Теория:
Уверенность в себе строится на:
1. Признании себя самостоятельной действующей силой.
2. Продуманной системе принципов, критериев правильности, справедливости.
3. Знании целей своих и противника.
4. Знании своих способностей и сил.
5. Знании угроз и опасностей и методов борьбы с ними.
1. Признание себя самостоятельной действующей силой.
Первое и самое главное: ты внутренне свободен. Ты и только ты определяешь, каким ты будешь, о чем ты думаешь.
Существуют разные меры воздействия, но всем им можно противостоять, и ни одна из них без твоего внутреннего разрешения не сможет воздействовать на твою сущность.
Признав себя самостоятельным и приняв ответственность за свои поступки, ты станешь самостоятельным.
Разрешив вопрос "Кто ты", ты перейдешь на следующую стадию, а закончив перерождение, будешь иметь основания для абсолютной уверенности в себе.
Упражнения:
basic) Определить, что такое ответственность. Вспомнить собственные безответственные поступки.
advanced) Принять ответственность за свою судьбу, отказаться объяснять свои неудачи "объективными факторами", разобраться, где ты мог бы сделать больше, почему не сделал.
expert) Понять, какова степень твоей отвтественности за действия других людей. Если тебя предали, виноват ты сам.
2. Построение системы принципов, критериев правильности, справедливости.
Построив собственную систему принципов, ты будешь иметь прочное основание, нечто вроде "системы координат", которое поможет тебе определиться в любой ситуации - просто следовать принципам, и все!
Важно, чтобы каждый принцип ты выбирал сам, не просто заимствуя его откуда-то, критически рассматривал. Каждый принцип нужно обдумать с позиций: зачем он нужен тебе и зачем он нужен миру.
Можно использовать систему принципов нашей организации, но только если ты ее понимаешь и целиком с ней согласен, если готов ей следовать; ее обязательно нужно дополнить чем-то своим, например, ценностями, представлениями о себе и мире.
Упражнения:
basic) Оценивать поступки других людей в жизни и в литературе. Определять, как нужно было поступить правильно.
advanced) Понимать причины, заставившие людей поступить иначе, понимать, каких сил от человека требует тот или иной правильный поступок.
expert) Проживать внутри себя оба варианта событий.
3. Знание целей своих и противника.
Зная, что тебе нужно в той или иной ситуации, ты будешь видеть направление своих действий и направление, в котором нужно эту ситуацию менять. Важно уметь точно сформулировать, чего ты хочешь добиться тем или иным своим действием.
Упражнения:
А) Инструктор приводит несколько ситуаций из жизни и литературы, учащийся рассказывает, кто и какие цели там преследует, какие цели преследовал бы он.
Б) (делать в конце занятия) Рассказать, какими методами и каких целей добивается условный противник (инструктор) в упражнениях 5-1 Г,Е, 5-3 А, Б, Ж.
В) Рассказать о тех целях, которые стоят перед тобой в данный момент.
4. Знание своих способностей и сил.
Нужно четко знать, чего от себя ожидать, что ты можешь в обычной жизни, и что можешь "если ну очень надо" (а в этом случае ты можешь ох как больше!), знать, чего не позволишь себе никогда и на что все-таки согласишься и при каких условиях. Подумай, устраивает ли тебя это. Лучше всего стремиться к бесконечной уверенности и к бесконечной стойкости и настраивать себя на это.
Развитие способностей начинается с самых простых вещей. Проверь себя. Умеешь ли ты:
1. Заговорить с человеком? (basic)
2. Выступать перед аудиторией? (advanced)
3. Войти в темное пустое помещение? (basic)
4. Закрыть глаза (в присутствии проверяющего) так, чтобы веки не дрожали? (basic)
5. Проехать без билета? (advanced)
6. Молчать в течение 5 часов, находясь в компании друзей (друзей нужно предупредить)?
7. Пойти в магазин (с деньгами!) и ничего не купить? (basic)
8. Пообщаться с человеком, по отношению к которому поступил плохо и поэтому с ним давно не общался (если такой человек есть, если нет - не надо)? (expert)
9. Смеяться над собой? (advanced)
Если нет, как все это сделать? Только путем упражнения. Если не получается, пытаться снова и снова. Как только ты убедишь себя, что не перестанешь пытаться, пока не получится, оно получится!
5. Защита от воздействия.
Прежде всего, важно понять и осознать, что, видимо, можно получить контроль над телом человека (но над волей - никогда без его согласия), хотя мы и не знаем этого точно; но это осуществляется сложными средствами, которым можно и нужно противостоять.
