Развитие творческого мышления и интеллекта

 

МНЕМОТЕХНИКА или искусство укреплять память-1

Автор: Андрей Малыгин от 19 мая 2018
Вступление

Практическое руководство усваивать легко и быстро и удерживать навсегда в памяти числа, названия, серии слов, стихотворения, иностранные языки, логарифмы, даты, карты, шахматы и пр.
Составил по новейшим иностранным руководствам
Н.Д.СЛОУЩ

Издание третье, дополненное

Одесса, Типография «Одесских Новостей», Пушкинская ул, дом 11

1893 год

Предисловие

Во всех умственных занятиях, даже во многих профессиях, чувствуется необходимость вверять памяти, более или менее совершенным образом, разные понятия и познания. Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто бесполезных, усилий.

В частном случае ученик, одаренный хорошей памятью, имеет всегда превосходство над своими товарищами, не столь счастливыми в этом отношении, и всегда заслуживает похвалы учителей, успевая больше при экзаменах и конкурсных испытаниях, и то с гораздо меньшим трудом.

Но, употребляя известные способы и приемы, можно часто в скором времени достигнуть таких результатов, до каких во многом не в состоянии дойти даже люди, наиболее одаренные памятью.

Мнемотехника или искусство укреплять память имеет эту цель и позволяет удерживать максимум познаний в минимум времени и с минимумом труда.

Можно положительно сказать, что от низших до высших классов, ученики, который воспользуется мнемоникой, всегда одержит верх при экзаменах и испытаниях.

Кроме того, в следующих занятиях, как занятия адвоката, учителя, проповедника, актера и т.п., наконец, в разных научных и промышленных, увеличение силы памяти будет всегда очень полезным.

Основание мнемонике положил еще греческий философ Пифагор, который и назвал ее мнемотехникой, (искусство памяти), а занимающиеся ею были названы мнемонистами. Ею удачно воспользовался Симонид, а за ним и Цицерон, который даже написал трактат о мнемонике, в котором говорит, что "он многим обязан этой науке, и что она необходима для всякой памяти, как самой лучшей, так и самой плохой". Мнемоникой и, по-видимому, хорошо выработанной воспользовались еврейские талмудисты. Большое число сочинений по мнемонике вышло в средние века, но сочинения эти написаны в мистическом духе, и не были понятны не посвященным в них; одно из исключений составляет сочинение еврейского ученого в Италии Леон де Модены, методы которого на еврейском языке, почти вполне походят на новейшие методы. Важные труды по теории памяти, как и по методике мнемоники, вышли только в конце 18 и начале 19 веков.

Карл Равентлов и Котте в Германии считаются основателями нынешних систем мнемоники; несколько преподавателей мнемоники в Германии и Франции довели ее до таких успешных результатов, что служат удивлением для публики.

Ребенок 10 лет, зная хорошо методу, в состоянии достичь следующих результатов.

Кто-нибудь из публики предлагает ему серию дат из русской или всеобщей истории, и ребенок, не запинаясь, приводит относящиеся к ним происшествия; достаточно также напомнить ему событие, чтобы он немедленно сказал дату.

Он в состоянии изучить в течение нескольких минут и удержать надолго серию чисел в 10 цифр. Другой фокус: произносят внятно и постепенно перед ребенком, или дают письменно, лист в 40 ничего общего между собою не имеющих слов, а он, прочитавши их два раза или даже один раз, в состоянии не только помнить, но даже повторять их в обратном порядке, т.е. начиная с последнего слова, и сказать какое слово 3-е в листе, какое 29-е и т.д. подобное можно сделать и при игре в карты, домино и пр.; словом, обороты памяти могут быть изменены, и их интерес зависит от больших или меньших способностей того, кто пользуется ими.

Изучение мнемоники более всего распространено в Германии, а затем в Англии и Франции. У нас в России редко даже, кто знает о ее существовании, и книжка эта является первым опытом переложения мнемоники на русский язык. Как читатель увидит; второе издание совершенно разнится от первого: здесь и правила и разъяснения доступнее, кроме того, мы прибавили массу новых правил и законов, и мы можем смело сказать, что книжка составлена по лучшим и новейшим методам (Гуго Вебер Румпе, Котте, Добе, Эме-де-Пари и другие).

Быстрый успех второго издания, разошедшегося менее чем в четыре месяца, и продолжающийся спрос на него, заставил нас издать третье издание, я смею надеяться, что читатели встретят его с обычно благосклонностью.


Введение. Теория мнемоники

Позвольте мне, прежде всего, испытать силы вашей естественной памяти; возьмите для примера самое односложное, от которого зависит всяко знание; отдельные бессвязные слова. Сколько, думаете вы, вы в состоянии запомнить таких слов, прочитавши их один раз?

