Как правило, детей, получающих больше баллов по результатам IQ-тестов, ожидает успешная, долгая и здоровая жизнь. Потому что они умнее? Не обязательно. Новое исследование показало, что «коэффициент интеллекта» отчасти демонстрирует степень мотивированности ребёнка, проходящего тест.
Поддержание этой мотивации — важный фактор его успешности в дальнейшей жизни.
Дискуссия о том, что на самом деле отражает показатель IQ, ведётся давно. Например, бросаются в глаза различия между средним IQ представителей многих этнических групп: означает ли это, что одна нация умнее другой? Или же дело в социальных и экономических факторах? В 1994 году в книге «Кривая нормального распределения» (The Bell Curve) Ричард Херрнштейн и Чарльз Мюррей заявили, что различия в значительной степени обусловлены генетикой. Эта точка зрения оспаривается многими учеными. Например, в 2009 году Ричард Нисбетт, психолог Мичиганского университета (США), в книге «Интеллект и как его получить» (Intelligence and How to Get It) отметил, что разница в IQ-баллах почти полностью исчезает при учёте социально-экономических факторов.
Анджелу Ли Дакворт из Университета штата Пенсильвания (США) заинтересовали исследования, показавшие, что далеко не каждый прилагает максимум усилий во время обычных тестов на IQ. А вот когда людям предлагают денежное вознаграждение, они, как правило, демонстрируют лучшие результаты.
Г-жа Дакворт и её коллеги проанализировали 46 экспериментов, в которых по итогам IQ-тестов вручались деньги. Размер приза был самым разным — от нескольких центов до десятков долларов. Учёные рассчитали средний коэффициент воздействия (коэффициент Хеджеса, или g Хеджеса) денежного вознаграждения на IQ: он оказался равен 0,64, что эквивалентно почти десяти IQ-баллам. После исключения трёх сомнительных исследований с особенно высоким g коэффициент всё равно был выше 0,5 и рос соответственно величине награды: если участникам предлагали больше $10, он составлял 1,6 (примерно 20 баллов IQ).
Затем учёные взялись за анализ исследования, проведённого в конце восьмидесятых среди более чем пятисот мальчиков из Питсбурга (штат Пенсильвания). Средний возраст группы составлял 12 с половиной лет. Эксперимент снимался на видео, так что признаки скуки было легко заметить (дети зевали, клали голову на стол, смотрели по сторонам). Через несколько лет, когда средний возраст подопытных подобрался к 24 годам, организаторы расспросили примерно половину из них (остальные не согласились) об образовании и карьере.
Эти данные позволили команде г-жи Дакворт показать связь между мотивацией и точностью предсказаний успешности дальнейшей жизни мальчиков. В 84% случаев степень мотивированности при прохождении IQ-теста коррелировала с количеством лет, потраченных на образование, и возможностью найти работу. С другой стороны, только в 25% случаев можно было таким образом предугадать, насколько хорошо дети учились в школе.
Выходит, IQ говорит не об одном лишь уровне развития интеллекта, но и о том, насколько сильно человек хочет добиться успеха. «Важно судить о ребёнке не только по его уму, но и по желанию выполнить ту или иную работу», — подчёркивает г-жа Дакворт.
Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.