(глава из книги Ю.К. Пугача "Развитие памяти. Система приемов")
Рассмотрим этот прием на примере запоминания текста для учеников 3-го класса. Для того чтобы лучше разобраться в действии, поставьте себя на место третьеклассника. В таком случае перед вами стоит задача: запомнить текст с одного прочтения и пересказать как можно ближе к тексту, хотя, конечно, запоминать дословно нет необходимости.
ВОЛК
Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая. Глаза косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях. Весной и летом бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. Зимой они часто ходят большими стаями. Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает иногда в деревни и загрызает скот. Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы.
Несмотря на легкость текста, безусловно, чувствуется некоторое напряжение... Это и понятно: если вы читали с установкой запомнить подробно, то вчитывались в каждое слово. При таком характере чтения в качестве ЕИ чаще выступает слово. Отбросим второстепенные слова, но все равно имеем около 60 ЕИ. Во всяком случае именно столько имеет их третьеклассник, образная память которого развита недостаточно. А так как регистр оперативной памяти может обрабатывать одновременно только 7 ЕИ, то очевидно, что задача перед ребенком стоит непростая.
Чтобы облегчить ее, нужно укрупнить ЕИ до уровня предложения. Для этого требуется увидеть содержание предложения целиком, в одной «картинке». «Волк очень похож на большую собаку». — Видим в воображении, на внутреннем экране, волка и собаку — одинаковых по размеру, похожих. «Шерсть у него длинная, жесткая». — Видим длинную, жесткую шерсть (трогаем ее руками, чтобы включить побольше ощущений). И так далее...
Если каждому предложению соответствует своя «картинка», то запоминание происходит на уровне предложений. В этом тексте 15 предложений — следовательно, 15 ЕИ. Их количество сократилось в 4 раза, но от заучивания (то есть многократного повторения) мы не избавились, так как 15 ЕИ не могут одновременно обрабатываться в регистре оперативной памяти. Следовательно, необходимо выходить на более высокий уровень перекодирования — на уровень смыслового куска.
Отметим, что выделение смысловых кусков при образном запоминании не представляет труда даже для младших школьников. Необходимо только научить их следовать простому правилу: каждое последующее предложение накладывается на предыдущее до тех пор, пока характер «картинки» не изменится.
Поясним это правило. Не только дети, но и зачастую взрослые, когда читают текст, видят на внутреннем экране мелькание образов. Сначала они увидят волка с собакой. Затем этот образ исчезает и появляется стоящая дыбом, длинная шерсть. И этот образ пропадает, когда речь идет о глазах... Таким образом, если человек не контролирует свое воображение, то чтение (и запоминание) происходит на уровне предложений, а то и слов. Правило же требует, чтобы мы контролировали работу воображения — то есть не отпускали возникающие образы и складывали из них общую «картинку» — общую ЕИ.
Итак, «Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у него длинная, жесткая». — На внутреннем экране — волк с собакой, и у волка длинная, жесткая (трогаем руками) шерсть. «Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз». — Накладываем эти образы на предыдущую «картинку», волк с собакой... шерсть... сверкающие глаза... хвост... Полученную «картинку» представляем целиком и держим ее в воображении 5—20 секунд, чтобы она закрепилась в КВХ. Теперь мы можем быть уверены, что ЕИ сформировалась.
Заметим, что младший школьник, которому трудно выделять смысловые куски, попытается включить в ЕИ и следующее предложение. Но он тотчас почувствует неудобство: изменяется характер «картинки». Это будет для него сигналом к тому, что следует остановиться и закончить формирование ЕИ.
Теперь будем формировать следующую EИ. «Живут волки в лесах, оврагах, иногда в степях». — Прежде всего не допустим мелькания «кадров» (отдельно лес... овраг... степь), иначе сползем на уровень слов. Увидим содержание предложения в одной «картинке», в одном образе. И пусть вас не смущает, что изображение может оказаться неполным. В воображении может происходить что угодно: размеры изменяются, пространство искривляется, предметы и явления предстают в фантастическом виде.
«Весной и летом они бродят одиночками или парами». — Видим волков на зеленом фоне предыдущей «картинки» — не отпускаем ее, а напротив, достраиваем. Следующее предложение связывается уже с желтым цветом осени: «Осенью живут целой семьей». А последнее предложение в этом смысловом куске — «Зимой они часто ходят большими стаями» — требует белого фона.
