Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Знания и умения.

Автор: Андрей Малыгин от 13 мая 2018
Стадии научения по НЛП.


Понятия сознательного и неосознаваемого являются основными при определении моделей обучения.. Мы будем считать сознательным то, что в настоящий момент осознается, как, например, это предложение прямо сейчас. Неосознанным считается то, что в настоящий момент не осознается. Окружающие звуки, которые вы можете слышать, были, вероятно, неосознанными до тех пор, пока вы не прочитали это предложение. Тоже относиться к ощущениям в ступнях, напряжению в мышцах спины и так далее. Воспоминание о том, как вы в первый раз увидели снег, почти наверняка находится вне вашего сознания. Если вы когда-нибудь помогали ребенку учиться писать на бумаге ручкой, то вы поймете, насколько неосознанным стало это умение в вас самих. Мы живем в культуре, которая поддерживает убеждение о том, что большую часть того, что мы делаем, мы делаем сознательно. И тем не менее, большую часть из того, что мы делаем, - и то, что мы делаем наилучшим образом, мы делаем неосознанно.
Второй категорией является соответственно знание и незнание. Вы можете знать как забить гвоздь и не знать, как отремонтировать принтер.

Традиционной точкой зрения является то, что обучение любому навыку содержит в себе четыре стадии. Первая - неосознанное незнание. Вы не только не знаете, как сделать что-то, но вы также не знаете, что вы этого не знаете. Если вы никогда не занимались выведением новой разновидности пчел, вы понятия не имеете о том, на что это похоже.

Например, вы стали изучать "садоводство". Вскоре вы обнаруживаете свои ограничения. Вы выполняете задания учителя (наставника, печатного руководства) и сознательно следите за всеми своими действиями, саженцами и проводимыми мероприятиями. Это захватывает все ваше внимание, и так как у вас еще нет соответствующих навыков, наверное, вы начнете с малого. Это стадия осознанного незнания (некомпетентности), когда вы забываете полить растения, ломаете рассаду, насыпаете много удобрений, не замечаете, что деревце поедает тля. И хотя эта стадия является беспокойной (и разрушительной для растений), именно в это время вы усваиваете большую часть необходимого.

Это приводит вас на стадию осознанного знания (компетентности). Вы ухаживаете за садом, концентрируя на нем все свое внимание. И у вас получается. Но вы еще не мастер.

И, наконец, целью ваших усилий является неосознанное знание. Все те отдельные навыки, которые вы с таким усердием осваивали, плавно сливаются в одно целое. Вы можете с первого взгляда определить, какое растение больное, а какое требует полива, сколько удобрений необходимо внести на данный участок местности и когда будет готов компост. Ваше сознание определило цель и предоставило возможность подсознанию выполнять поставленную задачу, освободив ваше внимание для других целей.

Если вы будете практиковать что-то достаточно долго, то вы достигнете этой четвертой стадии, то есть сформируете привычку. В этот момент умение становится неосознаваемым. Однако некоторые привычки могут оказаться не самыми эффективными для решения новой задачи. Наши фильтры могут не пропустить какую-нибудь важную часть информации, которая окажется существенной для включения необходимой привычки.

Предположим, вы сносно играете в теннис и хотите совершенствоваться. Тренер, вероятно, будет наблюдать вашу игру, затем начнет изменять такие вещи, как движения ваших ног, вашу манеру держать ракетку и наносить ею удар. Другими словами, он возьмет то, что для вас являлось целым куском поведения, - плоский удар справа, - разобьет его на несколько составных частей и затем перестроит их так, чтобы ваш плоский удар справа стал более совершенным. Вы вернетесь назад по стадиям научения к осознанному незнанию, и вам необходимо будет Разучиться, прежде чем научиться заново. Единственная причина поступать таким образом заключается в том, чтобы встроить в ваше поведение новые привычки, расширяющие ваши возможности выбора того способа поведения, который окажется наиболее эффективным при решении данной конкретной задачи.

Четыре стадии научения:

1. Неосознанное незнание

2. Осознанное незнание

3. Осознанное знание

4. Неосознанное знание

Процесс забывания - это переход от п. 4 к п. 2. Процесс переучивания - это переход от п. 2 обратно к п. 4, но уже с большим количеством выборов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
hdseven.ru.