- Не меньше десяти? - неправда ли? Отлично, попробуйте! Прочитайте следующие 10 слов: ад, сани, яма, сарай, соль, юг, суша, сова, жаба, таз. Я думаю, что вы не запомните по порядку и половины этих слов. Попробуйте прочесть 2 раза следующие 10 слов: ночь, море, вода, гул, меч, пень, рыба, мель, челнок, ров.

Пойдем еще дальше и попробуем запомнить число в 20 цифр: 27, 34, 81, 65, 37, 92, 49, 35, 75, 48.

Сколько времени требуется для того, чтобы запомнить эту серию? Может быть, вы совсем не будете в состоянии запомнить ее; но я вам обещаю, что, если вы серьезно займетесь этой книжкой, вы будете в состоянии помнить. Прочитавши лишь один раз, а, в крайнем случае, два раза, число в три раза большее, слова в 5 раз больше! Кроме того, мнемоника обращает процесс запоминания из утомительного, раздражительного зубрения в интересное размышление, ибо главный ее принцип, основанный на долгих физиологических исследованиях, следующий: следовать тайным и темным путям души, узнавать, как душа действует при обыкновении запоминании и каким образом она удерживает все то, что повторяется много раз.

Прошу вас, прежде чем мы начнем упражняться, внимательно прочесть и изучить это введение, ибо от всестороннего понимания его зависит также легчайшее понимание практических искусственных способов, ведущих к облегчению процесса запоминания. Способы эти должны, конечно, строго соответствовать существу и природе нормальной памяти, если только они хотят претендовать на действительную пользу; по этой самой причине, искусственные средства, например, имеющие целью облегчения процесса зрения - очки и увеличительное стекло, должны в конструкции своей соответствовать строго построению глаза и законам отражения. И так, для того, чтобы найти исходящую точку к изучению мнемоники, мы вернее всего достигнем цели, если предварительно заметим себе те функции нашей психики, которые приходят в движение при простом процессе запоминания; дальше, если мы в основу нашего предмета положим квинтэссенцию сказанного процесса, существо и основание нормальной памяти. Когда речь идет о памяти, пользуются часто выражением: "сохранить, удержать что-нибудь в уме" и есть, конечно, такие, которые воображают, что душа накопляет приобретенные представления в мозгу, откуда она может во всякое время добыть нужное представление, как из портфеля, в котором бумаги размещены в строгом порядке, но в действительности дело обстоит совершенно иначе. Представление (так называется простейший элемент памяти, понятие, получаемое нами при произношении какого-нибудь слова) есть ничто иное, как мимолетное состояние души, обусловленное импульсом, подействовавшим извне на нашу душу посредством органов чувств. Пока длится этот внешний импульс, длится также действие его - обусловленное им состояние души, которое мы ощущаем, как сознание испытанного импульса, как представление о нем. В ту же самую минуту, в которую прекращается и перестает действовать импульс, прекращается также представление, душа освобождается от материала, готовая вновь принимать новые представления. Но если б душе, для повторения данного представления, требовалось повторение самого импульса, то в таком случае, очевидно, не могло быть никакой речи, ни о знании, ни о мышлении, ни о какой-нибудь умственной деятельности; последняя облегчается главным образом вследствие того, что детям доступны такие способы и пути, помощью которых они обрабатывают представления так, что они могут возникать в ней произвольно, без повторения импульсов. Вот эта-то область умственной деятельности и называется «памятью» и при том это не подчиненная область, как думают многие, а, напротив, необходимое условие всякой умственной деятельности во всех ее остальных проявлениях: смотря по большей или меньшей степени развития памяти, мы можем судить о большем или меньшем развитии самой умственной деятельности. Психологи давно уже заметили тот факт, что в сознании возникают произвольно очень легко представления. Которые или сходны между собою, или противоположны друг другу, или возникали раньше одновременно, или, по крайней мере, одно сейчас же следует за другим. Из этого явления вытекают четыре так называемых закона ассоциации идей: закон сходства, контраста, последовательности и одновременности, играющие выдающуюся роль в процессе запоминания. Несомненно поэтому, что мнемоника. Для удовлетворения поставленной себе цели. Должна обрабатывать свой материал так, чтобы в силу мог вступить один из названных четырех законов ассоциаций идей.

Что касается возможности такой переработки. То нет сомнения, что это возможно. Мы приведем далее много примеров, ясно доказывающих это, но возникает другой вопрос: на сколько такой метод полезен? Беспристрастный ответ на этот вопрос тот, что такой метод не всегда полезен, а во многих случаях, прямо вреден.

Само собою возникает мысль о том. Нет ли чего-нибудь общего во всех четырех законах, нет ли у них какой-нибудь общей подкладки. Если есть, то нам предстоит возможность пользоваться самим принципом, положенным в основу всех 4-х законом, что, конечно, сбережет нам много времени и труда. Рассмотрим ближе эти 4 закона. Вопрос о сходстве или контрасте двух представления решается, конечно, путем сравнения; путем же сравнения мы в состоянии судить о том, одновременно ли возникли в уме два представления или одно вслед за другим.