Всем простым видам воздействия человек может противостоять и без подготовки; единственное, о чем мы не знаем - о влиянии на человека наркотиков и психотропных средств. Элементарные знания о защите значительно увеличат твои шансы на успех.
Виды воздействия:
1. Психологическое.
Самое простое: орать, унижать человека, обманывать его, настраивать группу против него, стыдить, подначивать, угрожать и др. Доброжелательное отношение также является способом воздействия.
Как бороться? Нужно:
Basic) держаться спокойно и уверенно, не бояться признавать совершенные ошибки, не бояться отстаивать собственное мнение вопреки даже всему миру.
Advanced) следить за логикой противника, разбивать его аргументы, перехватывать инициативу.
Expert) перейти в контратаку, и либо вынудить противника принять твои условия, либо заставить признать ошибку, извиниться и помириться.
Упражнения:
А) Создать необходимые для работы состояния и запомнить их, включая все детали:
- Восстановления: Сесть поудобнее, взять вкусную еду, включить приятное освещение, любимую музыку, создать в себе состояние спокойное, приятное, теплое.
- Защиты: Встать в центре комнаты, включить героическую музыку, создать в себе состояние уверенности, готовности, решимости.
- Ожидания: Сесть перед свечой, включить музыку тихую и медленную, смотреть на огонь, создать в себе состояние спокойствия, не напряженного, уверенного, но не равнодушного.
- Резервной защиты: Лечь, создать в себе состояние равнодушия, апатии, отключиться от всего происходящего; тренировать его в присутствии раздражителей (телевизор).
- Атаки: Сконцентрироваться и нанести несколько ударов, представить себе бесконечный источник силы (например, космос или духи предков) и как ты выбрасываешь эту силу через себя.
- Резервного успокоения: Взять бокал, до краев наполненный водой, поднять его и держать. Когда научишься это делать, представляй такой бокал либо внутри себя, либо в руке (только на крайний случай, в обычное время нельзя рассеивать внимание).
Б) сесть на табурет в центре освещенной комнаты и сидеть неподвижно (спокойно, не напряженно) 10-15 минут.
В) делать то же, отвечая на вопросы инструктора о своей биографии, или на другую известную учащемуся тему.
Г) делать то же, при этом свет направлен в лицо учащемуся, инструктор применяет все возможные способы воздействия, учащийся отвечает на вопросы по теме, которую он знает плохо, или, например, по теме о своей личной жизни, при этом врать запрещено; присутствие других учащихся поощряется.
Advanced) завязать учащемуся глаза.
Expert) то же, но взять в руку бокал, до краев наполненный водой.
Д) пройти по улице, одевшись необычно, например, в одежде противоположного пола, раскрасив лицо, сходить в магазин.
Е) спор: двое нападают на одного, он защищается, сохраняя внутреннее и внешнее спокойствие, не повышая голос, не ускоряя темп речи.
2. Социальное воздействие:
- Общественное осуждение, осмеяние.
- Бойкот.
- Экономическое: например, понизить зарплату.
- Ограничение прав, дискриминация.
Как бороться с этими факторами?
1. Прежде всего, знать свои формальные права и уметь защищать их (в случае с зарплатой, например).
2. Знать, что ты можешь иметь собственное мнение вопреки всему миру, а от того, что тебя не понимают, ты не хуже.
3. Уметь обходиться без общения, равно как и уметь создавать вокруг себя теплую, добрую атмосферу, поддерживать других людей.
4. Сохранять чувство собственного достоинства, не позволять себя обижать, не позволять загружать себя работой и т.п. Уметь заставить уважать себя. Как?
- предупреждение,
- реальные меры воздействия,
- отказ выполнить что-то, что от тебя нужно противнику,
- хорошая работа/учеба, безошибочное исполнение обязанностей, учет всех факторов: внешность, поведение, - все должно быть безупречно.
- человечность, но не заискивание, милосердие с позиции силы, а не слабости.
5. Действовать справедливо всегда, чтобы иметь основания для уверенности в себе.
6. Не хвастаться.
7. Не спешить.
Упражнения:
А) Инструктор и другие присутствующие не разговаривают с учащимся, всячески выражают ему свое презрение и др. в течение 1 дня.
Б) Учащийся выходит в центр освещенной комнаты, все присутствующие придираются к его походке, позе, одежде и др. Затем ему дается время на подготовку (привести себя в порядок), после чего ситуация повторяется. В третий раз ему дается право отвечать, его задача - отбить все выпады.
В) Учащийся должен рассказать о своих формальных правах на работе, на месте учебы и др.
Г) Учащийся должен один день быть центром общения, душой компании, со всеми подружиться.
3. Психотехники.
Они строятся на недостаточном осознании того, что происходит. Поэтому нужно проводить оценку ситуации например, раз в пять минут или чаще, если это необходимо.
