Во многих отношениях человек разумный не столь далеко ушел от своих предков-обезьян, а порой «животное» поведение становится даже необходимым. Когда так говорят про добывание еды и низменные страсти, никто не удивляется, но, оказывается, это в некоторой степени верно и для таких сложных умственных процессов, как учеба.
При «классическом» обучении — освоении новых сведений или навыков — мы четко осознаем и запоминаем все, что делаем. Основную часть работы, как считают ученые, при этом выполняет средняя височная доля мозга — она связывает между собой хранилища разных видов информации.
По окончании чтения, к примеру, этой статьи в памяти читателя (как мы надеемся) останутся основные идеи, изложенные в ней, и сам факт прочтения. А объем серого вещества, кстати, увеличи-вается с каждой порцией «переваренных» знаний.
По контрасту с homo sapiens животные, не наделенные мощным интеллектом, учатся более примитивно, методом проб и ошибок. Обезьяну, например, можно научить выбирать из нескольких предметов один, обладающий теми или иными качествами. При этом задействуется совсем другой участок мозга — базальные ганглии. Привычка остается, а вот процесс дрессировки быстро стирается из памяти животного.
Многие нейрофизиологи думали, что в процессе эволюции человечество распрощалось с этим устаревшим и малоэффективным способом. Однако теперь калифорнийские ученые доказали, что она живет и действует. Для тех несчастных, у которых нарушено функционирование височной доли, обучение по «привычке» — единственный способ ориентироваться в мире.
Именно таких людей, страдающих амнезией после перенесенного энцефалита, исследователи из Сан-Диего отобрали в качестве испытуемых. Изо дня в день им предлагали одно и то же упражнение: выбрать из восьми пар объектов «правильные». К началу каждого урока больные успевали напрочь забыть о предыдущем, однако после нескольких недель тренировки твердо усвоили, что нужно делать, — доля успешных испытаний достигала 95% и более.
Однако, выполняя задание, люди не помнили, как этому научились. «Интересно, как я это делаю?» — спрашивал сам себя один из пациентов. Это лучше всяких энцефалограмм доказывает, что он усвоил навык чисто механически. Не схожим ли образом работает ум у зубрил, которые на экзамене пересказывают страницы учебника слово в слово, но при этом ни единого слова не понимают?