Хотелось бы начать отзыв с добрых слов в адрес издательства «Гаятри». Во-первых, каждая выпущенная издательством книга (по крайней мере, из тех, с которыми удалось познакомиться непосредственно) содержит в себе какую-то изюминку, все они небанальны, своеобразны, требуют серьезного вдумчивого чтения. Во-вторых, они хорошо сделаны — в прочных твердых обложках, на хорошей бумаге, напечатаны читабельным шрифтом, удачно оформлены. В общем, беря в руки такую книгу, невольно заранее проникаешься к ней уважением. Издательство, способное привить уважение к книге уже с первого взгляда, заслуживает всяческих похвал. Впрочем, такое начало имеет самое прямое отношение к рецензируемой книге.
Итак, сразу можно сказать, что книга выглядит отлично. Крупно напечатанное название «Спешите жизнь переменить» настраивает на интенсивную работу над собой и большие перспективы. На обложке есть название серии — «Ноу хау» (пока отметим для себя, а потом вернемся к этому). На задней странице обложки есть аннотация, раскрывающая, о чем же повествует книга. Выборочно процитирую: «Знаменитый Процесс Хоффмана — практический курс работы с привычками поведения и восприятия — теперь можно пройти самостоятельно!.. Процесс Хоффмана представляет собой десятки техник и упражнений, позволяющих разобраться с привычками, о которых мы обычно и не подозреваем и которые из года в год оказывают определяющее влияние на нашу жизнь». Чуть ниже есть изложение четырех шагов, составляющих суть процесса Хоффмана. Вот с этого, пожалуй, и начинаются проблемы.
По идее, процесс Хоффмана — это некая разновидность духовной практики, предназначенной для личностного роста, освобождения от психологических проблем путем расширения сознания и анализа собственных ограничений. Таких разновидностей на сегодняшний день существует очень много. В действительности они мало отличаются друг от друга,. Есть, конечно, некоторые вариации, но в целом структура процесса всегда соблюдается. Кроме того, все духовные практики при правильном их исполнении приводят к одному и тому же результату. Зачем же их столько? Видимо, чем больше путей к желанной цели, тем проще рядовому пользователю, озабоченному духовным ростом и решением психологических проблем, выбрать тот путь, который ему ближе, проще и понятнее. Так что, вот первые комментарии в адрес процесса Хоффмана: 1) обещанные результаты его вполне предсказуемы и достижимы и 2) существует множество альтернативных процессов, ведущих к тому же результату и с тем же успехом. Появляется резонный вопрос: надо ли выбирать процесс Хоффмана в качестве «своего пути», и если да, то почему?
То, что было прочитано на обложке, уже настораживает. Во-первых, само название «процесс Хоффмана». Зачем нужно было давать методу такое «имя собственное»? Есть например, гештальт-терапия, которая вовсе не называется «процессом Перлза», хотя, наверное, могла бы. Есть психоанализ, который почему-то не называют «процессом Фрейда». Чем же процесс Хоффмана отличается от других процессов, предложенных, например, Перлзом, Фрейдом или Уильямом Шутцем? Чем Хоффман заслужил особого упоминания в отличие от иных не менее уважаемых личностей? Это остается загадкой, если не привлечь на помощь маркетинговое мышление. На самом деле речь ведь идет не об особых заслугах Боба Хоффмана, а о создании бренда, под которым можно было бы успешно продавать книги и семинары. Лично я полагаю, что духовная практика и такое внимание к созданию и поддержанию бренда плохо сочетаются между собой.
Другое грустное размышление заключается в том, что если существует целый ряд похожих практик, то каждая отдельная практика пытается выделиться, как-то выдвинуться из этого ряда, «привстать на цыпочки». Иными словами, занимается саморекламой в прямой или косвенной форме. «Знаменитый Процесс Хоффмана» — это иллюстрация к сказанному. В тексте книги есть рассказы участников о том, как они проходили различные другие практики, подвергались различным видам психотерапии, и все безрезультатно, пока не встретили на своем жизненном пути процесс Хоффмана (подтекст — процесс Хоффмана лучше всех иных процессов). Я убежден, что бессмысленно выдвигать на передний план какую-то одну практику, заявляя, что она эффективнее других. По большому счету, эффективность их всех одинакова, и заявлять обратное — значит, мягко говоря, искажать правду. Получается, что не смог автор книги обойтись без рекламы, посвятил часть усилий и места в книге не самому процессу, а его раскрутке. Он явно пристрастен, что неудивительно, но и неприятно.
Коль скоро речь зашла о критике, продолжим в том же духе. Какие еще недостатки, на мой взгляд, присущи книге. Во-первых, неоригинальность самого метода. В нем очень мало по-настоящему нового. Все элементы, из которых состоит процесс Хоффмана давно известны и широко применяются.Осознание своих проблем — краеугольный камень, на котором стоит практически вся психотерапия за небольшим счастливым исключением. Катарсис — это замечательно, но это еще древние греки знали. Те же мотивы мы легко усмотрим и в трудах, например, Перлза и Райха. Станислав Гроф с помощью LSD и холотропного дыхания возвел катартическую технику на недосягаемую высоту. Прощение тех, кто послужил причиной вредной привычки, — одна из вариаций корректирующего эмоционального переживания. Различные техники визуализации и медитации описаны великолепно оптом и в розницу. То, как между собой соединены эти элементы в общую структуру, тоже вполне банально. Да, впрочем, в какую еще структуру можно соединить эти элементы?
