Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Применение системного мышления

Автор: Андрей Малыгин от 8 мая 2018
Данный выпуск предназначен для руководителей, в нем речь пойдет о применении системного мышления. Очень полезной формой такого мышления является исследование проблемного пространства. Термин и сама методика заимствована из NLP. Исследование проблемного пространства необходимо проводить в первую очередь при подготовке каких-либо организационных изменений, перед началом какого-нибудь проекта, то есть перед тем, как Вы собираетесь начать что-то новое. Но в принципе, эту процедуру можно проводить как угодно часто, систематически в процессе работы. Она дисциплинирует ум, дает руководителю четкое и полное видение ситуации, возможность планировать свои действия. В действительности, подобную процедуру многие руководители проводят интуитивно, но, к сожалению, не всегда правильно.

Проблемное пространство - это вся информация, которую вы соотносите с какой-либо проблемой. Сюда входит информация об объектах, их качествах, людях, отношениях, событиях, о прошлом, настоящем и будущем проблемы. Чем больше качественной полезной информации находится в Вашем распоряжении, тем более точной будет Ваша оценка и более эффективными решения. Очень важно определить, какая же информация на самом деле имеет значение, а какая случайна и представляет собой своего рода "мусор". Собрав всю необходимую информацию, вы получите точное представление о процессах, происходящих в системе, о том, какие механизмы создают проблему, а какие могут ее решить. Вам приходится действовать подобно киту. Кит процеживает тонны воды через "решетку" из китового уса и усваивает оставшийся после процеживания планктон. В роли китового уса при "процеживании" информации будут следующие принципы.

Определите симптомы проблемы. Что Вас беспокоит в текущей ситуации? В чем расхождение между тем, как идут дела в действительности и тем, как Вам хотелось бы, чтобы они шли? Например, есть нехватка квалифицированных кадров, не ладится командная работа, падают объемы продаж, прибыль ниже расчетной. Все это симптомы. Благодаря им Вы знаете, что проблема существует.
Решите, что является причиной симптомов. Что привело к появлению проблемы? Ваши сотрудники недостаточно образованы или им не хватает опыта, между отдельными сотрудниками есть личная неприязнь, люди избегают обсуждать возникающие проблемы, отдел маркетинга недорабатывает, не проводится работа с клиентами, продавцы не заинтересованы и т.д. Как правило, на каждый симптом Вы найдете несколько причин, в то же время одна причина приводит к возникновению нескольких симптомов.
Опишите желаемые результаты. Что будет происходить вместо симптомов? Какое состояние заменит нынешнее? Обратите внимание, что совершенно недостаточно просто "поменять знак" симптомов ("прибыль сейчас низкая, а будет высокая"), нужно в деталях описать те процессы, которые изменятся или возникнут, за счет чего произойдет изменение.
Определите отдаленные последствия этих изменений. Здесь есть универсальный вопрос, который Вы можете задавать себе несколько раз до тех пор, пока уже не сможете найти ответ. Что еще, кроме уже упомянутого, произойдет в системе? К чему еще приведут желаемые изменения? Постарайтесь рассмотреть отдаленную перспективу. Ищите как дополнительные плюсы, так и возможные минусы, помните. что у медали чаще всего есть оборотная сторона. Возможно, некоторые преимущества обернутся недостатками.
Наконец, найдите те ресурсы, с помощью которых произойдут желаемые изменения. В качестве ресурсов рассмотрите все: объекты, деньги, людей, информацию. Выясните, что Вам потребуется, и что из этого у Вас уже есть. Тогда Вы будете знать, что Вам нужно еще и как Вы сможете это приобрести.
Давайте возьмем несложный пример: Вас не устраивает низкая прибыль Вашей компании. Причиной такого состояния, как Вы определили, является низкий объем продаж из-за того, что у Вас недостаточно торговых представителей и их работа неэффективна, так как они молоды и недостаточно энергичны, им не хватает знаний о качествах выпускаемого компанией продукта, они неуверенны в себе, недостаточно хорошо общаются с клиентами. В качестве результата Вы представляете себе более энергичную и более успешную деятельность торговых представителей, а также решаете вопрос, нужно ли увеличивать их количество. В более отдаленной перспективе Вы видите возможность нездоровой конкуренции между ними, трудности управления и контроля. Поэтому в качестве ресурсов Вы видите такие возможности: установить более тесный психологический контакт с ними, ободрить их, провести обучение для лучшего понимания миссии, целей и задач организации, более глубокого изучения товара; организовать тренинг продаж, семинары по обмену опытом, а также пересмотреть систему оплаты для повышения заинтересованности. Таким образом, у Вас есть комплексный план мероприятий, который гарантирует Вам успех.

Для того, чтобы описанная методика давала лучший результат, можно активно пользоваться изобразительными средствами. Рисуйте все, о чем думаете. Изображайте предметы, людей в виде символов, схем, шаржей и карикатур, взаимодействия и отношения между ними в виде линий, стрелок, пунктиров, пользуйтесь разными цветами. Не жалейте места, если нужно несколько ватманских листов, возьмите их. Пусть Ваши рисунки будут забавными, так они лучше запомнятся, да и отношение к проблеме станет более живым т оптимистичным. Если нужны поясняющие надписи, старайтесь ограничиваться одним-двумя словами, по возможности емкими и забавными. Привлекайте сотрудников к этому процессу. к участию в обсуждении и рисовании. Это хороший способ достигнуть согласия и единомыслия, заинтересовать людей.

Еще один способ графически представить описанную методику и упростить выводы - так называемый "метод силового поля". Проведите на листе горизонтальную линию, подпишите "текущее состояние". На некотором расстоянии над ней проведите параллельную линию, подпишите "желаемое состояние". Затем около первой линии расположите обозначения факторов, которые способствуют и препятствуют достижению желаемого состояния. Способствующие факторы обозначьте стрелками, направленными вверх к "желаемому состоянию", а препятствующие - в обратном направлении. Далее, к каждому препятствующему фактору найдите способствующий, который бы его нейтрализовал или уравновешивал. После того, как Вы получите целостную картину, Вам станет ясна программа действий.

Решившись последовать нашим советам, поделитесь результатами Ваших экспериментов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
hdseven.ru.