В целом можно выделить два подхода к творчеству. Первый подход заключается в том, что рассматриваются механизмы творчества — каким образом можно творчески мыслить, как формировать творческие идеи, как преодолевать стереотипы, как рассматривать ситуацию, отыскивая в ней нетривиальные возможности. Польза такого подхода в том, что этим механизмам можно обучать всех желающих. Второй подход основывается на том, что творчество по сути своей спонтанно и неуправляемо, что оно проявляется само по себе, если ему не мешать. Этот подход центрирован на преодолении механизмов, сдерживающих творчество. Гогац и Мондехар пытаются интегрировать оба подхода, причём довольно удачно. Есть в книге описание механизмов творчества и примеры их использования. С другой стороны, особое внимание уделяется блокирующим психологическим механизмам — барьерам.
Основной принцип, которого придерживаются авторы, сформулирован в подзаголовке книги: «Преодолеть невидимые барьеры». Они отстаивают точку зрения, что творческая активность (креативность) присуща абсолютно всем детям и является их естественным состоянием. Позже, в процессе воспитания общество накладывает на взрослеющего человека все больше ограничений, в первую очередь психологических. В результате природная творческая активность постоянно наталкивается на невидимые внутренние барьеры, теряет свою силу и как бы впадает в летаргический сон. Таким образом, взрослые люди, привыкая обходиться без творчества, ведут жизнь банальную, скучную, рутинную и стереотипную. Из этой предпосылки следует естественный вывод: чтобы приобщить человека к творчеству, нужно преодолеть эти невидимые барьеры. Теория в общем-то неновая и небесспорная, зато практически полезная.
Авторы описывают 12 барьеров. Я думаю, здесь не стоит перечислять все барьеры. Желающий узнать обо всём подробнее вполне может самостоятельно справиться с прочтением книги «Бизнес+Креатив». В книге предлагается условная последовательность преодоления барьеров — от более простых к более сложным. Правда, преодоление барьера — это не одномоментный акт, оно требует выработки соответствующей привычки, то есть активности, сосредоточенности и практики. Поэтому каждым из барьеров придётся заниматься некоторое время, и иногда возвращаться к уже пройденному. Для каждого барьера приводится довольно много информации: психологический механизм действия, вредные последствия, жизненные примеры, способы преодоления, рекомендации. В конце каждой главы авторы добавили упражнения, которые помогут справиться с барьерами. Предполагается, что читатель честно выполнит эти упражнения, а иначе зачем вообще огород городить?
Чтобы преодолеть барьеры, начинать нужно, разумеется с мотивации. Авторы так и делают. Книга имеет ярко выраженный мотивирующий характер. В ней много говориться о преимуществах творческой жизни пред рутинным прозябанием, о превосходстве творческой личности над «простым среднестатистическим» человеком, о той свободе, которую даёт творчество. В помощь себе Гогац и Мондехар привлекают лучшие умы человечества. В книге множество цитат и афоризмов, принадлежащих великим личностям. Большинство из них очень образны, точны, ёмки. И выступления самих авторов эмоциональны, аргументированны, убедительны, вряд ли можно что-либо возразить.
Читателя призывают вступить в ряды творческих личностей. Вот, на мой взгляд, самый мотивирующий, требовательный фрагмент книги: «Посмотрите на следующие вопросы и ответьте на них по возможности искренно:
- Что бы вы предпочли: идти в авангарде или вместе со всеми? (Если для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам надо знать, куда вы идете, то ваше место — вместе со всеми).
- Что бы вы предпочли: быть на сцене или в зрительном зале? (Если для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам надо знать, что вы будете на сцене играть, то ваше место — в зрительном зале).Что бы вы предпочли: быть писателем или читателем? Писателем или читателем чего, спрашиваете вы? Да чего угодно — учебника, сценария, стихотворения или любовного письма!
- Что бы вы предпочли: быть тем, кто мечтает, или тем, кто наблюдает за полетом фантазии других на экране в темном, затхлом кинотеатре?
Помните, что если в собачьей упряжке вы не вожак, то со своего места вы всегда будете видеть одну и ту же картину»
Много усилий авторы затратили на то, чтобы приобщить читателя к практике творчества. Приводится много примеров творческого мышления, а также тестов на творческое мышление для читателей. Эти примеры и тесты, думаю, часто окажутся знакомы опытному читателю. Похоже, тесты преследуют двоякую цель - показать читателю, насколько интересным и увлекательным может быть процесс творчества, а с другой стороны, немного уязвить его тем, что далеко не со всеми заданиями он сможет справиться. Неоднократно на страницах встречаются замечания в духе «если вы ответили так-то, то вы ничем не отличаетесь от большинства людей». Не жалуют авторы людей с банальным мышлением! Если вы думаете, что это слишком провокационно, не переживайте, дальше будет больше.
