате у них развивалась своего рода инвалидность -- эти люди были неспособны чему-то научиться у реальной жизни, не умели должным образом разбираться в людях и оценивать ситуацию, но при этом отличались непостижимой сноровкой в выработке ошибочных впечатлений".
Лучшие руководители производства и менеджеры знают -- как знал об этом Леонардо да Винчи, -- что жизненный опыт суть средоточие всяческой мудрости.
dimostrazione ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как растить ребенка таким образом, чтобы он умел мыслить самостоятельно, был способен учиться на своих ошибках и не отступать под натиском жизненных невзгод? Как и во всем, что касается родительских обязанностей, ответить на этот вопрос очень нелегко. Один из возможных ключей к решению этой проблемы состоит в том, чтобы воспитывать в вашем ребенке уверенность в себе, в своих силах и возможностях. В русском языке слово уверенность происходит от слова вера. Именно вера в себя, доверие к себе и своим способностям и составляет тайну успеха; а опыт успеха, в свою очередь, -- это ключ к уверенности. Дабы сформировать у вашего ребенка веру в себя, помогите ему достичь успеха в учебе. Разбейте трудную задачу на несколько простых элементов -- так, чтобы на долю ваших детей досталась цепочка маленьких успехов, а не одна большая неудача.
Нет другого средства, которое столь же безошибочно воспитывало в ребенке уверенность в себе, как безусловная любовь. Дайте знать детям, что вы их любите за то, каковы они есть, а не за то, что они делают. Дополните свою безусловную любовь восторженной поддержкой. Омойте души ваших детей животворящим ливнем добрых слов. Скажите им: "Ты способен сделать все, что пожелаешь", "Я в тебя верю" и "Я знаю, что тебе это по силам".
Относитесь к ошибкам как к возможности чему-то научиться. Если ваш ребенок потерпел неудачу, предоставьте в его распоряжение объективную и точную информацию со стороны; как можно деликатнее расскажите ему об истинном положении дел; поддержите его со всем энтузиазмом, на который вы способны. Одна из обычных проблем при попытке внедрить в жизнь очередную педагогическую систему, ориентированную на воспитание "чувства собственного достоинства", заключается в том, что безусловную любовь и поддержку зачастую путают с самой банальной "ложью во спасение". Если вы говорите ребенку, что он хорошо справился с работой или сделал все правильно, -- притом, что дело обстоит в точности наоборот, -- вы подрезаете ему крылья, не давая развиться подлинному чувству собственного достоинства. Достоверная и правдивая объективная информация о самом себе, которую ваш ребенок получает из ваших уст, помогает ему встать на ноги -- т. е. на твердую почву реальности, -- и позволяет ему убедиться в том, что вы уважительно относитесь к нему самому и к его способности учиться.