Во-вторых, более серьезная претензия. Мышление, запечатленное на страницах книги, страдает многими недугами плохого мышления - фрагментарностью, неопределенностью, произвольностью построения причинно-следственных связей, пренебрежением к целостной природе мира. Все начинается быстро и развивается неудержимо. Появляются две части «Я» — эмоциональное и интеллектуальное, дальше больше — возникает большой набор паттернов, в которых надо ориентироваться, пять основных эмоций и т.д. В прямом противоречии с бритвой Оккама возникает множество фиктивных сущностей — терминов, имеющих произвольное толкование. После этого поневоле приходится устанавливать причудливые и запутанные связи между этими терминами. В этом процессе имена существительные совершенно неоправданно занимают места глаголов, то есть «вещи» занимают места процессов. Личность человека разбивается на небольшие части, а уже затем возникает длительная и увлекательная работа по их воссоединению.
Поиск причин текущих проблем в прошлом — это одно из любимых занятий всякого рода систем психотерапии (особенно забавен в этом поиске Рон Хаббард с его дианетикой). Фраза с обложки Процесса Хоффмана: «…тех, кто послужил причиной возникновения… привычки» уже дает очень многое в этом плане. Читатель должен согласиться с тем, что причиной его привычек послужили окружавшие его люди.И если вы с этим соглашаетесь, вам ничего другого не остается, как что-то с этими людьми сделать (лучше всего, конечно, простить). Не вдаваясь в долгие рассуждения могу сказать только: это заявление, мягко говоря, спорно, и кроме того, неверно методологически. Привычки - это способы поведения, а люди — субъекты поведения. Причиной возникновения способов поведения могут быть только другие способы поведения, но не люди. Пытаясь разобраться с поведением, надо исследовать и модифицировать поведение. В общем, помимо техники преодоления проблем книга учит еще и плохому мышлению.
А теперь можно сказать и о достоинствах. Можно сказать, что книга крепкая и надежная. Сам по себе метод Хоффмана не хуже многих других, им вполне можно пользоваться и получать положительный результат. Правда, желательно не забывать при этом, что есть и другие методы, которые не хуже хоффмановского и к ним тоже можно обращаться. Главное же достоинство книги, по-моему, в описании личности Боба Хоффмана. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать: «Боб был наполовину гений, наполовину — совсем того. Мудрейший из людей и полный психо одновременно… Боб чрезвычайно серьезно относился к тому, чтобы помощь людям оставить боль позади. Но у него было ужасное чувство юмора: он обожал шокировать каламбурами. Мог растопить ваше сердце печальным взглядом, а мог довести до бешенства, точно зная, чего нужно куснуться. Мог назвать вас чувствительным, душевным человеком, а час спустя сообщить, что вы двуличный обманщик. Он жил, не подчиняясь общим нормам, и брал на себя немалый риск, „подталкивая людей к Небесам“, как однажды выразился с характерным отсутствием скромности. Если Боб видел или только подозревал, что вы не можете справиться с проблемой, то без оглядки бросался вперед со своим психологическим скальпелем».
Вот это глыба, вот это матерый человечище! Конечно, такой человек мог быть успешным целителем душ. Но такие люди — штучны, они, как говорится, соль земли, их мало (потому что в любое блюдо много соли и не требуется). Нисколько не удивительно, что он создал свою систему работы со страждущими, он просто не хотел осваивать чьи-то чужие. Также понятно, что он не записывал и не комментировал свои идеи, у таких людей на это нет времени и терпения. Проблема с этими людьми только одна — они оставляют последователей, которые начинают пропагандировать их метод. Последователи, несомненно, менее талантливы, менее увлечены, менее экстраординарны, зато трудолюбивы и обладают маркетинговым мышлением. Я думаю, что Боб Хоффман не несет ответственности ни за претенциозное название «Процесс Хоффмана» (хотя, как знать…), ни за рекламные трюки, примененные Тимом Лоуренсом, ни за туманное и противоречивое мышление, в изобилии представленное в рецензируемой книге.
В общем, книга относится к подлинной работе Хоффмана, как палец, указывающий на Луну, к самой Луне. Если смотреть туда, куда указывает палец, можно увидеть многое, но если смотреть на палец, то проморгать что-то, связанное с Луной — проще простого. Поэтому мой призыв — не путайте палец с Луной, не принимайте за истину то, что написано, ищите то, что подразумевалось!
Книга для рецензии предоставлена издательством Гаятри
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого текста.
Вы можете купить книгу на сайте издательства или в интернет-магазине OZON по следующей ссылке
Купить книгу Тима Лоуренса «Спешите жизнь переменить» в интернет-магазине Ozon.