Авторы убеждают читателя быть непохожим на остальных, не считаться с ограничивающими требованиями общества, отвергать банальные идеи, постоянно обращаться к провокационным идеям. Провокация, по их мнению - ближайшая родственница творчества. Другая ближайшая родственница, даже возможно, мать творчества — это свобода. Свобода — это обязательное условие творчества, его кислород, питательная среда, основа основ. Авторы упоминают множество видов свободы, которые необходимы творческому человеку. Некоторые из них звучат обескураживающе.
- Свобода мышления и принятия решений.
- Свобода от солидарности с окружающими и социального комфорта.>
- Свобода от заботы о своей репутации.
- Свобода от стабильности и определённости.
Книга провокационна во многом. Уже сами по себе призывы к преодолению страхов и комплексов, игнорированию проблем с репутацией, поиску шокирующих необычных идей достаточно провокационны (об этом я уже писал). Но, кроме этого, авторы решительно и дерзко обсуждают темы секса и насилия и призывают истинно творческих людей отказаться от общепринятых взглядов на эти явления. Думается, редкий человек сможет прочитать эти страницы без содрогания или, по крайней мере, без чувства неловкости. Таким образом авторы дают читателю возможность не просто узнать о психологических барьерах, стоящих на пути творческого человека, но и прочувствовать их на себе. На мой взгляд так же смелости и решительности требует принятие творческим человеком на себя ответственности за всё, что происходит не только с ним, но и со всем миром. Идея простая, но далеко не всегда принимаемая: творчество — это огромная ответственность.
Одна из «изюминок» книги — это обновлённый взгляд на «мозговой штурм». Авторы без особого почтения относятся к высказываниям и рекомендациям корифеев теории группового творчества — Эдварда Де Боно и Алекса Осборна. Основными принципами мозгового штурма является свободное творчество без критической оценки и равенство всех участников. Гогац и Мондехар прямо утверждают, что эти условия, сформулированные Де Боно и Осборном, хороши в теории, но на практике почти никогда не выполняются. Во-первых, люди не привыкли проявлять творческую активность в повседневной жизни, а делать это по заказу они тем более не умеют. Во-вторых, если на мозговой штурм собираются сотрудники одной организации, они неизбежно озабочены тем, как выглядят в глазах начальства, ждут стимулов и руководящих указаний, а также беспокоятся о том, кто будет награждён или наказан по результатам штурма.
Авторы предлагают два нововведения к методике проведения мозгового штурма. Для начала, считают они, надо провести в организации тренинг по развитию творческих возможностей. Такой тренинг покажет людям, что состояние творчества вполне для них достижимо, научит проявлять творческую активность без зажатости и страхов. Он, так сказать. создаст благоприятную почву для идей, которые могут возникнуть в ходе штурма. Второе нововведение — анонимность в её различных формах — костюмы, маски, и, самое эффективное — проведение мозгового штурма онлайн. Мозговой штурм онлайн неизбежно будет более долгим и менее динамичным, зато более эффективным. Участники его, не связанные социальными условностями и поставленными перед организацией целями, не ориентируясь на какой-то конкретный «шкурный» результат, выдадут значительно больше идей, чем при традиционном мозговом штурме.
Ещё два важных момента, касающихся мозгового штурма, приводят Гогац и Мондехар. Они считают, что мозговой штурм в организациях должен быть организован людьми «со стороны» — тренерами или консультантами. Сторонние консультанты не зависят от сложившейся в компании структуры, не связаны социальными условностями и нормами, принятыми в организации и не испытывают робости перед руководством. Поэтому им легче поддерживать атмосферу свободного творчества и пресекать попытки психологического давления. Кроме того, они напоминают важность внедрения идей, придуманных в ходе штурма. Мало придумать оригинальную идею, её нужно воплотить в жизнь. А для этого нужно найти в организации ответственных инницативных людей. Этим процессом также должны управлять люди «со стороны» в сотрудничестве с руководством компании. К сожалению, мозговому штурму посвящена одна небольшая глава, более подробных разработок и рекомендаций авторы не предлагают.
Ещё одна важна тема, затронутая в книге, хотя и без детальной проработки - воспитание креативности в детях. В принципе, информация о воспитании рассеяна фрагментами по многим страницам. Везде, где говорится о возникновении невидимых барьеров или их преодолении, можно почерпнуть что-нибудь полезное для развития отношений со своими детьми и выработки у них свободы, достаточной для творчества. Вот высказывание, которое произвело на меня большое впечатление: «Многим родителям удаётся дать детям свои корни. Немногим удаётся дать им крылья. И совсем немногим удаётся дать им и то, и другое». Конечно, это вызов, но кто рискнёт уклониться? В общем, задачи поставлены, пути решения определены, остаётся действовать! А книга Гогаца и Мондехара «Бизнес+Креатив» послужит прекрасным путеводителем для развивающейся творческой личности.