Не имеет значения, как вы поступите. У кого-то хватит объема внимания, чтобы представить изображение в трех частях: вверху зеленая часть, ниже желтая и еще ниже белая. У кого-то в воображении возникает переливающаяся «картинка» (быстрое чередование трех картинок. В любом случае цель будет достигнута, если вы подержите образ 5—20 секунд. Пусть вас не пугает и тот вариант, что изображение окажется недостаточно отчетливым: размытым или серым, будто в сумерках. Посканируйте его (сканироватъ — значит скользить) 5—20 секунд, и этого будет достаточно для формирования ЕИ. По мере тренировок нужно стремиться, чтобы изображение становилось все более отчетливым. Дальше будем пробегать глазами сразу несколько предложений и лепить из них обобщенный образ. Выделим следующий смысловой кусок и сформируем из него ЕИ: «Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой он забегает в деревни и загрызает скот». — Предположим, возникла следующая «картинка»: посредине волк; слева — летний зеленый лес и ряд диких животных (от оленя до мышонка и бабочки); справа — зимняя белая деревня и ряд домашних животных... Снова подержим образ 5—20 секунд...
«Борьбу с волками ведут команды охотников. Они делают облавы на волков. Для ловли волков делают также ловушки и капканы». «Картинка», предположим, возникла такая: посредине волк, попавший в капкан, слева — облава с красными флажками, с шумом и треском, справа — охотники с грохочущими ружьями... Держим и этот образ 5—20 секунд, а затем сканируем (просматриваем в воображении быстрым скользящим взглядом) все ЕИ по порядку:
— внешний вид;
— где живет (образ жизни);
— питание;
— борьба с волками.
Теперь достаточно произнести про себя название логического куска, как тут же оживает стоящий за ним образ. Можно пересказывать!
ЧЕМ ВЫГОДЕН ПРИЕМ ОБРАЗНОГО ГРУППИРОВАНИЯ
Довольно часто случается так, что ученик, даже хорошо выучив урок, вдруг затрудняется воспроизвести его в нужный момент. Происходит это от недостатка уверенности. А полная уверенность в своих знаниях может быть лишь тогда, когда человек видит весь объем материала и может мгновенно проверить себя, просканировать его. Если при запоминании текста человек не пользовался приемом образного группирования, то мгновенный просмотр (сканирование) невозможен, потому что в поле внимания попадают лишь отдельные элементы информации — общим числом не более семи. Чтобы убедиться в своих знаниях, придется прибегнуть к подробному пересказу, что отнимает немало времени и не всегда возможно. Отсюда неудачи многих учеников при ответе у доски: цепочка образов внезапно блокируется, поскольку в коре головного мозга возникает новый очаг возбуждения, вызванный волнением, неуверенностью. А по закону, открытому физиологом И. П. Павловым, два крупных очага возбуждения не могут существовать одновременно — между ними происходит борьба. Итог этой борьбы может быть не в пользу ученика; тогда мы говорим: от волнения рта раскрыть не мог!
Прием образного группирования меняет ситуацию. Для сканирования данного текста требуется увидеть всего 4 «картинки», что не составляет никакого труда. Чтобы прочно закрепить в памяти их названия, можно прибегнуть к приему «мнемическая фраза» — составить предложение из первых слов названий. Причем не важно, если получившееся предложение не будет иметь здравого смысла: оно все равно запомнится лучше, чем не связанные по смыслу слова. Для нашего примера фраза может быть такой: внешний образ питается борьбой! Пока ученик идет от задней парты к доске, он легко просканирует весь текст и будет отвечать уверенно. Вы легко можете убедиться в этом...
Если человек поставил себе задачу запомнить информацию с большой точностью, он, как правило, вчитывается в каждое слово, в каждую подробность, — и напрягается! Запоминание превращается в тяжелую работу, вызывающую быстрое утомление и отрицательные эмоции. Прием же образного группирования позволяет работать легко, без напряжения, с удовольствием, превращая работу в своего рода игру. А чем меньше напряжение в работе, тем продуктивнее запоминание. Через несколько дней тренировок вы убедитесь, что запоминаете значительно лучше, сил тратите намного меньше и даже получаете удовольствие от работы.
ИТОГИ
1. Прием образного группирования укрепляет ЕИ, уменьшает их количество, резко увеличивая объем памяти.
2. Одновременно с образным группированием осуществляется умственная операция группирования элементов информации в логические центры, что существенно улучшает понимание материала.
3. Прием требует тренировки, но зато придает уверенность в знаниях и превращает работу в удовольствие.