Важно вовремя насторожиться.
Как определить, что против тебя используют психотехнику:
- ритмичный, поставленный голос
- фоновая музыка, запах, мелькание предметов
- нетипичные для человека действия, не вытекающие из твоего представления о нем; слишком яркий образ
- задают ненормальные вопросы (например, "как вы себя чувствуете?" или говорят о вещах, связанных с самочувствием, самовосприятием
- чувство, что тебя затягивает
- ощущение, что ты соображаешь хуже, чем обычно
- тебя заставляют произносить что-то, петь и др.
- к тебе прикасаются, например, нажимают на какие-то точки
- тебе смотрят в глаза или просят смотреть в глаза, просят смотреть на какой-то предмет
Каждый из этих факторов, а тем более их сочетание, должен заставить тебя насторожиться.
Коды воздействия могут быть в тексте, в речи: в ритме, звучании (поэтому опасный текст нужно читать только глазами, не проговаривая слов, сосредотачиваясь на логике), сюжете (приказы могут быть замаскированы под события, происходящие по ходу дела), смысле (поэтому и сюжет, и смысл нужно обдумывать критически, не забывая о том, зачем писал это автор); в музыке; в графическом изображении или фильме; в самом образе. Они могут вкладываться также через энергетику, перед взаимодействием нужно захлопнуть все блоки, сконцентрироваться.
Категории опасных людей, мест, вещей:
1. Заведения, связанные с психологией, религией, йогой, центры дианетики и пр.
2. Цыгане, продавцы, менеджеры, торговые и рекламные, страховые агенты.
3. Психологи школьные, психологи на предприятиях, менеджеры по персоналу, психиатры, преподаватели ВУЗов.
4. Спецслужбы.
5. Песни, тексты, рекламные ролики, лозунги и др.
Способы защиты:
1. Лучшая защита - не слушать, не смотреть, не читать и др. - не воспринимать информацию.
2. Не воспринимать информацию всерьез, относиться к ней скептически, язвительно.
3. Если нельзя 1 и 2, выделять только суть, логику, и каждый этап проверять.
4. Если воздействие слишком сильное, применяем отвлечение или резервную защиту, в том числе уход в медитацию.
5. Создание внешнего образа: Важно уметь не показать, что на тебя не повлияло, чтобы не насторожить противника.
Если кроме тебя есть другие люди, можно действовать похоже на них. Если нет, стараться угадать ожидания противника; это можно сделать, представив, что ты сделал бы, если бы "отпустил" себя.
Когда отыгрываешь все это, имей в виду, что рискуешь действительно подпасть под действие психотехники и потому постоянно проверяй, насколько ты контролируешь себя. Не снимай блоки.
6. Хороший способ - понимать, каким именно способом хотят на тебя воздействовать, особенно применим к рекламе и техникам НЛП.
7. Надо быть готовым к нетипичным действиям, резким движениям и пр. - все это входит в методы психотехник.
8. Очень эффективный способ - перехватить инициативу, например, задать неожиданный вопрос или использовать неожиданное действие, особенно: резко почесаться или даже встать, приблизиться к противнику вплотную.
Упражнения:
А) обратить внимание на вторжение в личную зону, отработать разные варианты, включая приближение вплотную, окружение, прикосновение, объятие, захват и пр. - выполнять, меняясь ролями с инструктором.
Б) отработать спокойное отношение к резким звукам, вспышкам, движениям. Инструктор делает это в течение занятия. Желающие могут прослушать занятие с завязанными глазами.
В) взять текст с кодами, проанализировать его всем вместе.
Г) посмотреть телерекламу, проанализировать ее.
Д) инструктор читает интересный учащемуся текст, задача учащегося - не воспринимать его. Затем учащийся пытается максимально отвлечься, занять свой разум чем-то посторонним.
Е) учащийся должен рассказать о тех видах воздействия, которые так или иначе применяются в нашей организации, какие ощущения они вызывают.
Ж) Поэкспериментируйте с отключением воли. Инструктор заставляет учащегося раздеться, молчать, смотреть вниз, выполнять какие-то действия, учащийся помогает ему. Задача учащегося - в любое время уметь включить волю и применить контрмеры.
З) Упражнение на тренировку самоосознания. Ситуация упражнения Ж. По сигналу инструктора или другого человека, учащийся должен описать обстановку комнаты, последовательность действий, собственное самочувствие, рассказать стихотворение, вспомнить, что делал утром и др.
4. Физическое.
Некоторые утверждают, что любого человека можно сломать физическими методами. Так ли это, мы не знаем, но история говорит, что не любого.
