Здесь у нас небольшое "лирическое" отступление в рамках темы лидерства. Основной инструмент лидера - это идея. С помощью своих идей лидер воздействует на людей, мобилизуя их, подчиняя и сплачивая. Лидер как носитель идеи превращается в харизматическую фигуру. Если у вас есть такая идея, и вы можете ее хорошо довести до понимания людей, "подать", вы, образно выражаясь, на коне. Собственно, статус лидера как раз и определяется наличием такой идеи. Следующий важный вопрос: где взять эту идею? Вообще, ее необходимо придумать. Все идеи были кем-то когда-то придуманы.
На свете достаточно много людей творческих. Не просто умных, а именно творческих. Это они творят большинство идей в мире. Возникает мысль, что они талантливы, что в голове у них больше мозга, чем у остальных, или эти мозги как-то по-особому работают. Однако, любой человек, всерьез занимающийся психологией, педагогикой, а также решением изобретательских задач, точно знает, что это не так. На самом деле, творчество - это специфический мыслительный процесс. Как и все мыслительные процессы, он доступен для наблюдения и описания. А если мы можем что-то пронаблюдать и описать, мы можем это и воспроизвести. Так что, несомненно, существуют алгоритмы творческого мышления, позволяющие придумывать новаторские (и иногда гениальные идеи).
Однако есть некоторые соображения по поводу коммерческого использования таких алгоритмов. Что можно делать с таким алгоритмом, как его лучше использовать? Первое, что приходит в голову тем. кому такой алгоритм известен, это за деньги научить ему всех желающих, а также убедить всех нежелающих стать желающими. Цель этого всего (помимо зарабатывания денег) - сделать все человечество более умным и творческим. Цель очень благородная и даже, в принципе, достижимая. Она движет научный и технический прогресс. Но к каким еще результатам она приводит?
Возможно, вам известно высказывание: "Книга оказала действие, подобное действию всех хороших книг: умные стали еще умнее, глупые - еще глупее, а сотни прочих ни в чем не изменились". Это удел всех хороших книг, руководств и алгоритмов. Дело в том, что большинство "обыкновенных" людей так и не научаются правильно ими пользоваться, эти алгоритмы остаются чем-то вроде интеллектуальных игрушек. Кроме того, большая часть идей требует доработки и внедрения так же как любой алмаз, чтобы стать по-настоящему драгоценным, требует огранки и оправы. Но на "доводку" идей обычно не хватает ни сил, ни времени. Так что заметим: для большинства людей эти алгоритмы не приносят ничего, крое развлечения. Платить деньги за интеллектуальные развлечения - это хорошо, но вроде бы смысл в продажу алгоритмов творческого мышления вкладывался совсем другой.
Есть и еще одна проблема. Алгоритм творческого мышления, будучи растиражированным, приводит к некоторому общему подъему интеллекта людей. Все начинают мыслить более активно и продуктивно. Всем почти одновременно приходят в голову хорошие свежие идеи, часто схожие между собой (это неизбежно - любой алгоритм создает известное однообразие). Но настоящая хорошая творческая идея является такой именно потому, что она штучная и родилась в одном экземпляре. Возникшая у нескольких людей одновременно, она быстро утрачивает новизну, становится банальностью и устаревает. Так что по-прежнему настоящих оригинальных идей появляется очень немного, и появляются они у тех людей, кто может выйти за рамки предложенного алгоритма, или сменить алгоритм, или применить несколько алгоритмов в сочетании, или придумать свой оригинальный алгоритм.
Представьте ситуацию. Вы научились хорошо играть в шахматы на 64-клеточной доске. Вы играете с партнером и ситуация для вас выигрышная, но вдруг, в самый решающий момент партнер предлагает расширить игровое поле за счет того, что полы в комнате, где вы играете, покрыты линолеумом, раскрашенным в шахматную клетку. В этот момент он получает решающее преимущество. Вы не готовы к такой смене правил; вы не знаете, как играть, если клеток не 64, а, допустим, несколько сотен; вы потеряли добытый позиционный перевес. Это и есть одна из моделей творческого процесса: найти новое измерение в обычной ситуации и воспользоваться им. Кстати, вот вам и краткая формулировка творческого алгоритма. Она вам хоть как-то помогает? Вряд ли. Вы заплатите нам за нее 1000 USD? Вряд ли, хотя зря - алгоритм действительно хорош.
Другая аналогия. В восточных боевых искусствах правильная форма боевого движения может быть "зашифрована" иероглифом, рисунком, стихотворением. Но понять, что же означает этот "шифр" может только тот, кто реально знаком с этим движением. А это, в свою очередь, требует опыта, практики, знаний. Вот и коренная разница между тем, кто серьезно и долго занимается и дилетантом, пытающимся "ухватить суть" боевого искусства, читая стихотворения и смотря на рисунки. В области творчества все точно так же.
Наша позиция такова. Если у вас есть действительно хороший алгоритм, позволяющий создавать творческие идеи, не надо стремиться продать его и нажиться на нем. Гораздо выгоднее и умнее продавать не его, а идеи, которые он приносит. Очень выгодно продавать золотые яйца, но глупо и бессмысленно продавать гусыню, которая их несет, по нескольким причинам. Во-первых, если вокруг у всех есть по такой гусыне, то у всех есть золотые яйца, значит никому из них вы уже ничего не продадите. Во-вторых, если золоте яйца - это обыденное явление, то они утрачивают свою ценность. В-третьих, если золотых яиц много, неизвестно, что с ними делать в таком количестве. В-четвертых, гусыню надо содержать и ухаживать за ней, а это далеко не все могут. Иными словами, алгоритм создания идей представляет ценность для вас, а идеи - для тех, кому вы можете их продать.
Обратная сторона той же ситуации. совсем необязательно всегда придумывать творческие идеи самому. Не стоит думать. что вы - самый творческий и "продвинутый" человек. Всегда найдутся более творческие и продвинутые, те для кого творческое мышление - не интеллектуальная забава, а повседневный труд, иными словами, профессионалы. У них всегда есть банк идей и есть возможность создать новые идеи, пользуясь своими инструментами. Обратитесь к ним, и вы сможете получить то, что вам нужно. Заплатив, вы можете рассчитывать на то, что получите идею или разработку, подготовленную именно для вас, по-настоящему творческую, существующую в единственном экземпляре. По нашему мнению, в этом состоит сущность консалтинга.