И так, в основе всех четырех законов лежит один принцип, сравнение. Но что такое сравнение? Это не более, как связующая мысль, мысль, обхватывающая оба представления и соединяющая их так, как мост соединяет берега реки. Там, где эти переходы мысли, эти связующие нити, как мы их назвали, возникают произвольно и сами собою, там мнемоника чрезвычайно легко и проста, но она затрудняется и осложняется тогда. Когда связывание представлений является делом случайным, не возникающим вследствие самой необходимости.

И если мы захотим объяснить наше представление еще яснее, то мы можем думать о том, что все сотни тысяч, даже миллионы представлений, подвластных нашей душе, связаны также беспрерывной сетью нитей, и что эта сеть отражается беспрестанно в нашей душе, подобно тому, как облака неба в тихой, ясной воде. Мысль несет нас быстро через эту запутанную, безпланную прядь, туманно спеша от одного представления к другому, чтобы остановиться, наконец, у того, кого душа ищет.

Основа наших 4 законов и, вместе с тем, квинтэссенция всей работы памяти, таким образом, следующая: составлять связи! Прядь мысли от одного представления к другому, помощью которой мы после будем в состоянии вспоминать их нить за нитью.

Только мнемоника может превращать эти бессознательные, бессвязные, беспланные и не произвольные нити и связи в сознательные, произвольные, связные и над планом. Это дело мнемоники - приводить в порядок и правильность мимолетные и летучие представления, составлять нумерованные улицы и шоссе мыслей вместо диких, запутанных нитей; пути, по которым мысль по математическому закону - прямая линия кратчайшая - может найти требуемое быстро.

Для того чтобы применять главный закон - составлять искусственные связи и соединять их - мнемоника разделяет весь материал на отдельные слова. Таких слов есть три класса: отдельные слова, слова воспоминания и слова числа.

Первый класс включает в себя случаи практической жизни и, некоторым образом, и научной. Ученик, например, должен запомнить ряд географических имен, границы, страны, реки, притоки, горные цепи, губернии, департаменты, или в астрономии имена звезд, планет, комет, в истории имена владык, войны. В религии названия библейских книг, пророков, и, наконец, переводы, серии слов и пр. Во всех этих случаях задача остается одной и той же: нужно запоминать большее или меньшее число слов, в каком угодно, но большей частью в данном, порядке. Мы называем этот класс: "отдельные слова".

Второй класс: слова вспоминания включают в себя уже более широкий и большой круг. Эти слова применяются повсюду, где только нужно запоминать что-нибудь связное. Будь это проза или поэзия. Прежде, чем вы захотите запомнить данный морсо, вам нужно разложить его на большие или меньшие части, которые должны по возможности выражать отдельные понятия. Затем следует заменить каждую часть словом, которое способно напоминать нам о содержании данной части, т.е. чтобы оно отражалось в слове, так чтобы вы при надобности припомнили данный морсо слово за словом, в то время, когда вы запомнили одни лишь слова воспоминания. Как запомнить ряд слов вспоминания, мы укажем в упражнения.

При применении подобных слов можно запомнить речи, чтения и раппорты, историю, библию, законоведение. Короче, их помощью можно запомнить все написанное в связанных предложениях. Третий класс мнемонических слов - это слова-числа. Числа представляют непомерные затруднения для памяти, ибо они не имеют между собою естественной связи; их комбинации движутся в тесном и сжатом кругу 10-ти элементов (10 цифровых знаков), а связи этих элементов в свою очередь ограничиваются четырьмя действиями. Положим, нам нужно запомнить, что свинец тяжелее воды в 11,5 раза, мы не можем найти никакого слова, которое могло бы служить посредником для облегчения процесса запоминания; кроме того, очень трудно запомнить, что тяжелее чего в 11,5 раза, вода или свинец. Но мнемоника преодолевает это затруднение очень просто: она ставит раз навсегда по определенным правилам соответствующее данному числу слово, которое дает возможность составлять какие угодно мысленные связи. Для этого употребляют таблицу цифровых букв, по которой каждый из 10 цифровых знаков заменяется одной буквой или более, как мы укажем в упражнениях.

Таким образом, я сообщил вам главные правила; прошу вас не довольствоваться одним чтением правил и упражнений, а изучать их до тех пор, пока вы не будете в состоянии свободно владеть ими; для этого весьма важно, чтобы вы сами занимались составлением примеров из разных предметов по образцу данных в упражнениях, ибо упражнение играет здесь самую важную роль. Я думаю, что там, где дело идет о подобной пользе, редко кто откажется последовать моему совету.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
hdseven.ru.