Методы физического воздействия включают:
1. Непосредственно болевое воздействие, в том числе с применением технических средств.
2. Факторы, направленные на истощение защитных сил: длительная неподвижность, лишение сна, воды и пищи, отсутствие внешних источников информации, воздействие холода и др.
Способы защиты:
Прежде всего, можно предположить, что ты нескоро столкнешься с физическим воздействием в серьезных формах, поэтому упражнения этого раздела нужно выполнять по желанию, если ты уверен, что это пригодится.
Технические аспекты такой защиты нами пока не разработаны и не испытаны.
1. Если речь идет просто о драке, обратись к методикам самообороны.
2. Если изменить ситуацию хоть немного в твоих силах, стоит испытать все способы. Если это невозможно сейчас, может стать возможным завтра. Именно для этого нужно всегда иметь резерв сил и всегда оценивать ситуацию.
3. Решимость умереть, сражаться до конца и любой ценой, никогда не сломаться - значительно увеличивает шансы на успех.
4. Физическое воздействие - это страшно. Оно менее страшно, если ты внутренне готовишь себя к нему, задумываешься о нем не абстрактно, а в форме конкретных действий противника. Победив страх внутри себя, ты сможешь легче победить его в реальности.
Если ты находишься в такой ситуации, когда сопротивление невозможно, а ситуация безвыходна: 1. Если ты не уверен в собственной стойкости, нужно найти способ самоубийства. Помни, что у тебя только одна попытка, и потому если ты окончательно не решился, то не начинай.
2. Лучше изобразить, что тебе хуже, чем есть на самом деле, но нужно изображать правильно, иначе будут проблемы. Не следует изображать обморок, если не умеешь действительно терять сознание и т.п. Не забывай изображать соответствующие реакции тогда, когда они произошли бы у обычного человека - противник не должен знать о твоей подготовке.
3. Не забывай каждую свободную минуту использовать для самовосстановления. Изучи техники дыхания, массажа, анатомию человека.
4. Когда необходимо, нужно использовать резервную защиту: апатию, отключение от тела, медитацию и пр. - то, чем из этого ты владеешь.
Упражнения:
Помни, что нельзя ставить себя в реальные условия! Повреждения тела, скорее всего, не удастся вылечить окончательно, и это будет только вредить.
А) Встать к стене, поднять руки вверх, держа ладони шире плеч, и стоять так, сколько хватит сил. Узнать, как будешь вести себя потом, запомнить эти реакции. Делать только в присутствии инструктора.
Б) Выяснить, сколько времени можешь не спать. Только в присутствии инструктора, который опишет твое поведение; можно делать записи на видеокамеру.
В) Выяснить, как реагируешь на боль. Для этого можно использовать приемы айкидо, они относительно безопасны. Делать только с инструктором.
Г) Научиться вызывать у себя различные реакции: слезы, нервный шок, обморок, рвота и т.п.
Д) Укрепить тело тренировками, особенно выносливости, набиванием. См. "Самооборона и ОФП".
Е) Освоить полное расслабление и наоборот, умение включиться. Тренироваться приводить себя в чувство путем самовосстановления, например, после похода, после тяжелого рабочего дня, сокращая сроки.
Ж) Научиться пользоваться резервной силой, направлять себя полностью к одной цели.
5. Наркотики и психотропные средства.
О воздействии их на человека нам ничего не известно. Можно предположить, что, научившись управлять собственными обменными процессами, удастся нейтрализовать вредное воздействие. Но это все пока в стадии разработки. Определенно нельзя производить эксперименты на себе!
6. Общее:
1. Помни, что противник может пытаться создать у тебя ощущение бессмысленности борьбы, может поставить тебя в безвыходную ситуацию. Но ты должен иметь все побуждения к действию внутри себя, а не снаружи, и никогда не опускать руки.
2. Распространенной техникой является вхождение в доверие (по контрасту: "злой следователь/добрый следователь", методы психологов - "ты мне очень понравился", подсадной агент и др.)
3. Противник может использовать угрозы в отношении твоих родственников, друзей. Продумай, что ты будешь делать в этой ситуации, обсуди это с теми, с кем можно.
4. Если ты в организации, получи инструкцию от начальства, что нужно говорить и кому.
5. Не выполняй ни одного требования противника, не заключай с ним договоров и т.п.
5. Не пытайся вести двойную игру, имей в виду: всегда осуществляется проверка, - любому предателю требуется доказать свою лояльность новым хозяевам, и эта проверка не оставляет возможности для возврата.
Упражнения:
Advanced) Осознать возможность того, что тебя сломают. Решить, что не будешь намеренно приближать это.
Expert) Исследовать чувство airainen-iti. Научиться "воскресать".