Дилтс Роберт
Обучающиеся организации
Как ответ все возрастающим изменениям в технологии и в обществе в последние годы появилась новая концепция роли обучающейся организации. Этот новый взгляд основан на умении управлять изменениями и различиями в системе элементов, влияющих на жизнедеятельность организаций, это:
а.) культурные различия;
б) новые навыки;
в) изменения в иерархии факторов успеха эффективных организаций;
г) различные контексты.
Деловой мир начал осознавать необходимость процесса, непрерывного обучения, поскольку именно такой подход подготавливает сотрудников ко всем изменениям. происходящим в компаниях, и дает возможность достижения желаемого результата. Итак, в последние годы все большую популярность приобретает концепция обучающейся организации. Под организацией подразумевается группа людей, объединенных общей целью. Эти люди создают систему, состоящую из разнообразных функций и ролей, служащих, процветанию компании и направленных на ее успех. Структура эффективной организации устроена так, что работа каждого является вкладом в общее дело, каждый вносит свой труд в достижение общей цели. Учреждение подобной организации сопровождается созданием дополнительных структур, позволяющих всем сотрудникам легче приобретать новые знания и овладевать новыми навыками через обучение и практику. Это, в свою очередь, позволяет организации более эффективно развиваться и использовать потенциал своих сотрудников и адаптироваться к любым изменениям постоянно меняющегося мира. Некоторые ключевые характеристики обучающихся организаций:
1. Помогают каждому индивидуально развиваться и применять базовое системное мышление и умение решать проблемы.
2. Позволяют людям познать свои ментальные карты, характеристики усвоения и когнитивные стратегии для развития личностного мастерства.
3. Помогают групповому общению и координации.
Согласно Питеру Сенге, есть 5 дисциплин, которые необходимо практиковать в любой организации (каждому ее члену), чтобы перейти в статус действительно обучающейся и развивающейся:
1. Осознание и исследование ментальных карт и характеристик усвоения.
2. Достижение и поощрение персонального мастерства.
3. Развитие видения и сознания будущего.
4. Поощрение группового общения.
5. Развитие способности системно мыслить.
Когда компании стремятся достичь отличного качества работы... справляться с изменениями и перестановками кадров, т.е. становятся обучающимися, появляется потребность в новом инструментарии, который помог бы развивать и поддерживать конкретное применение, этих пяти дисциплин. НЛП предоставляет подобный инструментарий и умения.
Например, Репрезентативные системы, паттерны Метапрограмм и Метапозиции помогают людям исследовать и лучше осознать свои собственные ментальные карты и характеристики усвоения. Такие техники, как Якорение, Управление состояниями, Генератор нового поведения и многие другие, помогают достичь личного мастерства. Выравнивание логических уровней, Визуализация и стратегия Имаджиниринга поддерживают и развивают устремления в будущее. НЛП акцентируется в основном на моделировании, кооперативном обучении и научении стратегиям, поощряя тем самым процесс группового обучения, поднимая его на такой высокий уровень, который, возможно, прежде не был достижим внутри других направлений практической психологии. А такие навыки и модели НЛП, как умение видеть и оценивать события, ситуацию и т.п. с позиций множественного восприятия, брать в расчет влияние разных логических уровней, применение модели S.C.O.R.E. для идентификации проблемного пространства отдельной ситуации или симптома, позволяют развить и широко применять способность к системному мышлению.
По сути, НЛП предоставляет именно ту необходимую для компаний технологическую систему ноу-хау, которая позволит им стать действительно развивающимися обучающимися организациями в соответствии со стандартами века.
Системы
Система - это набор взаимосвязанных концепций или частей, которые должны работать сообща, чтобы выполнять определенную функцию. Существует множество разных систем: воздушно-пространственная, транспортная, экономическая, здравоохранения и т.д., каждая система, состоит из многих подсистем, призванных слаженно и успешно работать, что является залогом успешного осуществления ее системной цели или МИССИИ. Один из базовых принципов НЛП - это то, что жизнь и разум представляют собой системные процессы. Из этого следует, что все процессы, протекающие в самом человеке, в общении людей друг с другом и окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества, и Вселенная формируют экологию комплекса систем и подсистем, взаимодействующих и взаимовлияющих. Невозможно полностью изолировать какую-либо отдельную часть от всей системы. Подобные системы строятся на принципах самоорганизации и естественно стремятся к оптимальному состоянию равновесия или гомеостаза.
(c) Роберт Б. Дилтс, Москва, 1999 год
(c) Перевод Центра НЛП в Образовании, Москва, 1999 год
http://nlpcenter.ru/start/dilts.htm