Идея проектирования совершенно нового бизнес процесса, полностью свободного от стереотипов и нынешних предпосылок, определяющих его нынешнее состояние очень привлекательная. Но в полном объеме это не используется почти никогда. Одна из основных причин - неумение мыслить творчески и соответственно организовывать процесс работы. В большинстве организаций мало людей способны на это, так как этому почти нигде не учат. (за исключением ТРИЗа)
Мы не будем в данной статье описывать особенности творческого мышления как такового и для более полного понимания предлагаем обратиться к другому разделу сайта.
Чаше всего при реинжиниринге применяются следующие механизмы творчества:
Сходство - умение замечать связи между вещами там где их раньше не видели. Например связь между обслуживанием машин "Формулы 1" и наземным обслуживанием самолетов.
Поиск альтернативных вариантов использования - способность обнаруживать альтернативные варианты использования одной и той же вещи. Например - размещение рекламы на проездных билетах, или продажа шаблонов писем и образцов рекламы в такую же фирму, но расположенную в другом городе.
Поиск нескольких ответов - умение видеть несколько разных ответов на один и тот же вопрос. Рекомендуется найти несколько решений, в том числе самых абсурдных и не очевидных. Достаточно часто проблема эффективно решается при обращении к той причине, которую раньше никто не видел. Фирме производителю предложили автоматизировать систему складирования готовой продукции по всей стране. Но неожиданным и гораздо более выгодным решением оказалась продажа всех складов, за исключением 2, крупному оптовику.
Поиск основных причин - Умение посмотреть на ситуацию под разными углами и найти в этом новые возможности. В фирме задаются вопросом "Какие проблемы чаще всего возникают?" после чего начинают их решать, затрачивая при этом денег больше чем выигрывая. Правильный же вопрос - "Какие проблемы дороже всего обходятся фирме?"
В ходе реинжиниринга рабочая команда должна использовать как можно больше методов творчества. заимствование новых идей из других процессов, на первый взгляд не связанных с рассматриваемым, придумывание новых способов использования существующих ресурсов, изобретение новых способов удовлетворения потребностей клиентов, и многие другие.
Но предложенные методы творчества будут эффективны только в комплексе с правильным психологическим настроем. Для этого рекомендуется использовать разнообразные упражнения, выдвигающие творчество на первый план в решении задач команды.
Большой эффект дает анализ не только самоочевидных вариантов, но и таких, которые до этого никому в голову не приходили. При этом рекомендуется бороться с существующими стереотипами и стремиться к выходу за границы. В ходе реинжиниринга должны быть поставлены под вопрос ограничения, которые в настоящий момент существуют в бизнес-процессах.
Для стимулирования выработки идей можно использовать следующие принципы:
В процесс должно быть вовлечено как можно меньше людей.
Клиент процесса должен сам выполнять процесс.
Обращайтесь с поставщиками как с частью организации.
Создайте несколько вариантов сложных процессов.
Уменьшайте число входов в процесс.
Централизуйте обмен информацией при децентрализации подразделений.
Постарайтесь вообще избавиться от процесса или продать его другим организациям.
Есть вопросы - пишите.